ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Монолог счастливого человека

Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003
На это неделе прима МХАТа и «Табакерки» Марина Зудина сыграет главную роль на сцене Художественного театра. Роль женщины, идущей на последнюю жертву ради любимого человека

За несколько последних лет Марина Зудина сыграла столько заметных ролей, сколько иным актрисам не выпадает сыграть за всю жизнь. Судите сами: Маркиза де Мертей в «Опасных связях», Настасья Филипповна в «Идиоте», Мамаева в «На всякого мудреца довольно простоты», Антигона в «Антигоне». Список можно продолжать. Каждой последующей ролью Зудина все весомее доказывала, что она не только очаровательная киногероиня, персонаж светских хроник и жена влиятельнейшего Олега Табакова, но и настоящая театральная актриса, одна из немногих, чей редкий по отточенности профессионализм сочетается с еще более редким сегодня романтизмом.

В ближайшей мхатовской премьере Зудина сыграет Юлию Тугину — «перламутровую вдовушку» из «Последней жертвы» Островского. Тугина приносит несчетные жертвы корыстному любовнику, но с лихвой мстит подлецу в финале, объявив о согласии на брак с тертым купцом-миллионщиком. Купца, кстати, играет, сам Олег Табаков. Действие пьесы, которую ставит на большой сцене МХАТа Юрий Еремин, перенесено в начало ХХ века и разворачивается в интерьерах стиля модерн. Персонажи Островского больше походят не на сермяжных купцов, а на современных деловых людей, предпочитающих проводить время в дорогих клубах и на сеансах немого кино.

- Марина, актеры, как правило, суеверны и опасаются говорить о ролях до премьеры. А журналистам, в основном, только это и надо «раскопать». Чем-то можете нам помочь?

 — На репетициях мы еще не дошли до финала, поэтому, как поступит моя героиня, я еще «не знаю». Скажу только, что одно из самых страшных чувств — это разочарование, тем более в любимом человеке. Разочарование способно убить любовь. В этот момент что-то в тебе умирает, и потом ты можешь продолжать общаться с человеком, но он перестает быть близким, с ним больше нечем будет делиться.

- Вы, наверное, максималистка?

 — Максималисткой я была в юности. С возрастом начинаешь понимать, что углы лучше сглаживать, чем обострять. Ссоры мешают и в семейных отношениях, и в работе. Но в том, что касается нравственных принципов, я по-прежнему остаюсь максималисткой. Поэтому свою роль Антигоны очень люблю. В юности хочется, чтобы все было «по самому большому счету». Нельзя, начиная жизнь, смириться с тем, что ты чего-то не добьешься. Поступающие в театральный вуз всегда надеются на главные роли, никто не рассчитывает играть «Кушать подано», иначе и не стоит идти в профессию. 

- Вы стали значительно реже сниматься в кино. Это не задевает ваше честолюбие?

 — Два года назад снялась в главной роли в сериале «За кулисами». Снялась — и успокоилась: поняла, что я это могу, я в неплохой форме. Проблема в том, что после Чехова, Уильямса, Островского, которых я играю в театре, повышаются требования к тексту. По крайней мере история должна быть внятной. Таких сценариев мне сейчас не попадается, а потребности играть все и везде у меня нет. За все надо расплачиваться: поэтому у меня сейчас интересная полоса в театре и простой в кино.

- Вы себя считаете трагической актрисой, ведь Антигона — трагический персонаж?

 — Конечно, не считаю. Время теперь не то. Хотя, например, у нас до последнего времени не делали мюзиклов. И я все думала: надо же, в тридцатые годы все артисты пели и танцевали, а сейчас таких нет. На кастингах оказалось, что огромное количество актеров сегодня всем этим владеют! Они появились, когда их востребовало время. Судя по тому, что происходит в нашей стране, нам сейчас ближе жанр трагифарса. Трагедия — очень чистое, высокое искусство, оно не может рождаться в суете. Мой партнер в «Антигоне» — Отар Мегвинетухуцеси. Грузия всегда славилась трагиками, в Тбилиси были легендарные трагические постановки. Москва — более суетная. И вот я сейчас смотрю на Отара — как он умеет абстрагироваться от этой нашей суеты! Мы отвыкли от сильных проявлений чувств, мы их стесняемся, стараемся снизить жанр, посмотреть на все с иронией.
Меня всегда привлекали персонажи, стремящиеся к гармонии и не могущие ее обрести. Они открыты жизни и поэтому все время на что-то напарываются. Играя такие роли, я пытаюсь раздвинуть границы своих возможностей. Ведь мне, как ни странно, все больше и больше нравится моя профессия. Раньше многое удавалось сыграть на органике, на обаянии, а сейчас мне интереснее искать какие-то неожиданные повороты характера.

