Наталья Тенякова: Мне приходилось играть, находясь при смерти

Людмила Безрукова, Труд, 20.04.2005
Чтобы взять интервью у Натальи Теняковой, надо очень постараться. Не любит народная артистка рассказывать о своей работе, считая, что за актера должны говорить его роли. Что ж, с роли и начнем. В МХТе имени Чехова, в котором не один год служит Наталья Максимовна, недавно состоялась премьера спектакля «Лес» в постановке Кирилла Серебренникова, где Тенякова играет помещицу Гурмыжскую.

- Критики, посмотревшие этот спектакль, в своем мнении резко разделились. Одни называют его интересным и неожиданным, другие — «очередной модернистской выходкой», где от Островского ничего не осталось.

 — Почему не осталось? В тексте не изменено ни одной буквы! Разве что время действия спектакля перенесено в 70-е годы ХХ века. Соответственно ему — и костюмы, и манера поведения героев. Островский, например, пишет, что Счастливцев и Несчастливцев встретились в лесу, а у нас они встречаются в пивной. Но текст остается прежним. Мне лично постановка нравится: веселая, энергичная. Я не считаю ее модернистской, просто ритм другой. Если бы мы играли Островского, облачившись в кринолины, получилось бы размеренное, долгое действие. Но в ХХ веке люди стали жить быстрее, у них совсем другой способ общения, нежели в ХIХ веке. Смотреть костюмный «Лес» массовый зритель уже не пойдет, быт помещиков ему не интересен. У нас в спектакле даже музыка другая, моя героиня наслаждается песнями Лолиты Торрес! По-моему, это смешно.

- Для вас имеет значение, что говорят о вашей работе?

 — Сейчас уже не имеет, поскольку сама научилась разбираться.

- С режиссерами во время репетиций спорите?

 — Ну а вы как думаете?.. Ведь репетиции — это процесс, во время которого разное бывает: и споры, и конфликты, и слезы. Никто друг друга по головке не гладит, поскольку именно в спорах и рождается истина. Тем не менее с Серебренниковым я находила общий тон. Мы же с ним понимали, что должны идти в одном направлении, иначе ничего не получится. Если бы мы с ним не сошлись, я бы ушла, и все.

- Кажется, вам всегда везло на крупных режиссеров, вы работали с Георгием Товстоноговым, Олегом Ефремовым, Адольфом Шапиро.

 — Да, и у каждого из этих мастеров я чему-то училась. Например, Олег Ефремов был довольно жестким и упертым режиссером, всегда гнул свою линию. Не любил, когда актеры вольничали, пытались повернуть в другую сторону. Это пресекалось и обсуждению не подлежало. С Товстоноговым можно было спорить. Он говорил: «Вы не согласны, не хотите делать так, как я предлагаю, пожалуйста, предлагайте свое». С ним всегда надо было иметь и свое решение роли. Если ничего нового ты не предлагал — все, гиблое дело, ему с тобой было неинтересно.

- Вы легко вошли в труппу БДТ?

 — Как вам сказать: и да, и нет. После окончания Ленинградского театрального института распределилась в Театр имени Ленинского комсомола. Отработала там 2 года, после чего получила предложение от Георгия Александровича перейти в БДТ. Это был конец 60-х годов. Ну а дальше все покатилось, да и партнеры мне сильно помогали, поскольку это были крупные личности, других Товстоногов не держал.

- Почему вы не следуете примеру своего мужа Сергея Юрского и не пишете книг?

 — Нет такой потребности. И дневников я никогда не вела. Вот у Юрского такая потребность есть, он уже 14 книг издал. Я их, конечно, читаю первая, ошибки исправляю. Как говорят в таких случаях, я не писатель, я - читатель.

- Как вам, таким ярким индивидуальностям, удается мирно сосуществовать?

 — Нормально существуем и даже понимаем друг друга. Иногда, разумеется, ссоримся, но выплесков тщеславия не позволяем. Это все сказки, когда говорят, будто две яркие личности не могут ужиться под одной крышей. Если это происходит, значит, люди не любят друг друга. Любовь — она сильнее амбиций, к тому же надо уметь прощать, а иногда и не замечать недостатков спутника жизни.

