ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия

Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002
Актерская судьба Андрея Ильина началась в Горьковском театральном училище, по окончании которого он уехал работать в Рижский театр русской драмы. Когда в Латвии начались волнения, он перебрался в Москву, в Театр им. Моссовета, где и проработал одиннадцать лет. Во МХАТе им. Чехова Ильин служит уже второй сезон. Режиссер Адольф Шапиро пригласил Андрея сыграть Людовика XIV (знаменитую роль Смоктуновского) в спектакле «Кабала святош». И эта роль Андрею Ильину удалась.

       — На репетициях «Кабалы святош» Вы испытывали давление спектакля-предшественника?

       — Я его, к счастью, не видел. Иначе неизбежно попал бы под влияние Смоктуновского. У меня до сих пор перед глазами стоит его Иванов, которого я видел еще в студенческие годы. Гениальный актер! Леонардо да Винчи нашего актерского цеха. Адольф Шапиро, который ставил и тот вариант спектакля, рассказывал нам, как играл Иннокентий Михайлович. Но задачи копировать передо мной не ставил. 

       — Во МХАТе зритель иной, чем в Театре Моссовета?

       — Зритель тот же. Хороший, любознательный московский зритель. Тем более что традиции театров во многом схожи. Во МХАТе их сохранили со времен Станиславского и Немировича-Данченко, в Моссовете — Юрия Завадского, ученика Станиславского.

       — Что зрителю ждать от премьеры «Священного огня»?

       — Пересказывать сюжет, мне кажется, нет смысла. Это психологический детектив, во всяком случае, все признаки жанра налицо. И кто убийца, не буду раскрывать раньше времени. Ставит спектакль очень интересный режиссер Светлана Врагова. У нее в запасе много оригинальных сценических решений. Мы каждую мелочь подробно разбирали и оговаривали — еще в «застольный» период. Все два месяца нам не было скучно. Поначалу мой доктор Харвестер казался безликой функцией. Но в процессе репетиций стал интересен. Выяснилось, что он и есть главное действующее лицо.

       — С каким из моссоветовских спектаклей Вам тяжелее было расставаться?

       — Мои роли остались со мной. Многие из них я продолжаю играть и сейчас. Леонидик в «Моем бедном Марате», Люсьен в «Черной невесте» — эти спектакли Андрея Житинкина я никому не отдам. Ролями в «Венецианском купце» и «Милом друге» (тоже работы Житинкина) я поделился с коллегами. Играю в антрепризах, успеваю сниматься в кино. Но главное для меня сейчас — МХАТ. Раз я решился на такой шаг — перешел в другой театр, — значит, надо вписаться и, скажем так, занять определенные творческие позиции. Стать театру нужным.

       — Что Вам дает участие в антрепризных спектаклях?

       — Это совсем другой опыт. Ново и интересно. Да, мы ограничены в сроках, но репетиции не столь скоропалительны, как многие думают. Недавно мы выпустили спектакль «Слухи» в антрепризе Вадима Дубровицкого, в нем заняты девять актеров. И оказалось, что столько звезд невозможно собрать вместе. Чаще всего роли репетировались с воображаемым партнером. Так что многое наверстываем на показах. Возможно, поэтому спектакль вышел таким живым и забавным. Это та работа, за которую мне не стыдно.

       — А за какие стыдно?

       — Есть такие и в кино, и в театре. Никто не застрахован от ошибок. Не всегда можно спрогнозировать результат. Самое ужасное, когда актеру приходится вытягивать дурную режиссуру. Чудовищно, когда про спектакль говорят, что классно сыграл только один артист, удачными получились свет или декорации. Ведь главное, чтобы получился спектакль в целом. И для этого я готов сыграть роль табуретки или торшера!

       — Какие у Вас новые работы в кино?

       — Сейчас ничего. Есть планы, но о них говорить пока не хочется. Сняли продолжение «Каменской», но еще даже не озвучивали. Думаю, фильм появится на экранах ближе к лету. Планируют снимать и дальше, еще несколько частей.

       — Невозможно избежать вопроса о роли идеального мужа, сыгранного в «Каменской». Предложения руки и сердца на улицах не поступают?

       — Конечно, я в жизни не такой идеальный. И не люблю готовить. Тем не менее предложения в ироничной форме поступают. Моего Чистякова полюбили женщины, которые уже что-то знают о жизни и могут оценить бескорыстную любовь мужчины.

       — В самом начале карьеры Вы много поездили по стране. Тяжело ли дались эти географические метания?

       — Не скажу, что путешествия были легкими. Москва — жестокий город. В Риге было значительно проще. Город маленький и очень театральный. Театр русской драмы был своеобразной Меккой, и актеры были избалованы успехом. Билеты раскупались на месяц вперед. Наш руководитель Аркадий Фридрихович Кац, который и пригласил меня в Ригу, держал труппу в блестящей творческой форме. Это был настоящий лидер, и, когда он ушел, я понимал, что мы в какой-то мере осиротели. Его уход совпал со сложнейшим периодом в истории Латвии. Рижане перестал ходить в театр. Через какое-то время я приехал в Москву. Поначалу было, конечно, непросто. Но у нас очень спортивная профессия. Всем надо показать, можешь ли ты двигаться дальше, прыгнуть выше или уже выдохся. Кто-то сходит с дистанции. Мне пока все же удается «ползти вприпрыжку».

       — Насколько неожиданным для Вас было приглашение Табакова?

       — Олег Павлович предлагал мне перейти к нему еще в Табакерку. Но в силу разных особых обстоятельств я не мог тогда принять его приглашение. Я по гороскопу Рак. А раки обладают хорошей интуицией. Поэтому я почувствовал, что на этот шаг необходимо решиться именно в этот момент.

       — Тяжело ли Вам дался переезд?

       — Безусловно. Люблю постоянство и дома, и на работе. Хотя это постоянство имеет и свои отрицательные стороны, часто оно граничит с внутренним спокойствием и застоем. Но поскольку это обстоятельство меня настораживает, значит, к счастью, я еще живой. Переход во МХАТ стал для меня своеобразным допингом, помогающим двигаться вперед. Хотя условия работы те же: пьеса, режиссер, актеры, роль. Все равно надо выходить на сцену и делать свое дело.
2002
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002
Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002
Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002
Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002
Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002
МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002
Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому — 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002
Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002
Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002
Два — Невинный — Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002
Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002
Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002
Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002
Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002
МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002
Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002
Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002
Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002
Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002
Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002
Убийства не было…, Николай Александров, Газета, 1.07.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002
Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002
Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002
«Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002
Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002
Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002
Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002
Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002
Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002
И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002
Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002
На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002
Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002