Мороз и солнце

Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Ее актерский стаж — двадцать лет. И здесь нет никакой ошибки: свою первую роль она сыграла еще двухмесячным ребенком — в фильме Динары Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный». И получила за тот дебют серьезные деньги: ее оклад составлял восемьдесят рублей в месяц.

Если уж быть до конца точным, то дебютировала Даша еще раньше. Ее мама, известная актриса Марина Левтова, снималась в фильме «ТАСС уполномочен заявить» на седьмом месяце беременности. Чтобы скрыть округлившийся животик, Марина постоянно держала сумочку где-то на уровне талии. 

Потом Дашу, девяти дней от роду, запечатлели в секундной роли новорожденной в документальной ленте Динары Асановой. А вот в фильме «Милый, дорогой, любимый, единственный» уже был серьезный эпизод. По сценарию главный герой разворачивал пеленки с украденным младенцем и вдруг вместо ожидаемого мальчика видел девочку. Далее в тексте сценария шла ремарка: «Младенец хитро улыбнулся». Вся съемочная группа приготовилась к долгим мучениям, а исполнитель главной роли и автор сценария Валерий Приемыхов только хмыкнул: «Ну-ну, посмотрим, как она у нас улыбнется». История гласит, что как только малышку распеленали, она сначала подмигнула, а потом ехидно показала язык.

«Быть девочке актрисой», — в голос ахнула съемочная группа. «Нет, что вы, я буду поступать в МГИМО», — решила Даша, когда лет через пятнадцать после того эпизода перед ней встал вопрос о выборе профессии. Режиссер Георгий Данелия о планах Дарьи Мороз не знал, он просто предложил ей главную роль в своем фильме «Фортуна», обнаружив ее фотографию в базе данных одного актерского агентства. В МГИМО Даша так и не поступила.

Даша: «В моей жизни многое складывается по воле случая. В актрисы я пошла вовсе не из-за того, что считала это делом своей жизни, а просто так сложились обстоятельства. Когда меня утвердили сначала на одну роль, потом на другую, взяли репетировать в театр, я подумала: наверное, это и есть моя настоящая профессия».

За роль в «Фортуне» шестнадцатилетняя актриса получила поощрительный приз — лучший дебют, вдобавок ее отметило специальным упоминанием жюри сочинского фестиваля «Кинотавр». Но все эти высокие награды были ей абсолютно не нужны. Как раз в то время, когда кинематографисты трубили фанфары в честь появления новой звездочки, случилась трагедия, перевернувшая всю ее жизнь.

Ключ без права передачи

Родители Даши, актеры Марина Левтова и Юрий Мороз, познакомились на съемках фильма Сергея Герасимова «Юность Петра». Произошло это в немецком городке Бабельсберге. Троица молодых красавцев — Юрий Мороз (он играл Лешу Бровкина), Дмитрий Золотухин (царь Петр) и Николай Еременко (Меншиков) — ожидали конца перекура. Смотрелись они очень эффектно, все — в ладно сидящих костюмах петровской эпохи, молодые, горячие. И тут неожиданно для всех на площадке появилась не менее заметная троица: студентки курса Сергея Герасимова — Любовь Германова, Катя Васильева и Марина Левтова. Гордые, независимые, а Левтова — так вообще звезда, успевшая сняться в нашумевшей картине «Ключ без права передачи». Короче, девчонки тогда так ловко отшили молодых красавцев, что Еременко, пустивший в их адрес какую-то фривольную шутку, только язык прикусил. Но уже вечером вся молодежь, забыв о словесных перепалках, вовсю веселилась в гостинице.

Позже Марина Левтова говорила: это была любовь с первого взгляда. Уже после ее смерти Юрий Мороз признавался: ему пришлось долго завоевывать эту любовь. Родители Марины, которых она безумно любила и всецело им доверяла, поначалу отнеслись к ухажеру настороженно: молодой, красивый, да еще актер — врагу не пожелаешь такого мужа!

Юрий тогда схитрил. Поехал в родовое имение Левтовых, что находится в деревне с поэтичным названием Глушь, и там, взяв в руки пилу и топор, начал помогать строить дом: мол, я умею не только лицом работать, у меня еще и руки золотые. И, представьте себе, ему все поверили. Юрий и Марина прожили душа в душу долгих двадцать лет.

