Чувство глубокого удовлетворения

Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
МХТ им. А. П. Чехова выпускает на своей Большой сцене уже вторую комедию, причем едва ли не встык с первой. Месяца не прошло со дня премьеры «Тартюфа» в постановке Нины Чусовой, как Кирилл Серебренников уже готов веселить зрителя «Лесом» А. Н. Островского. Зал на предварительном просмотре спектакля (официальная премьера назначена на 6 января) был, конечно, специфический, все больше с прикусом и прищуром знатоков. Но хохот и от такого контингента исходил перманентный. Можно дофантазировать, что будет твориться на спектакле, когда в театр придет обычная публика.

Кирилл Серебренников, ставящий классику, верен себе, ставящему классику. Это пояснение, думаю, важно, поскольку он едва ли не единственный из нового режиссерского поколения сохраняет интерес и вкус к новой драме и пьесы братьев Пресняковых в его постановках одна за другой обретают удачную и счастливую сценическую жизнь. Но когда Серебренников берется за классическую драматургию («Сладкоголосая птица юности» в Современнике, «Мещане» в МХТ, теперь вот — «Лес»), начинаются вопросы. С эпохой действия пьесы — она сдвинута ближе к календарному бытию наших современников. С артистами — обязательно берутся большие и очень известные. Тут Серебренников похож на матерого и крепкого профессионала, наизусть знающего, как вполне традиционно, согласно амплуа, развести на труппе пьесу. Забегая вперед, в «Лес», приведу красноречивый пример. Наталья Тенякова играет Гурмыжскую — есть вопросы? Парочку Счастливцев — Несчастливцев воплощают Авангард Леонтьев — Дмитрий Назаров, и такому точному попаданию мог бы позавидовать иной антрепренер времен Александра Николаевича Островского. Подобная «классика» априори обречена на успех, ибо сочетание классного артиста с классной ролью вынесет все испытания, подстерегающие их вокруг. Серебренников — и Корш, и Треплев в одном лице. Вокруг больших артистов, осмысленно играющих большие роли, у него много как бы современного. Чтобы не подумали: режиссер ничего не изобрел, новых ходов не нашел.

«Лес» в этом смысле скроен так же, как «Мещане» и «Сладкоголосая птица». Действие перенесено в советские времена 70-х годов. Музыка (на этот раз не PAN-Квартета, а подбор) создает не только соответствующий временной контекст, но и массу буквальных ассоциаций. Чего стоит одна «Беловежская пуща» — заповедный лес, эсэсэсэровский псалом, место вынесения приговора «шестой части суши» и т.д. и т.п. Или «Дайте до детства плацкартный билет» — сладкая истома советского человека с уделом путешествовать не далее государственной границы. Идем дальше: зрелая Гурмыжская в грезах о молодом любовнике танцует под Лолиту Торрес, под хит ее юности.

Пространство игры художник Николай Симонов тоже насыщает деталями, которые, вероятно, помнит с детства. Вот он, социалистический шик: бурые деревянные панели, атласные занавески, хрустальные люстры чехословацкого производства, крокодилообразные металлические карусельки в парке (мы все на них катались понемногу). Но ядовитые подсветки задников или серебристый «дождик» занавеса — это как бы нынешнее, поднадоевшее, правда, но уж точно не позавчерашнее. Есть еще фотообои с видами леса. Такими, помнится, украшали свои квартиры те, кто имел знакомства в торговой среде. Купец Восьмибратов — Александр Мохов и его сын Петр — Олег Мазуров ходят в кожаных пиджаках и пальто эпохи развитого социализма. Улита — Евгения Добровольская бегает в немецкой нейлоновой комбинации. Каким образом в этих реалиях могла Гурмыжская продавать Восьмибратову лес, понять затрудняюсь. Какое, опять же, приданое в тысячу рублей за Аксюшей — Анастасией Скорик ожидалось Восьмибратовым в эпоху брежневского застоя, Господь его знает. Режиссер, как обычно, играет, заигрывается и мало озабочен подоплеками игры.

