Скучнее учебника по физике

Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003
Изначально пьеса «Копенгаген» предназначалась для радио. Английский драматург Майкл Фрейн был приятно удивлен, когда его текстом, длинным, глубоко интеллектуальным, перегруженным физическими терминами и научной философией, заинтересовались британские театры. Однако после премьеры в 1998 году в Лондоне эта разговорная пьеса на троих о встрече в 1941 году в Копенгагене двух физиков-ядерщиков Нильса Бора и Вернера Гейзенберга с успехом обошла не только лондонские, но и подмостки всего мира. Заинтересовались ею и в Москве — МХАТ им. Чехова и Олег Табаков.

Однако премьера МХАТа вряд ли встанет в европейский триумфальный ряд, даже несмотря на то что Бора и Гейзенберга играют лучшие русские актеры Олег Табаков и Борис Плотников.

Майкл Фрейн запретил МХАТу им. Чехова сокращать текст даже на полслова. В результате три часа при полной статике артистов и минимуме декораций мусолится ясный сюжет о том, что работающий в фашистской Германии Гейзенберг, рискуя карьерой и жизнью, встретился в оккупированном Копенгагене со своим учителем Нильсом Бором, чтобы предупредить мировую физическую общественность о том, что Третий рейх активно работает над ядерным оружием. Олег Табаков и Борис Плотников довольно убедительно оперируют словами: нейтроны, протоны, нептуний, плутоний, циклотрон, изотопы, расщепление ядра и даже в одной сцене пытаются изобразить микропроцессы, которые происходят внутри атомного ядра. Но живее сюжет от этого нисколько не становится. Глубокий зрительский сон гарантирован.

Тем более что режиссер — один из лучших молодых постановщиков, выпускник мастерской Петра Фоменко Миндаугас Карбаускис, впервые выйдя на большую площадку, оказался очень скован в средствах сценического выражения. Виной ли этому давление драматурга, высочайший статус занятых в «Копенгагене» звезд или самого театра, неизвестно. Но на этот раз режиссура Карбаускиса, умеющего делать очень нервные насыщенные и темпераментные постановки, кажется замороженной.

Ясно, что, придумывая сценографический ход, Карбаускис отталкивался от самой первой, очень веской реплики «Копенгагена»: «Какое это имеет значение, дорогая, особенно теперь, когда нас троих уже давно нет на свете?». В соответствии с ней Карбаускис выстраивает пространство, в котором происходит действие пьесы как абсолютно неживое. Его герои появляются из-под сцены (что в театральной системе координат означает из преисподней) недвижимые, как восковые фигуры из музея мадам Тюссо. Сюжет развивается как реконструкция мемуаров. В соответствии с этим декорация представляет собой подвижную конструкцию из выстроенных в три ряда электрических табло, на которых, словно обрывки воспоминаний, возникают года, имена, слова, выражения, географические названия (художник Александр Боровский). Иногда это выглядит очень красиво и символично.

Одно слово возникает сначала на одном табло, потом перетекает на другое, третье, и так — пока не завладевает всем сценическим пространством. Но проецируемые слова не всегда оказываются важными. Так, зрителям регулярно напоминают, кто Нильс Бор, кто Гейзенберг, кто Магрет Бор (Ольга Барнет), где сад, дом или парк. Герои, в свою очередь, практически не встают с плашечек, на которых бегущей строкой пишутся их имена. Мизансцена: все сидят и много говорят — основная в Копенгагене. Можно, утомившись однообразным сюжетом, случайно задремать и, проснувшись, обнаружить, что на сцене ничего решительно не изменилось. Все также курит трубку Табаков, кутается в шаль Ольга Барнет и нервно ерзает Борис Плотников.

Расследование «Зачем Гейзенберг приехал в Копенгаген», на котором строится сюжет пьесы Фрейна, можно признать совершенно несостоявшимся. Цель пьесы — оправдать несправедливо осужденного обществом за сотрудничество с фашистами Гейзенберга. Она, несомненно, достигнута.

Но почему-то во МХАТовской постановке невиновность немецкого физика очевидна сразу, и нет никакой надобности три часа следить за логикой доказательства его человеческой и ученой честности. То ли от того, что русская публика в отличие от европейской не в курсе отношений Бора и Гейзенберга и не имеет ярких симпатий и антипатий, а Борис Плотников играет так трепетно, что заподозрить его героя в чем-либо нехорошем совершенно невозможно; то ли от того, что европейская политкорректность не дает почувствовать всю глубину конфликта между ученым из оккупированной Дании и его коллегой из фашистской Германии. Тем более что доказательство честности ученого так усыпляюще действует на зрительный зал, как ни один учебник по физике.

Короче говоря, лекция по квантовой механике на фоне этого спектакля кажется необычайно увлекательной. Сокращать пьесу надо было обязательно, а если уж автор так протестовал, то и не ставить вовсе.
2003
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, 30.12.2003
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Изменившиеся, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
«Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003
51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, 28.11.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, 16.07.2003
Театр — on и жизнь — off, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.06.2003
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003
Зады русской словесности, Ирина Алпатова, Культура, 29.05.2003
Господа снимают сапоги сами, Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003
В полосе неудач, Александр Соколянский, Время новостей, 23.05.2003
Фаршированный бес, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 22.05.2003
Плевок в вечность, Алексей Филиппов, Известия, 22.05.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Берегите отпрысков, Мария Львова, Вечерний клуб, 24.04.2003
Смерть Диван Диваныча, Олег Зинцов, Ведомости, 22.04.2003
Чужаки на поминках, Александр Соколянский, Время новостей, 15.04.2003
Бесшумный «Обломов», Марина Давыдова, Известия, 14.04.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.04.2003
Обломова сгубила добродетель, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 10.04.2003
Физика без словаря, Александр Смольяков, Где, 8.04.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003
Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003
Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003
Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, 17.03.2003
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Немного нежности для Александра Волошина, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.03.2003
Немного мифа, Алексей Филиппов, Известия, 11.03.2003
Ромео и Джульетта из дома престарелых, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.03.2003
Танцы минус, танцы плюс, Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003
Очная ставка физиков и лириков, Ирина Алпатова, Культура, 6.03.2003
Чистейший Эльсинор, Мария Хализева, Вечерний клуб, 6.03.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
У Нильса Бора улыбка Табакова, Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003
Копенгаген, Еженедельный журнал, 4.03.2003
Девять дней одного 1941 года, Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003
Не Копенгаген, Артур Соломонов, Газета, 28.02.2003
Во МХАТе изучают физику, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.02.2003
Лабораторная работа, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.2003
Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003
Что сказал покойник, Олег Зинцов, Ведомости, 28.02.2003
МХАТ расследует дела физиков Третьего рейха, Александр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
Скучнее учебника по физике, Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003
Физики — лирики, Павел Руднев, Ваш Досуг, 24.02.2003
Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003
Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003
Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003