Даша: «Иногда с кем-нибудь разговариваю, и меня убеждают: не бывает идеальных браков, полной гармонии достичь невозможно. А я точно знаю: бывает! возможно! Я же видела, как жили мои родители. Поэтому постараюсь сделать все, чтобы у меня и у моих детей были такие же отношения, как в нашей семье».

Даша была настоящим актерским ребенком. Мама брала ее с собой на все кинофестивали. Папа, который со временем переквалифицировался из актеров в режиссеры, — на озвучание. Пока другие девочки играли в куклы, Даша развлекалась с серпантином из кинопленки.

Любовь с «Атмосферой»

Даша сидит на борту теплохода и томно листает глянцевый журнал. Камера наезжает на красочные страницы? Ба, да ведь это же «Атмосфера»!

Дело происходит на съемках нового художественного фильма «Одни, без ангелов», который выйдет на экраны в конце этого года. У Дарьи Мороз — роль очаровательной девушки из провинции, которая неожиданно становится поздней любовью, этакой «лебединой песней» главного героя (Анатолий Васильев).

Даша: «Мне этот фильм безумно интересен именно из-за великолепного актерского состава. Я работаю вместе с Олегом Табаковым, Раисой Рязановой. Постоянно „подглядываю“ и за Олегом Павловичем Табаковым, и за Анатолием Александровичем Васильевым. Это просто здорово!»

- Ну, с Олегом Табаковым у тебя же не первая совместная работа. В театре ты даже «засветилась» в роли его любовницы — я имею в виду спектакль «Амадей» на сцене МХАТа?

Даша: «Но на съемочной площадке мы с Олегом Павловичем встречаемся впервые!»

Партнеры у Дарьи за ее двадцатилетнюю актерскую карьеру были самые что ни на есть звездные. Алексей Петренко на съемках «Фортуны» заботился о ней как о собственной внучке (после одного из фестивалей, где известный актер не отходил от Даши ни на минуту, в прессе ее так и окрестили: внучка Петренко). Евгений Сидихин, с которым Даша снималась в сериале «Саломея», водил ее на все кинопремьеры, а вечерами «выгуливал» по городу. Олег Табаков сначала предложил ей сразу две роли в спектакле «Песочный человек» по Гофману в своей «Табакерке», а потом доверил ведущую партию уже на сцене МХАТа в постановке «Ю».

- Дарья, а у тебя никогда не было мыслей, что как-то слишком гладко складывается твоя карьера?

Даша: «Мне вот тоже так кажется! Я даже иногда думаю: черт, может, придумать себе какую-то внутреннюю сенсацию? Наверняка эта гладкость кого-то раздражает. Именно поэтому я сейчас пошла учиться на продюсерский факультет Высших курсов сценаристов и режиссеров — ну так, на всякий случай, для перестраховки. А вдруг эта гладкость когда-нибудь закончится?»

- Даже как-то неловко рядом с тобой себя чувствуешь: ты такая правильная, такая целеустремленная девушка.

Даша: «Да, я такая, не спорю».

- Неужели ни разу не говорила себе: гори оно все синим пламенем, я сегодня всю ночь «зажигаю»?

Даша: «Я, конечно, могу иногда оторваться: пойти с друзьями на день рождения или всю ночь танцевать до тошнотиков на дискотеке. Но моя профессия — к сожалению или к счастью — не так часто дает мне повод расслабиться. Я каждый вечер думаю о том, что завтра мне нужно „лицо“ — поэтому не могу выпить больше определенного количества. Постоянно в голове сидит мысль, что я должна хорошо выглядеть — поэтому я спокойно отказываюсь от лишнего куска пирога. Это — атрибут профессии. Да и не очень-то я люблю все эти шумные тусовки. Мне гораздо интереснее посидеть с друзьями на кухне, когда можно разглядеть глаза сидящего рядом с тобой человека, поговорить на такие темы, которые за грохотом дискотечной музыки просто не будут расслышаны. Я, наверное, в этом смысле совершеннейшая зануда. У меня в доме должно быть идеально чисто, мое время расписано на месяц-другой-третий вперед. Я так привыкла, мне так удобно».

- И ничто не может тебя вывести из состояния равновесия?

Даша: «Только дела сердечные. Вот уж где нет никаких правил. Я могу уйти в такой отрыв, что мало не покажется!»

