Но кто мы и откудаАнна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004 Но кто мы и откуда
Режиссера Кирилла Серебренникова можно не любить, можно с ним спорить, не соглашаться, отрицать и ниспровергать, пугать его именем детей, обвинять во всех смертных грехах, как то: в полной бездуховности, в осквернении театральных легенд, святынь, классических текстов Как правило, зрители его спектаклей резко делятся на тех, кто принимает предложенные режиссером правила игры, и тех, кто в страшных конвульсиях, в приступе идиосинкразии гневно покидает зал Центра драматургии и режиссуры или театра Пушкина, «Современника» или МХТ. Причина проста и понятна: Серебренников не может не раздражать, потому что каждый его спектакль неудобен, как новые глазные линзы для близорукого человека. Четко и последовательно режиссер, рассказывая истории, вытащенные (выхваченные) из стремительного потока повседневной жизни злободневные и, как правило, нелицеприятные, словно следует знаменитой строчке Блока: «На непроглядный ужас жизни открой скорей, открой глаза ». А открывать глаза не хочется, хочется наоборот скрыться в утешающий обман, который очень нередко искусственно рифмуется с разговором (часто демагогическим) о чем-то абстрактно вечном и прекрасном, космическом и непременно духовно-культурном. Все спектакли Серебренникова находятся не в «безвоздушном пространстве»: все истории конкретные и жесткие имеют четкие ориентиры времени и места. Серебренников последовательно и упрямо вводит в наш современный культурный обиход понятие «героя времени». Это становится очевидным после недавних премьер режиссера «Изображая жертву» по пьесе братьев Пресняковых и «Леса» Островского. «Изображая жертву» современные вариации на тему Гамлета. Сюжет пьесы прост: есть главный герой Валя (Петр Кислов), его мать отравила отца, собирается выходить замуж за дядю, есть девушка, отношения с которой не любовь, а однообразная привычка «изображаем, что ты мой муж, а я твоя жена», есть странная работа Валя зарабатывает на жизнь тем, что изображает жертв на следственных экспериментах, и в этом выборе профессии странное желание разобраться «какие сны приснятся в смертном сне» или, вернее, побороть, спрятать, обмануть этот природный страх «чего-то после смерти, безвестный край, откуда нет возврата». Нина Берберова когда-то точно сформулировала одно из главных ощущений человека в XX веке: «Не существует мира. Все соскочило со своих мест и треплется по ветру, вся солнечная система требует отвертки, чтоб ее подвинтить заново». Диагноз времени ноль: пустота, разомкнутая в бесконечность. Человека нет, его отменили, про него забыли, ему все время говорят о том, что он никто, в этом мире все случайность, и одна из тысячи случайностей (даже не главная) само рождение. Есть определенная социальная условность со своими законами и понятиями, есть некие обязанности перед обществом, есть формула «тебе повезло, ты не такой как все ты работаешь в офисе», но нет главного себя. «Я» растворилось в хаосе, страхе и растерянности. Поэтому осознать этот «знак бесконечность» единственная возможность найти себя в этом мире. Герой спектакля пытался разгадать этот ребус, перешагнув границу, убив мать, дядю, девушку стал не имитатором героя следственного эксперимента, а непосредственным, реальным участником. Он совершил некий поступок, казалось бы разрывающий, навязываемый жизнью трафарет. После этого убийства следует шекспировский вопрос: «Что дальше?» «Дальше ». Тишины нет. Звучит тихая фортепьянная фраза, и герой обращается в зал с отчаянным, растерянным монологом: «Скоро ничего не будет. И никто никому не сможет помочь Теперь у меня нет привязанностей Меня нет значит и конца не будет?». Тишины нет тишина это некое умиротворение и отточие. В спектакле Серебренникова как утверждение звенящая пустота в «бесплодье умственного тупика». И здесь режиссер придумывает замечательный финал-эпилог: все персонажи спектакля выходят на авансцену в строгих черных бушлатах, в морских бескозырках и начинают петь старую морскую песню «Прощайте, скалистые горы». В спектакле, построенном на открытой театральной игре, иронии, гротеске, песня эта звучит без доли игры, иронии или гротеска. Актеры поют серьезно, строго, торжественно, не боясь и не скрывая пафоса: «Прощайте, скалистые горы, / На подвиг Отчизна зовет! / Мы вышли в открытое море, / В суровый и дальний поход / Корабль наш упрямо качает / Крутая морская волна, / Подымет и снова бросает / В кипящую бездну она / А после с победой геройской / К скалистым вернусь берегам ». В середине песни в этот импровизированный корабль-хор впрыгивает главный герой и звонким, пронзительным голосом солирует: «А волны и стонут, и плачут, / И плещут на борт корабля ./ Растаял в далеком тумане Рыбачий, / Родимая наша земля ». И в этом такая правда времени, отказавшем себе в герое. Подлинная тоска по геройству настоящему. Тоска по поступку истинному, без компромиссов, без имитации, суррогата и изображения. Тоска по смыслу. Песня переходит в шепот-речитатив-заклинание: «Мы вернемся к родным беретам мы вернемся к родным берегам мы вернемся к родным » Каждое время предлагает свою матрицу истории о Гамлете. В традиции русской культуры герой шекспировской трагедии часто рифмуется с понятием «лишний человек» белая ворона, тот, кто противопоставляет себя большинству, установленным законам и усредненным принципам, и всегда закономерно оказывается проигравшим и раздавленным этим большинством. Ту же тему Серебренников продолжает в своем следующем спектакле «Лес». Режиссер переносит действие пьесы Островского в 70-е годы XX века. Выбор времени абсолютно точные «предлагаемые обстоятельства». 