В «Лире» только мальчики

Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Печально известная история про короля Лира в Москве приобретет чисто восточный колорит. Во всяком случае, известный японский режиссер Тадаши Сузуки прилетел в Москву и начал репетиции «Короля Лира» с артистами МХАТа им. Чехова. Постановка обещает быть необычной хотя бы потому, что все роли исполняют мужчины, прошедшие сначала жесточайший кастинг самурая японского театра, а потом саму школу г-на Сузуки в Стране восходящего солнца. Свое первое интервью в Москве режиссер дал обозревателю «МК».

- По какому принципу вы отбирали актеров для «Лира»? И сознательно ли отказались от участия в проекте российских звезд?

 — Я абсолютно не знал, кто известный, а кто неизвестный, но когда речь идет о такой совместной работе, необходимо два критерия. Во-первых, это психологическая гибкость актеров — а гибкими, как правило, бывают молодые люди. И поэтому, естественно, получилось, что я выбрал очень молодых людей. Но одной гибкости недостаточно — тут нужна и образованность актера.

Я предполагаю, что для молодых актеров МХАТа, участвующих в этом проекте, многое будет абсолютно новым. У большинства из них представление об игре кардинальным образом отличается от моего видения. Поэтому самое главное — изначально увидеть и понять разницу между нами как носителями разной традиции, но в любом случае цель будет у нас общая. И ни в коем случае нельзя отходить от своей традиции. А в результате совместной работы создать нечто новое.

- Как проходил кастинг? Этюдный метод, отрывки из «Лира»?

 — У артистов было два задания. Первое — надо было прочесть отрывок из «Макбета», а не из «Короля Лира». А что касается движения. .. Дело в том, что в моей методике есть специфические движения, и если человек не может их совершить, не может принять какую-то позу, то он не может участвовать в моем спектакле. И были отдельные актеры, которые не могли это выполнить. Технически это большая нагрузка, и русский человек никогда не понимал, как действует система. Конечно, на тренинге можно этому научиться, но для того, чтобы пройти этот тренинг, нужен боевой дух. Поэтому слово «гибкость» включает наличие боевого духа. А боевой дух — это вызов самому себе.

В результате кастинга в «Короля Лира» попали: Анатолий Белый на роль короля, Максим Матвеев на роль шута. Королевскими дочками будут — Роман Кириллов, Дмитрий Куличков, Евгений Саввинков. Также заняты в спектакле Сергей Колесников и Эдуард Чекмазов. В общем — молодая команда.

- Русская актриса Ирина Линдт, которая первой работала в театре Сузуки, рассказывала, что во время репетиции вы прибегали к физическому наказанию артистов. Вы будете позволять себе это в Москве?

 — Наказание — это не для того, чтобы просто ударить. Какие возникают ситуации на репетициях? Когда артист находится в паническом состоянии, то есть не видит двери, в которую можно выбежать. Тогда ты физически на него воздействуешь, чуть-чуть руку прикладываешь, и человек может иначе увидеть ситуацию. 

- Ваша система требует от актеров большой внутренней концентрации, своеобразного ухода от внешнего мира. А актеры МХАТа много снимаются, ведут активную жизнь. Какие жесткие условия вы ставите русским актерам?

 — Вести светский образ жизни или сниматься в кино и на телевидении — это, конечно, не благоприятствует движению к высокой цели. Поэтому требования должен предъявлять не я, а прежде всего сам актер. Должен быть жесткий самоконтроль и над физическим, и над духовным образом жизни. Но в любом случае я не собираюсь что-то запрещать. И никоим образом не буду изолировать от внешнего мира. Он может вести какой угодно образ жизни, лишь бы мог достигнуть своей цели. Как раз об этом, как мне кажется, говорил Станиславский. 

И еще хочу добавить: мы будем играть пьесу Шекспира, а в отличие от героев Чехова или Ибсена шекспировские герои — люди с очень сильными желаниями. И, как правило, это не какие-то добрые и хорошие люди, а в основном злодеи, считающие, что цель оправдывает средства. Это убийцы или сумасшедшие или то и другое одновременно. И поэтому актер как личность должен обладать очень большой энергией.

- В русском театре главное — слово. В вашем — нечто другое. Собираетесь ли вы ломать нашу систему под свою?

 — Моя постановка вопроса такова: не я пытаюсь что-то ломать, они сами должны пытаться сломать себя для чего-то. Кто согласен на это — добро пожаловать в мою систему. А известные актеры боятся что-то в себе ломать.

- Будут ли ограничения в еде?

 — Ирина Линдт знает, она же жила с нашими актерами два месяца: они и выпивают, и никакой особой диеты нет. Но когда речь идет о тренировках и репетициях, они могут долго работать, и работать сколько нужно. Первые два часа — буквально тренинг, как у спортсменов. Только потом начинается работа со словами.

- Ваш спектакль «Сирано де Бержерак» похож на ветку сакуры. Придумали ли вы образ для «Короля Лира»?

 — Главный герой — он сумасшедший, причем в инвалидной коляске. Почему в коляске? Потому что безумие означает, что человек нездоровый. А где живут нездоровые люди? Ясно. Во всяком случае, в «Лире» нет романтики, которая была в «Сирано».

- Вы рассматриваете Лира как жертву или как злодея, получившего по заслугам?

 — Ни то и ни другое. Если он и не злодей, то человек, совершивший достаточно много зла, после чего стал жертвой. И главный лейтмотив — это спектакль о мужчине, который из-за непонимания между отцами и детьми на старости лет стал очень одиноким. Лишился рассудка.

- Почему все роли исполняют мужчины? Дань шекспировскому театру?

 — Здесь непонимание не между мужчинами и женщинами, а именно между поколениями. Поэтому исполнители только мужчины. Там есть интрига, и если будут играть женщины, то внимание и артистов, и зрителей будет сосредоточено на отношениях разных полов. А мне этого для спектакля было абсолютно не нужно.

- А как же любовные отношения дочерей с их мужьями? Эти сцены будут исключены?

 — Если все роли играют мужчины, это не значит, что все отношения будут трансформированы в гомосексуальные. Главное — чтобы была энергетика. Энергетика ревности, любви.
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Не надо бояться самурая с мечом, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004
Президент идет в «Лес», Виктория Никифорова, Эксперт, 24.01.2004
Но кто мы и откуда…, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004