В Глушь, в деревню

От проблем целеустремленная девушка Даша Мороз сбегает в Глушь. Это то самое родовое имение, где когда-то ее папа доказал родственникам будущей жены серьезность своих намерений. Позже дом, который строил молодой актер Юрий Мороз, помогала доводить до ума и сама Даша.

Даша:"История нашего родового имения довольно забавная. Мой дедушка по маминой линии обожал путешествовать по стране на машине. Садился в свой «жигуленок», брал с собой мою маму и ее старшего брата Сашу, и ехали они куда глаза глядят. Как-то остановились переночевать в деревне Глушь: просто потому, что деду понравилось название. Когда он утром вышел из палатки и посмотрел вокруг, то лишь вымолвил: «Все, я хочу здесь жить».

По советским законам приобретать землю в собственность было запрещено. Поэтому дедушка Даши тайком от властей построил за деревенской баней даже не дом, а так, небольшую избу. Все мастерил собственными руками, до последнего гвоздика.

Даша: «А уже позже наше родовое поместье начало разрастаться — по мере того, как росли дети, а потом внуки. Сначала появился второй этаж у избы, потом — второй дом, еще позже — баня. Никаких наемных строителей мы не признавали: все делали только сами. Я вот тоже приколачивала доски к потолку второго этажа. Глушь — действительно потрясающее место. В десяти метрах от участка — озеро, меня там учили плавать. Вокруг — густые леса, где полно грибов и ягод. Приезжая туда, ты будто отключаешься от всего мира. Два дня побудешь, и весь негатив, накопленный в городе, куда-то улетучивается».

- То есть если у тебя будет выбор — поехать отдыхать в Глушь или в Париж, ты выберешь?

Даша: «Наверное, Глушь. Хотя вот в этом году даже плотный график работы не помешал мне совмещать и Глушь, и Париж».

А еще, несмотря на загруженность, Даша на целый день уехала со съемочной группой «Атмосферы» на Москву-реку. Часа через три непрерывной фотосъемки вся ее «морозистая» серьезность куда-то улетучилась. Как она носилась по пляжу, перепрыгивая через загорающих на шезлонгах ленивых москвичей, мы запомним надолго!

Я наблюдала за ее пируэтами и неожиданно поймала себя на мысли: «Господи, какой же она еще ребенок. И как много успела прожить и пережить в свои двадцать лет».

Папина дочка

С той страшной ночи прошло больше четырех лет. Но Даша до сих пор старательно обходит эту тему в своих интервью. Да и что говорить? Достаточно почитать скупые милицейские сводки, чтобы понять весь ужас шестнадцатилетней девочки, вдруг обнаружившей, что ее мамы, которая была лучшим другом, мамы, которая создавала в доме неповторимый покой и уют, ее самой лучшей в мире мамы нет в живых.

«В ночь на 27 февраля 2000 года в одинцовскую ЦРБ была доставлена Марина Левтова. Снегоход, на котором каталась актриса, на большой скорости врезался в дерево. Медики обнаружили у нее множественные ушибы и переломы, а также серьезную открытую черепно-мозговую травму, которая и стала причиной смерти».

Последней о трагедии узнала Даша. Она тоже была пассажиром этого снегохода, но, хотя и сильно пострадала, выжила.

Сначала, когда она очнулась в больнице, от нее пытались скрывать самое страшное. «Мама в другой больнице, все будет хорошо», — успокаивал Дашу отец. Перед ним стоял серьезный выбор: ведь тогда даже врачи не брались предугадать, как может отреагировать девочка на кошмарную новость. Но в день похорон молчать уже было нельзя.

Даша: «Конечно, я - папина дочка. Ведь именно папа воспитывал меня последние годы. У нас с ним потрясающие отношения, которые начинаешь ценить, глядя на других пап и дочек. Да, мы можем поспорить и поссориться, но тем не менее у нас полное взаимопонимание».

- Тарелками во время ссоры можете пульнуть друг в друга?

Даша: «Не-е-ет! Если мы вдруг поссоримся, то оба впадаем в кому и начинаем громко молчать. Но потом все это как-то рассасывается: обсудим проблему и опять придем к гармонии».

- Твой папа — известный режиссер, ты советуешься с ним по поводу своих ролей?