70-е вошли в нашу историю под условным названием «застой», когда определенные идеи времени предыдущего исчерпали себя, а новые не родились, не сформулировались. Состояние затянувшейся паузы мучительной, изматывающей, болезненной. Наша история периодически впадает в это состояние паузы и промежутка Страсти идей и споров, энтузиазм и надежда в прошлом, о них вспоминается с горькой усмешкой и обидой. Как писал тогда Геннадий Шпаликов: «То ли страсти поутихли, то ли не было страстей. Потерялись в этом вихре и пропали без вестей люди первых повестей » Усталость, одиночество, разочарованность с одной стороны яркие и главные черты этого времени, с другой, оборотной, 70-е время максимальной сытости, мещанского накопительства, карьерной гонки, ханжества, цинизма. Об этом и о многом другом фильмы Германа, Муратовой, лучшие Михалкова, пьесы Вампилова Серебренников в своем спектакле соединил, столкнул эти две крайности. При всем том, что режиссеру удалось создать прекрасный актерский ансамбль, где каждый персонаж объемен и индивидуален, тщательно продуман, большую часть внимания Серебренникова в «Лесе» занимают две основных линии. Героем первой становится Несчастливцев (Дмитрий Назаров), второй Буланов (Юрий Чурсин). Эти две линии, развиваясь, пересекаясь, в финале сталкиваются, приводя к страшному итогу. Несчастливцев, придуманный Серебренниковым, точный и показательный тип времени. Внешне огромный, сильный, мощный человек, казалось бы, одним взмахом руки способный сокрушить и победить всех это в его природе, но он растерял, проиграл эту природу (среда заела?), внутренне он надломлен, слаб, утомлен Тут можно вспомнить слова Чехова об Иванове (кстати, интересен тот факт, что «Иванов» одна из принципиально важных и показательных пьес советского театра 70-х годов): «Русская возбудимость имеет одно специфическое свойство: ее быстро сменяет утомляемость ( ) К утомлению, скуке и чувству вины прибавьте еще одного врага. Это одиночество ( ) Всем нет дела до его чувств и перемены в нем. Он одинок. Длинные зимы, длинные вечера, пустой сад, пустые комнаты Уехать некуда. Поэтому каждую минуту его томит вопрос: куда деваться?». Несчастливцева томит и сводит с ума тот же, но иначе сформулированный вопрос: «А не удавиться ли мне?». Серебренников придумывает замечательный ход: во время диалога Несчастливцева и Счастливцева о времени и о себе эта фраза вспыхивает над ними большими красными буквами. От нее просто так не отмахнешься она данность, и Несчастливцев с опаской периодически оглядывается на нее, бережно и тоскливо протирает светящуюся надпись платком В спектакль он входит с этой мыслью, а не приходит к ней после долгих размышлений. Он замучен проклятым вопросом Ищет противоядие, один из вариантов (возможно, последняя зацепка) вернуться домой «к родным берегам». Несчастливцев возвращается, замечательно читая ностальгические строки Бродского: «Здесь родина. Здесь будто без прикрас, здесь прошлым днем и нынешним театром, но завтрашний мой день не здесь ». Возращения-исцеления не получилось, оно «не к месту». И тут, в этот момент, он сталкивается с обстоятельствами, окончательно ломающим его. Обстоятельства это история завоевания территории дома Гурмыжской Булановым. Хрустальные люстры, соломка-бамук на дверях, торшеры, огромные зеркала, радиола на ножках, синяя ультрафиолетовая лампа, белые лилии в вазах в каждой детали интерьера ощущение номенклатурной сытости, достатка, советского буржуазного шика. На этом «правильной», точном фоне из робкого, глуповатого мальчика, прислушивающегося к каждой нужной фразе, фитюльки, ничтожества, вырастает страшный социальный гоголевский или даже сухово-кобылинский тип карьериста, жлоба, этакого черта «нового хозяина жизни». Режиссер прекрасно показал это незаметное преображение-превращение. Он рождается из воздуха «заповедной дали». В первых сценах понятно, что Буланов до такой степени глуп, что ему просто в голову не может придти план обольщения хозяйки с последующим завоеванием поместья и мира. Но «частенько там мы покровительство находим, где не метим»: от первоначального желания всего лишь зацепиться и, «чтоб к маменьке не отправили», к приобретению привилегий, подарков и власти он становится монстром. В финале Буланов появляется в черном костюме, в белоснежной рубашке, в брюках со стрелочками холодным, жестким, чеканным голосом произносит речь-декларацию новой жизни: «Господа, поверьте, что я постараюсь быть достойным той чести ( ) Господа, в самом скором времени само дело будет говорить за меня ( ) Господа, хотя я и молод, но я очень близко к сердцу принимаю не только свои, но и общественные дела и желал бы служить обществу. Поверьте, что вы найдете во мне самого горячего защитника наших интересов и привилегий». И дальше без паузы тем же тоном: «Заповедный напев. Заповедная даль ». Буланов в сопровождение детского хора начинает петь хит 1975 года «Беловежская пуща». Жутко становится, когда чистые детские голоса выводят: «Многолетних дубов величавая стать. / Отрок-ландыш в тени, чей-то клад стерегущий. .. / Дети зубров твоих не хотят вымирать». После этого выступления Несчастливцев произносит страстный обличительный монолог, но никто его не слышат все празднуют