- Вы довольны переменами во МХАТе? Репетируются сразу несколько спектаклей, актеры еле успевают перебежать с одной репетиции на другую…

 — Все-таки основная моя работа — в Театре Олега Табакова, во МХАТе я репетирую четвертый спектакль. Не могу сказать, что мне нравятся все спектакли, которые здесь выходят, но, чтобы артисты были в хорошей форме, должно быть много премьер, жизнь должна кипеть. Мхатовская молодежь сейчас очень много играет, и я наблюдаю, как ребята растут. Что же касается нашей «Табакерки», то раньше мы были избалованы — с нами очень много репетировал сам Табаков. Поработав с разными режиссерами, мы поняли, что надо и самим что-то предлагать, поэтому сейчас мы находимся в лучшей форме. Я часто смотрю на Андрея Смолякова, Виталия Егорова, Михаила Хомякова, Александра Мохова, Сергея Угрюмова и радуюсь, как они выросли за последние годы. Вообще же у каждого свой звездный час: у кого-то — в юности, у кого-то — позже.

- А у вас?

 — У меня сейчас счастливая пора — я ни в чем не ставлю точку, везде многоточие. Я получаю роли, о которых раньше и не мечтала. Сейчас я репетирую Тугину, потом Миндаугас Карбаускас начнет ставить «Дядю Ваню», где я буду играть Елену Андреевну. Мне кажется, наступило время, когда я вознаграждена за свое терпение?

- Вы так увлеченно говорите о профессии, но ведь у вас восьмилетний сын…

 — Я очень много времени отдала любимому человеку, а потом — малышу. Многие актрисы отказываются от семьи и не рожают детей, я бы так не смогла. Поэтому карьера моя и не выстраивается идеально — приходится чем-то жертвовать.

- Ваш сын — не закулисный ребенок?

 — Павлик растет дома, но часто ходит в театр. «Страсти по Бумбарашу» смотрел шесть раз, «Амадея» — два раза. Когда я спросила, кто ему больше всех понравился, он сказал «папа» и попросил послушать моцартовский «Реквием». А недавно он объявил, что хочет снимать кино. Но вообще-то мы его не спрашиваем, кем он хочет быть, — у ребенка должны быть свои секреты.

- Несколько лет назад на презентации книги Табакова тогда еще пятилетний Павлик, увидев фотокамеру, вскрикнул: «Мама мне сказала, что, если меня сфотографируют, я попаду в журнал!» и спрятался за широкую спину отца…

 — Не хочу торговать своей личной жизнью. Я могу говорить о своей семье, но идиллические рассказы типа «Сейчас мы поженились, потом обвенчались, а потом нарядим елку» кажутся мне пошлостью, хотя сама я, бывает, все это слушаю и смотрю. Но я не люблю, когда ко мне приходят, чтобы посмотреть, на какой кровати я сплю и какой кафель у меня в ванной?

- Что вы читаете?

 — Перечитываю театральные мемуары. Когда устаю, могу перечитывать старые детективы, потому что все равно не запоминаю, кто убил. Иногда что-то советует Олег Павлович. Летом мы были в Америке, и он дал мне астафьевского «Гуся пролетного». Я читала и ревела.

- А свои мемуары вы уже начали писать?

 — Нет еще. Кстати, раньше я действительно неплохо писала. Думала, что, если не стану актрисой, пойду либо на журфак, либо на театроведческий. Но сейчас я писать разучилась — все дается практикой. Когда я начинала работать в театре, существовали серьезные журналы, в которых публиковались аналитические статьи с подробным разбором спектаклей. Мне хотелось научиться писать так же. А так, как пишут сейчас, я бы, наверное, не смогла.
2003
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, 30.12.2003
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Изменившиеся, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
«Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003
51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, 28.11.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, 16.07.2003
Театр — on и жизнь — off, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.06.2003
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003
Зады русской словесности, Ирина Алпатова, Культура, 29.05.2003
Господа снимают сапоги сами, Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003
В полосе неудач, Александр Соколянский, Время новостей, 23.05.2003
Фаршированный бес, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 22.05.2003
Плевок в вечность, Алексей Филиппов, Известия, 22.05.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Берегите отпрысков, Мария Львова, Вечерний клуб, 24.04.2003
Смерть Диван Диваныча, Олег Зинцов, Ведомости, 22.04.2003
Чужаки на поминках, Александр Соколянский, Время новостей, 15.04.2003
Бесшумный «Обломов», Марина Давыдова, Известия, 14.04.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.04.2003
Обломова сгубила добродетель, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 10.04.2003
Физика без словаря, Александр Смольяков, Где, 8.04.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003
Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003
Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003
Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, 17.03.2003
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Немного нежности для Александра Волошина, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.03.2003
Немного мифа, Алексей Филиппов, Известия, 11.03.2003
Ромео и Джульетта из дома престарелых, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.03.2003
Танцы минус, танцы плюс, Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003
Очная ставка физиков и лириков, Ирина Алпатова, Культура, 6.03.2003
Чистейший Эльсинор, Мария Хализева, Вечерний клуб, 6.03.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
У Нильса Бора улыбка Табакова, Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003
Копенгаген, Еженедельный журнал, 4.03.2003
Девять дней одного 1941 года, Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003
Не Копенгаген, Артур Соломонов, Газета, 28.02.2003
Во МХАТе изучают физику, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.02.2003
Лабораторная работа, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.2003
Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003
Что сказал покойник, Олег Зинцов, Ведомости, 28.02.2003
МХАТ расследует дела физиков Третьего рейха, Александр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
Скучнее учебника по физике, Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003
Физики — лирики, Павел Руднев, Ваш Досуг, 24.02.2003
Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003
Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003
Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003