Следовательно, нудный вопрос: о чем пьеса? — задавать не будем? А вот и будем! Самое смешное в этом действительно и ненатужно смешном спектакле то, что вслед за Островским режиссер поет гимн актерам, взбалмошным талантливым бессребреникам. Д. Назаров, он же Геннадий Демьяныч, умудряется читать своим меркантильным родственникам стихи опального Иосифа Бродского. Ушлый и взрывной Авангард Леонтьев, он же Аркашка Счастливцев, душит коллегу в объятиях за блестяще проведенную сцену защиты бедной тетушки. Все работает в этой парочке на тему: сочетание фактур красавца трагика и пружинистого, эксцентричного комика, пьяная бесшабашность обоих, жуликоватость, забубенность, блестящая способность к импровизации, азарт все превратить в игру, в театр. И вот тут черед Натальи Теняковой, звезды, давно не сиявшей на этих подмостках так ярко. Сказать, что Тенякова умеет играет комедию, это ничего не сказать. Но режисссер подарил ей и некую женскую эволюцию, происходящую у нас на глазах. Дама преклонных лет влюбляется в мальчишку и хорошеет от эпизода к эпизоду: меняет парики, туалеты, каблучки туфель все увеличиваются в сантиметрах, а глазки и щечки — в количестве косметики. Природный сексапил этой актрисы (слово плохо вяжется с интеллигентной Теняковой, но такое женственное начало, как у нее, мало кому дано) играет тут далеко не последнюю роль. Однако все дело в личности Теняковой, в ее уме и мастерстве. У Теняковой — лукавое, смелое и изящное пиршество красок. Вот встала россомахой перед зеркалом, вдруг повела плечами, взметнула руки — и пошла в танце, от которого только такой экземпляр, как Буланов (Юрий Чурсин), не придет в трепет. И даже когда на свою свадьбу она является в коротком балахоне и высоких сапогах-ботфортах а-ля Алла Пугачева, мы видим не столько потерявшую чувство реальности бабу, сколько нелепую и даже трогательную красотку.

Хотя эта свадьба — уже совершеннейшая эстрада, концертный номер. Буланов со своей речью в микрофон имитирует нынешнего Президента Российской Федерации. Вездесущий детский хор (музыкальная школа им. И. И. Радченко, дирижер Галина Радченко) заводит многоголосную «Беловежскую пущу». Ходят дивные, разодетые старухи Милонова — Кира Головко и Бодаева — Раиса Максимова — то ли музейные работники, то ли профсоюзные деятельницы. В этом безнадежно совковом экстазе — апофеозе, который, к слову сказать, подозрительно часто прорастает в нашей жизни, оторвался по полной программе Геннадий Демьяныч Несчастливцев. Шикарно спел французский шансон. Понял, что некстати. Гаркнул Аркашке: «Руку, товарищ!», и пошли они, родимые, по городам и весям, оставив свадьбу доедать свои салаты и селедки.

Если бы «Лес» сыграли про новых русских, вышло бы плоско и грубо. Если бы - в усадьбах, с сапожищами да поддевками, режиссеру бы стали пенять на отсутствие новых форм. Серебренников отправился в эпоху, которая у всех, даже у самых молодых, вызывает еще живую память. Как известно, любимым слоганом этого времени было «чувство глубокого удовлетворения». Клочковатая концепция спектакля этого светлого чувства не вызывает. До новых форм, конечно, далековато. Как и до новых смыслов. Зато срабатывают тот кайф, с которым играют хорошие артисты свои хорошие роли, и тот драйв, в который режиссер их отпустил. 
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Не надо бояться самурая с мечом, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004
Президент идет в «Лес», Виктория Никифорова, Эксперт, 24.01.2004
Но кто мы и откуда…, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004