ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Тартюфом меньше

Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тем, кто не помнит анекдот, зачем еврею обрезание, напоминаю: «Во-первых, это красиво». То же самое могу сказать и о «Тартюфе» в Художественном театре. Сцена — настоящая резная шкатулочка: все такое узорчатое-узорчатое, да еще золотое. Свет все время меняется, цвет задника тоже меняется, и узорчики получаются то на черном фоне, то на красном, то на синем — закачаешься! Костюмы Павла Каплевича — это отдельная песня. Я бы предложила их считать его новой коллекцией и презентировать на отдельном показе. Впрочем, таким дефиле можно считать и спектакль «Тартюф».

Вся коллекция — в актуальную полоску модных нынешним летом ярких леденцовых тонов. Обратите внимание на аксессуары. В фокусе коллекции — силуэт 50-х, тонкие талии и пышные юбки, ретро-очарование и сексуальность!

Так вот: все в полоску. У Оргона (Александр Семчев) полоски на синем фоне, у жены его Эльмиры (Марина Зудина) — на розовом, у их рыжей дочери (Дарья Мороз) — на желтом, у госпожи Пернель (Наталья Кочетова) — на сиреневом, у Клеанта (Авангард Леонтьев) — на зеленом. Еще в этом эффектном шоу-показе, сопровождаемом мольеровским текстом, есть: звук приезжающих и отъезжающих машин и мелькающий по стенам свет фар. Специально для аплодисментов поставленный первый выход элегантнейшего Оргона: в котелке, с сигарой в зубах и золотыми свертками-картонками подарков в руках. Настоящая ожившая pin-up girl — Марина Зудина: осиная талия, многослойные нижние юбки, стройные ножки на шпильках, губки бантиком и пикантные позы. Ну и, конечно, Олег Костров со своим фирменным easy listening — тынц-тынц-тынц, под который легкомысленно подергивают бедрами все герои. В качестве бонуса — пара ослепительных живых икон с Тартюфом-Табаковым в виде Господа и томными ангелочками вкруг него.

Дальше придется рассказывать про спектакль: артистов, сюжет, режиссуру и прочие любопытные, хотя и менее существенные для этого шоу подробности. Первый вопрос у театралов был: поборет слон кита или кит слона? В смысле, Табаков переиграет Семчева, или наоборот? Пока финал не ясен: среди зрителей есть сторонники и той и другой версии. Семчев начинает спектакль чудесно: в одном из его золотых свертков оказывается гипсовый бюстик Тартюфа, и Оргон носится с ним, как с любимой куклой: восторгается, прижимает к груди, тетешкает, защищает от нападений бессовестного Клеанта и потом утешает. Вообще, Семчев актер очень нежный, тонкий, трогательный, и это так комично контрастирует с его огромной тушей, что не умиляться невозможно. Но тут он успевает только начать с нежности, а потом переходит на крик, подлаживаясь под общий тон спектакля, который классически называется «базар-вокзал».

А Табаков придумал себе Тартюфа-уголовника. Его свита — слуга-карлик (главный карлик отечественного кино и театра Владимир Федоров) и две волоокие красотки-монашки для утех (Варвара Шулятьева, Юлия Галкина).

Табаков весь в татуировках, помню, раньше он даже обещал зубы себе железные сделать, но мне с девятого ряда не было видно, вставил ли.

И текст перевода Михаила Донского явно им подправлен: Тартюф, например, угрожающе спрашивает у свиты, кто стоял на стреме, и объявляет, что пойдет в тюрьму к зэкам. А Дорину обольщает, распевая ей под гитару «Тишину за Рогожской заставою». Ничего нового для себя Табаков не делает: то хитреца-Матроскина подпустит, то - велеречивого надутого Мальволио (которого он играл когда-то в «Современнике»), а то вдруг глянет паханом, свистнет шестеркам и утрет нос рукавом. Он играет пока на нескольких собственных штампах, но, надо признаться, эти штампы очень обаятельны.

Следующим номером, если не считать куколку-Эльмиру, в зрительской любви идет Марина Голуб — служанка Дорина. Вот тут, я вам скажу, все сметено могучим ураганом. Получив роль, достойную своего неуемного темперамента, Голуб разрешила себе все, и в тот момент, когда она оказывается на сцене, действие окончательно превращается в спектакль приморской филармонии на сцене подшефной военной части. Она лезет во все и болтает без умолку, оставляя текст Мольера далеко позади себя. Впрочем, то, как разговаривают в этом спектакле — отдельный сюжет.

Нет, я не буду сейчас пускаться в рассуждения, что нести отсебятину — это плохо. Все давно это делают. Даже не буду говорить, что странно как-то болтать что попало посреди поэтического текста. Это тоже уже мало кого смущает. К примеру, Клеант приходит к Тартюфу в тот момент, когда того массируют монашки в соблазнительном белье. И вот, герой витийствует мольеровским стихом, требуя, чтобы Тартюф имел совесть, а в это время одна из монашек и к нему пристраивается — помассировать. Тогда, на секунду отвлекшись, раздраженный Клеант бросает ей через плечо: «Дочка, отдохни!» — и публика очень радуется. Или Оргон, тоже посреди стихотворных рассуждений о необходимости свадьбы Марианы с Тартюфом, оборачивается на дочь, симулирующую обморок, чтобы сказать: «Бездарно!». Дорина дергает за рукав Клеанта, указывая на целующихся молодых: «Смори-смори!», а услышав от Оргона незнакомое ей имя Аргаса, переспрашивает: «Оргазм?».

Впрочем, это все пока не актерские отсебятины. Это шутки, закрепленные режиссером, и бог с ними. Но вот совершенно новый способ произнесения стихотворных монологов, который в этом спектакле практикуют все — на его изобретение патент точно у Чусовой.

Любая речь в произвольных местах беспрестанно прерывается обращением. Оргон, жалуясь госпоже Пернель, все повторяет: «мам!» (типа: «А он тем временем, мам, в отплату за услуги\ стремится посягнуть на честь моей супруги»). Дамис, обращаясь к Оргону, твердит: «пап!», а Эльмира, обольщая Тартюфа, и вовсе: «слушайте!». И это уже совсем нельзя назвать игрой с текстом. Это просто неумение его слышать.

К чему бишь я? К тому, вероятно, что простецкая манерка, кичливо выставленная напоказ (в духе: «мы в гимназиях не обучались!») в соединении с базарным тоном и общей роскошью убранства вдруг шибанула таким тяжелым новорусским духом, таким «радио „Шансон“ в Кремле», что просто диву даешься. Талантливая витальность Чусовой вдруг стала выглядеть пошлейшей провинциальностью и потянула за собой весь Художественный театр. А «Тартюф»? что «Тартюф»? Одним «Тартюфом» больше — одним меньше?
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Не надо бояться самурая с мечом, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Президент идет в «Лес», Виктория Никифорова, Эксперт, 24.01.2004
Но кто мы и откуда…, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004