Табаков больше не играет в поддавки

Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Сегодня Камергерский переулок станет звездным как никогда. Концентрация звездного свечения достигнет предела, потому что первый драмтеатр страны — МХАТ им. Чехова — открывает свой сезон. Накануне его художественный руководитель и директор в одном лице Олег Табаков дал интервью обозревателю «МК». Судя по всему, реформатор Табаков настроен более чем решительно.

- Олег Павлович, с каким настроением начинаете новый сезон?

 — Когда первоочередные дела сделаны, начинается этап рутинной работы. Из прежнего репертуара осталось 7 названий, было 20 с лишним. Остается только то, что востребовано зрителем — может быть, 4-5 спектаклей. Это нормально для живого, возвращающего себе рабочую форму театра. Шедевры не планируются, но планируется — Островский, Булгаков, Мольер, Шеридан, Салтыков-Щедрин, Ибсен, Платонов, Достоевский. Поскольку я человек того поколения, для которого Вторая мировая война — часть жизни и эмоциональной памяти, то несколько работ будет посвящено войне. Будет и новая драматургия — братья Дурненковы, братья Пресняковы, Жеребцов.

- Но в связи с сокращением старых спектаклей может образоваться безработица среди старого состава МХАТовцев.

 — Нет. Труппа занята довольно ровно. Я придумал новые работы для Ии Савиной, Нины Гуляевой. Театр помнит о тех, кто отдал ему годы и годы.

- А Татьяна Лаврова?

 — Болеет.

- Вернется ли в театр после болезни Вячеслав Невинный, не работавший весь прошлый сезон?

 — А как же! Он еще в больнице, где продолжается реабилитационный период. Слава едва ли не единственный человек в театре, с кем у меня еще есть и человеческие отношения. С другой стороны, к концу нового сезона я думаю прийти к трехступенчатой труппе.

- Что это значит?

 — Это все то, что существует в «Комеди Франсез» уже 200 лет, — основная часть труппы, переменная ее часть и вспомогательный состав. Это вовсе не означает, что разрыв в оплате труда будет каким-то сверхъестественным. Человек из вспомогательного состава вполне может зарабатывать больше того, кто занят в основном, согласно своему трудовому вкладу в театральное дело за месяц. Но это должно быть юридически обосновано и проведено через Федеральное агентство. Так же, как и законным должно быть использование наемного труда актеров, привлекаемых во МХАТ из других театров. А также оплата труда актеров МХАТа, привлекаемых в другие театры, в антрепризы, на телевидение. 

- То есть вы будете брать актера в аренду?

 — Да - и «брать» и «сдавать». Если мы приглашаем актрису из театра Фоменко, обязательно будем покупать тот рабочий день, на который изымаем ее из труппы. Это даст возможность сохранить актеру достоинство, не прибегать к обману и унижению для сокрытия своих сторонних заработков.

- А будут ли во МХАТе, по аналогии с «Комеди Франсез», введены штрафы?

 — Поскольку денежное возмещение за актерский труд, на мой взгляд, еще пока недостаточно велико, повременим с этой частью. Но в принципе это тоже будет.

- Олег Павлович, кого из артистов других московских театров вы еще переманили во МХАТ? Или перекупили?

 — Никого не перекупил и не переманил. Авангард Леонтьев из «Современника» уже перешел к нам и сейчас будет играть Дергачева в «Последней жертве», Гаева в «Вишневом саде», а потом Счастливцева в «Лесе». Да, в «Современнике» он получал больше, но и Алла Покровская в школе-студии, где преподает, получает немалые деньги. Так что я их не перекупил. Это называется заинтересовал работой.

И дальше я буду продолжать звать необходимых этому театру актеров. Потому что моя задача создать качественную труппу. Если я не останусь на этом месте еще один срок — то тогда, скажи, зачем все это? Пожаротушительные, спасательные, ремонтные работы проведены. А если говорить о настоящих художественных проблемах, то главным остается создание ансамбля, где люди говорят на одном языке. Во МХАТ пришли студенты школы-студии. Мало этого, я беру несколько человек лишь на один сезон, и это связано с моим недостаточным знанием этих актеров и необходимостью проверки их в деле.

- Правда ли, что в новом сезоне не будет работать знаменитый толстяк — актер Семчев, который в прошлом сезоне порывался несколько раз подать заявление?

 — Неправда. Просто он набрал так много сторонней работы, что мы с ним пришли к выводу — пришло время свести ее до минимума и сосредоточиться на работе в театре, заняться усовершенствованием самого себя. Он человек талантливый, и его последняя работа в «Белой гвардии» в полной мере это показала. Он не только будет работать, он уже репетирует Оргона в «Тартюфе». В сентябре у него пять спектаклей, в октябре будет больше.