Даша: «Конечно, советуюсь. Иногда даже даю почитать сценарий. Когда в семье есть режиссер, которому ты полностью доверяешь, это очень удобно. Иногда он буквально несколькими штрихами помогает мне войти в образ. Например, папа ездил со мной в экспедицию на съемки фильма „Дикарка“ — я там играла главную роль вместе с Сергеем Шакуровым. И в какой-то момент папа подсказал: „Может, тебе всю сцену играть, не поднимая глаз?“ И у меня как будто все встало на свои места. А еще я часто отталкиваюсь от внешнего облика персонажа. Так было в фильме „Женщины в игре без правил“, который снимал папа, а я играла этакую простушку-дурнушку. Папа придумал сделать на голове халу из волос, которую не снимали даже в те моменты, когда моя героиня спала. И вот эта хала плюс ядовитый макияж, красные ногти, блестящие заколки мне ужасно помогли».

- А в быту ты с ним советуешься? Я слышала, что даже свой гардероб ты составляешь под чутким отцовским руководством?

Даша: «Нет, сейчас этот период уже закончился: дети-то растут, и я в том числе. Конечно, когда где-нибудь за границей мы вместе заходим в магазин, я могу поинтересоваться его мнением. Но свой стиль я сегодня формирую абсолютно самостоятельно. Мне кажется, что он уже привил мне определенный вкус в подборе гардероба, косметики, предметов интерьера, и мы с ним в этом плане очень совпадаем. Я ему показываю что-то уже постфактум, и ему, как правило, все нравится».

- Обычно папы очень ревнуют своих дочек к потенциальным мужьям. Как у вас?

Даша: «И он ревнует тоже. У нас раньше даже была дежурная шутка. Папа говорил: „Знаешь, какой у меня самый страшный сон? Выхожу я утром из спальни, а по квартире ходит мужик в трусах. Чужой!“ Но сейчас эти шутки закончились. Папа понимает, что у меня должна быть своя личная жизнь (и она есть!), что в какой-то момент я выйду замуж, рожу ребенка. Он воспринимает это нормально, хотя по-своему переживает. Конечно же, он хочет, чтобы у меня был самый лучший, самый прекрасный мужчина, этакий принц на белом коне!»

- Но проверок не устраивает?

Даша: «Боже упаси, он же адекватный человек! Хотя я помню, как папа рассказывал историю из своего жизненного опыта. Когда они с мамой уже поженились и в первый раз приехали к маминым родителям в Питер, дедушка Витя очень переживал: как же так, его единственная дочь — и с чужим мальчиком? Так что это вечная проблема отцов и дочерей».

Чудеса телепатии

У взрослых дочерей и их молодых отцов есть еще одна извечная тема для конфликтов: когда семейный дуэт превращается в трио. Два года назад Юрий Мороз женился во второй раз. Его супруга — актриса Театра имени Пушкина Виктория Исакова.

Познакомились они во многом благодаря Даше. Если бы ее не пригласили на главную роль в «Дикарку», если бы отцу не надо было сопровождать дочь во время съемок, если бы неподалеку от места действия режиссер Роман Козак не стал репетировать свою «Лесную песню» с Викой в роли Мавки — этого брака могло и не случиться.

Юрий как-то посетовал, что Даша, конечно, очень болезненно воспринимала появление новой женщины в жизни отца. Но если вы скажете об этом самой Дарье, ее взгляд ускользнет куда-то в пустоту: «Мне важно, чтобы папе было хорошо».

- Да, конечно, именно так и должна отвечать хорошая дочь. Но часто ведь чувства не поддаются логике?

Даша: «Но я же не буду сейчас откровенничать на столь личные темы. Скажу только одно: в этом смысле сложности существуют всегда. Наверное, это нормальная дочерняя ревность. Но тем не менее я принимаю эту ситуацию такой, какая она есть. Жизнь ведь продолжается — с ее сложностями и с ее прекрасностями. Главное не то, что думаю я по этому поводу, а то, что считает важным папа. Это его жизнь и его выбор».

Наверное, между ними действительно существует какая-то телепатическая связь. Именно в тот момент, когда Даша явно замялась, не зная, как бы ей поделикатнее уйти от неуютной темы, ее мобильный телефон разразился победной мелодией.

 — Да, папа, это я. Нет, сейчас не могу, я занята на фотосессии для журнала «Атмосфера». Но вечером свободна: давай вместе поужинаем?
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Не надо бояться самурая с мечом, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004
Президент идет в «Лес», Виктория Никифорова, Эксперт, 24.01.2004
Но кто мы и откуда…, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004