ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Мещане, или Дон Сезар де Базан

Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
9 мая 1945 года в Художественном театре был объявлен спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро». За несколько минут до начала к главному администратору обратился взволнованный зритель с настоятельной просьбой ответить на один-единственный вопрос: что же он всё-таки сегодня увидит — «Безумный день» или «Женитьбу Фигаро»? Догадавшись, что причиной недоумения оказалось само название комедии Бомарше, Фёдор Николаевич Михальский, увековеченный в «Театральном романе» Михаила Булгакова под именем Филя, поспешил успокоить героя войны:"Дорогой друг, хочу обрадовать вас! В связи с нынешним всенародным праздником дирекция приняла решение в порядке исключения показать в один вечер и «Безумный день», и «Женитьбу Фигаро!»

Случай этот пришёл на память несколько дней назад, когда я попал на премьеру горьковских «Мещан» всё в том же Художественном театре. Правда, ни в афише, ни в программе «Мещан» ни слова не было сказано о французской пьесе «Дон Сезар де Базан». Режиссёр Кирилл Серебренников, воспользовавшись тем, что в тексте «Мещан» упоминается эта пьеса Ф. Дюмануара и А. Деннери, позаимствовал из неё эпизод и включил в свой спектакль. Справедливости ради надо заметить, что, следуя всё той же логике, он мог бы не останавливаться на достигнутом, но взять хотя бы сцену-другую из «Второй молодости» или разработать как следует «Камаринскую» — о них ведь тоже идёт речь в «Мещанах». Но режиссёр почему-то от этого воздержался. Зато усадил на сцене инструментальный ансамбль, видимо, под впечатлением еврейского оркестра из «Вишнёвого сада» (в конце концов во времена создания обеих пьес Художественный театр был единым и неделимым и Чехов с Горьким вряд ли могли предугадать, что в 1987 году произойдёт раскол на две половины).

Кроме оркестра, режиссёр населил сцену «людьми в чёрном», изображающими то ли стаю воронов, то ли ворон. Они появляются и исчезают, когда заблагорассудится режиссёру, видимо, для нагнетания атмосферы страха. Во всём остальном постановщик, к счастью, доверился автору и актёрам. Что касается классика, из истории известно, что, кроме первой неудачной постановки «Мещан» во МХАТе в 1902 году, где была предпринята попытка открыть драматургию Горького чеховскими ключами, почти все последующие спектакли оказывались событиями в театральной жизни и связаны с именами выдающихся режиссёров и актёров.

Попытка К. Серебренникова «приблизить» к нам сочинения М. Горького с помощью музыки «Пан-квартета» в аранжировке А. Гусева, возможно, и будет по достоинству оценена той частью особо «продвинутых» зрителей и критиков, которые не воспринимают классику в принципе без специальных допингов. (Как было бы хорошо, если бы кто-то однажды догадался распространить на театральное дело спортивное законодательство, строго охраняющее здоровье спортсменов и общества в целом от любых психотропных средств!) Но я отношусь к этим досадным «изыскам» без раздражения, скорее с иронией, как к проявлениям детской болезни левизны, призванной во что бы то ни стало обратить внимание на новатора?

К счастью, «изыски» режиссуры почти не коснулись актёрских работ. Не могу судить, чья в этом заслуга. Только с радостью констатирую, что таким классом давно не отличались работы Андрея Мягкова (Бессеменова), Аллы Покровской (Акулины Ивановны), Дмитрия Назарова (Тетерева), Владимира Краснова (Перчихина). Среднее и старшее поколения лидируют в этом спектакле. И Мягкову, и Покровской роли достались прекрасные, но явно с чужого плеча, на сопротивление: ничего подобного они никогда прежде не играли! И какое же завидное, давно утраченное, истинно мхатовское мастерство у них вдруг обнаружилось! Впрочем, чему удивляться, оба они когда-то вылетели из этого же мхатовского гнезда. Но что удивительно: Дмитрий Назаров и Владимир Краснов служат во МХАТе без году неделю. Однако и они играют так, будто всю жизнь исповедовали эту же веру!

Значительно сложнее обстоит дело с молодыми. Даже Евгения Добровольская, человек безусловно одарённый, получившая роль Елены — одну из самых заманчивых в этой пьесе, — не стала теми самыми дрожжами, о которых писал Горький. Нет в её Елене ни бесшабашности, ни женской притягательности, ни весёлой беспечности, к которым так тянется Пётр и которая так пугает его родителей.

Актёрские приспособления, которыми пользуется Мария Зорина в роли Степаниды, сами по себе возражения вызвать не могут, если бы речь шла о спектакле, решённом в жанре гротеска. Но почему здесь, во МХАТе, где каждый в меру своих возможностей пытается существовать в условиях сугубо психологического театра, вдруг появляется такая странная манера исполнения?

Мне показалось, что Кристина Бабушкина (Татьяна) изначально знает, что ждёт её героиню в финале, и тем самым лишает образ какой бы то ни было динамики. На одной ноте проводит роль Поли и Екатерина Соломатина. А ведь и у неё в пьесе есть определённое развитие. Алексей Кравченко (Нил) не кажется мне достойным оппонентом Бессеменову. И дело не в его классовой принадлежности, а в самом масштабе личности героя. Нил явно говорит чужие слова и потому действительно выглядит грубым, неблагодарным человеком. Ему по традиции можно симпатизировать или, напротив, опасаться в будущем, но нельзя видеть в нём лишь мальчишку, готового ввязаться в спор по любому поводу и всем нахамить?

Что касается Алексея Агапова (Пётр), актёру удаётся показать неприкаянность своего героя, двойственность его существования, но он явно упускает из виду возможность, которую ему предоставил автор, предположив роман с Еленой.

?Если вы готовы «перетерпеть» режиссёрские новации Кирилла Серебренникова, человека, очевидно, способного, но не готового пока, к сожалению, к само- ограничению, можете смело отправляться на премьеру «Мещан» во МХАТ имени Чехова. Вы увидите горьковский, мхатовский спектакль, приправленный театральной попсой, призванной, ко всей вероятности, обозначить современность данной версии. 

Что же касается «Дона Сезара де Базана», то отнеситесь к этой вставке как к забаве, как к детской шалости: оставленные на произвол судьбы малыши и не на такое способны. «Перелёты» лучше, чем «недолёты»: будем же к ним снисходительны!
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Не надо бояться самурая с мечом, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Президент идет в «Лес», Виктория Никифорова, Эксперт, 24.01.2004
Но кто мы и откуда…, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004