- На какую актерскую ставку может рассчитывать во МХАТе молодой актер?

 — Давай посмотрим. Год работающая актриса получает, например, 17 тысяч, а два года — 27-28. А есть, кто получает 37 тысяч рублей. Это не фиксированная заработная плата, а та сумма, что оценивает трудовой вклад артиста в дело. И это не черный нал, а заработанные театром деньги, получаемые в кассе бухгалтерии. 

- Четыре года назад, заступив на пост худрука МХАТа, вы перевернули судьбу актрисы из третьего состава — Ольги Барнет. Сейчас она звезда. Намерены ли вы повторить столь удачный опыт с другими подзабытыми артистами?

 — Да, продолжится эта тема. Во всяком случае, я прилагаю к этому конкретные усилия. Но сложность моего положения заключается в том, что я сам не ставлю спектаклей во МХАТе, а молодые режиссеры, работающие у нас успешно, в первую очередь заботятся о своих спектаклях, а не решают проблемы формирования труппы. Но в этом сезоне я уже более жестко, более директивно и волевым усилием буду участвовать в распределении ролей. Меня не устраивает отсутствие заботы о той самой труппе, про которую мы говорим. Чтобы ее сформировать, надо людям дать возможности.

- Кстати, о молодой режиссуре. Кто будет ставить в этом сезоне?

 — Нина Чусова, Юрий Бутусов, Дмитрий Черников. Черников будет делать, по всей вероятности, одну из пьес, шедшую в Художественном театре, — «Школу злословия». С Бутусовым пьесу обсуждаем.

- Два неприятных вопроса, которые обсуждает театральная Москва и в особенности труппа МХАТа. Первый — артисты «Табакерки» крайне много заняты во МХАТе, тем самым теснят местных коллег.

 — Это не так. К сожалению, многие места в этой труппе, которые мне видятся, пока вакантны. Я привлекаю артистов из подвала только в том случае, если они несомненно более верны назначению на роль. К тому моменту, когда я пришел во МХАТ, труппа была не сбалансирована, не сформирована. А теперь, когда за последние два года мы имеем зримые успехи, я, формируя кастинг, не могу выставлять не первый состав. Я отказался играть в поддавки. Отказался от компромиссного распределения ролей.

- И второй вопрос — ваша супруга, актриса «Табакерки» Марина Зудина, только в этом сезоне сыграла две главные роли. Во МХАТе нет героинь?

 — Если было бы верно то, что говорят, то она бы в «Белой гвардии» играла Елену Тальберг. Елену же играет Наталья Рогожкина. А «Дядя Ваня» — это спектакль не МХАТа, а «Табакерки». В «Последней жертве» Зудина назначена на главную роль режиссером Ереминым, хотя я предлагал ему альтернативные варианты. И потом, зачем ее сюда тащить, у нее в «Табакерке» все в порядке.

- Что будет в новом сезоне делать Олег Павлович Табаков?

 — Много играть. Я назначен на роль Тартюфа. Наверное, буду занят еще в одном спектакле — каком, не скажу. И еще одна затея, которая у меня носит характер сердечной привязанности, — давно есть потребность сыграть странную бессюжетную историю: разговор человека моего возраста с ребенком — о жизни, о мире, о войне. Я уже начинал эту работу с Дуней Смирновой, но у нас не сложилось. Теперь, я думаю, эту работу сделает Женя Гришковец. Замысел мой, а режиссером будет Кама Гинкас.

- Какова будет цена на билеты и их доступность разным категориям населения?

 — Нельзя назвать средние цены. Средние на разные спектакли разные. «№ 13» — 500 рублей, «Последняя жертва», «Белая гвардия» — 270-300, «Вишневый сад» чуть меньше. А на новой сцене никогда не будет дороже 200 рублей. Мы будем учитывать возможности, которые дает Интернет. Обязательно я хочу вместе с Федеральным агентством создать программу «ФАК — МХАТ — студенчеству Москвы» — для МГУ, физтеха, МВТУ имени Баумана, МАИ. Все это я делал вместе с Леонидом Эрманом в 70-е годы в «Современнике», когда стал его директором. Помимо этого в театре появится процентов 5 так называемых социальных билетов — для пенсионеров.

И единственное, чем я недоволен, — не удалось провести техническое перевооружение театра. Но Администрация Президента и Федеральное агентство по культуре и кинематографии поддерживает меня в том, чтобы дать возможность театру в техническом отношении выйти на европейский уровень.
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004