свадьбу: гремят вилками по тарелкам, снисходительно улыбаются Несчастливцев уходит. Почти как Чацкий: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувства уголок» (тут интересное совпадение с финалом «Горе уму» Мейерхольда). После его ухода-укора возникает минутная пауза, как неловкость и неудобство от присутствия чужака, постороннего. На середину сцены пружинистой походкой, руки в карманах, выходит Буланов, смотрит в зал долго, пристально, и в этом взгляде окончательно материализуется гоголевский фантом: «Я везде! Везде!» или расплюевский итог: «Всю Россию призвать к ответу». По лицу Буланова проскальзывает легкая ухмылка, он приседает раз, два Звучит застойный хит «Летка-енка». Постепенно к подпрыгивающему Буланову присоединяются-пристраиваются почти все персонажи спектакля, который так и заканчивается механическим, однообразным, нелепым и страшным танцем-конвейером. К финалу «Леса» Серебренникова можно, как послесловие, вспомнить фразу из «Теней» Салтыкова-Щедрина: «А время все больше и больше начинает напоминать какой-то проклятый водевиль, к которому страшным образом примешивается отвратительная трагедия». В каждом своем спектакле Серебренников находится в поисках «утраченного времени», пытаясь отыскать ответ на вопрос «но кто мы и откуда ». Ответ и прост, и сложен одновременно надо «вернуться к родным берегам», избавиться от ощущения «марьи родства не помнящей», осознать и понять свое прошлое, свою историю. Только так можно приблизиться к «утраченной середине», к истокам и смыслу дня сегодняшнего. В сериале «Дневник убийцы» режиссер сталкивал два времени нынешнее и революционные годы, «Лес» переносит почти в самый конец советской эпохи. Следующий проект «Голая пионерка» по роману Михаила Кононова снова советская история, но уже 30-40-х годов Режиссер Кирилл Серебренников поступательно, настойчиво занимается реабилитацией и «собиранием» героя. Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004 Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004 Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004 Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004 Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004 К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004 Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004 «Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004 «Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004 Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004 У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004 «Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004 Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004 Ход к зрительному залу
Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004 Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004 Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004 «Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004 Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004 Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004 Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004 Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004 Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004 Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004 Веселись не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004 Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004 Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004 Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004 Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004 Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004 Японский вопрос русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004 Не надо бояться самурая с мечом, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.11.2004 Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004 Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004 Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004 Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004 Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004 Весь мир психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004 Дмитрий Куличков: «Настоящее рождается из свободы», Марина Лёвина, @кция, 26.10.2004 «Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004 Тадаси Судзуки поставил «Короля Лира» с актерами МХАТа, Андрей Фесюн, РИА «Новости», 17.10.2004 Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004 Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004 Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004 Новая, новее, еще новее
, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004 Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004 Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004 Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004 МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004 Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004 Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004 Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004 Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004 Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004 «Когда хоронишь младших это обессмысливает жизнь», Артур Соломонов, Известия, 7.09.2004 Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004 В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004 Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004 Изображать жертву это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004 Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004 Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004 Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004 Наталья Тенякова: Мы с мамой целый год скрывали от папы, что я в театральном, Георгий Меликянц, Известия, 3.07.2004 СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004 Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004 К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004 Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004 Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004 Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004 Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004 Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004 «Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004 Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004 «Не называй ее небесной
», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004 Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004 Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Продано!.., Итоги, 8.06.2004 Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004 Теперь хоть и помереть
, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004 «Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004 Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004 Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004 Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004 Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004 Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004 «Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004 Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004 Михаил Пореченков: Если мы прилетим на Марс там станет опасно, Ольга Коршакова, Огонек, 14.04.2004 Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004 Турбины первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004 Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004 Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004 А абажур висит, Итоги, 6.04.2004 Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004 Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004 Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004 Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004 Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004 Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004 Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004 Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004 Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004 Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004 Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004 Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004 «Белая гвардия» во МХАТе им. А. Чехова, Коммерсант Weekend, 26.03.2004 Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004 Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004 «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004 Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004 Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004 Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004 Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004 «Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004 От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004 Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004 Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004 Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004 Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004 Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004 Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004 «Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004 Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004 Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004 Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004 Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004 Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004 Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004 Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004 МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004 Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004 Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004 Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004 Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004 Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004 Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004 Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004 «'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Максим Горький хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004 Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004 МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004 Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004 Президент идет в «Лес», Виктория Никифорова, Эксперт, 24.01.2004 ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, 23.01.2004 Но кто мы и откуда
, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 В поисках утраченного МХАТа, Культура, 15.01.2004 К лесу задом, к зрителю передом, Итоги, 11.01.2004 В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004 Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004 Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004 |