- Я слышала, что вы были против того, чтобы ваша дочь тоже стала актрисой. Почему?

 — Потому что знаю, какая это сложная и зависимая профессия. Мужчинам легче. Как говорится, «штаны» в театре всегда нужны, а вот женщины должны быть и талантливые, и красивые, и умные, и так далее. К тому же Даша окончила школу в начале 90-х годов, поганое время для театра, народ тогда совсем перестал ходить на спектакли. Но Даша все решила сама, сама поступала в Школу-студию МХАТ. Теперь уже дело прошлое, но я просила Олега Табакова, набиравшего курс, чтобы он не брал ее, если засомневается в ее способностях. Позже он сказал мне: «Извини, Наташа, но я ничего не мог сделать, она оказалась достойной дочерью своих родителей». Теперь я привыкла и ни о чем не жалею, даже радуюсь, потому что мы с Дашкой работаем в одном театре, вместе выступаем в антрепризах, вместе воспитываем ее сына, моего внука Георгия, вместе опекаем нашего любимого папочку.

- Наталья Максимовна, почему вас давно не видно в кино после незабываемой комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби», где вы блистательно исполнили одну из главных ролей?

 — Это замечательный и остроумный фильм, плохое настроение на раз снимает. Я его очень люблю, а на съемки попала случайно. Юрскому никак не могли найти партнершу. Все, кого пробовали, в основном были старше его, а Юрский тогда был еще сравнительно молод. Кто-то из съемочной группы даже предлагал на роль дяди Мити другого артиста. Но Меньшов решил снимать только Юрского — этого интеллигента в пятом поколении — в роли деревенского алкаша. Удивительно, но Сережа как-то сразу прикипел к этой роли, и, по-моему, создал удивительно смешной и трогательный образ. Так вот, стали меня уговаривать сыграть его старуху, и Юрский тоже подключился: «Ну, Наташа, давай вместе, чего уж там»… По возрасту я не подходила для этой роли, поэтому меня дико загримировали. Попортили жутко, все лицо было «измятым». Знаете, что такое пластический грим? Это когда снимаешь его, а на лице еще долго остается морщинистый отпечаток.

- Наверное, за такие муки повышенный гонорар заплатили?

 — Что вы! Это в Голливуде актриса за такой грим потребовала бы не одну тысячу долларов, а мы работаем за «надо». Сознаюсь вам честно, в кино я вообще не люблю сниматься. Мне не нравится сам процесс съемок. Снимают отдельными кусками, то с конца начнут, то с середины. Часто приходится подолгу ждать своего выхода. Нет, не по мне это, то ли дело театр: собрался, сделал глубокий вдох — и сыграл на одном дыхании от начала и до конца.

- Какую роль вы хотели бы сыграть, но пока так и не исполнили?

 — Марию Стюарт. Не знаю, может быть, еще и получится. Немножко времени в смысле возраста еще есть.

- Скажите, а бывает так, что надо изображать полет чувств, а настроения нет?

 — Все бывает. За свою длинную актерскую жизнь мне приходилось играть не только в плохом настроении, но и когда я находилась чуть ли не при смерти. Об этом даже не хочется вспоминать. Но я всегда помню, что нам сказал Борис Зон, когда мы, первокурсники, пришли к нему на первое занятие: «Запомните на всю оставшуюся жизнь — актер не играет в спектакле только в случае собственной смерти». Мне психиатры говорили о неизвестной им, но точно имеющейся у настоящих актеров «системе», которая включается при выходе на сцену. Допустим, если у артиста сильный насморк, то после выхода на сцену все прекращается. Заканчивается спектакль, артист уходит за кулисы — и насморк снова начинается.

- Мне ваш рассказ напомнил историю со знаменитым спектаклем «Соло для часов с боем», где играли великие мхатовские старики, которых привозили на спектакль из больницы.

 — В театр их доставляли еле живыми. Они выходили на сцену, и никому из зрителей в голову не могло прийти, что та же Андровская, весело отплясывающая танец, приговорена к смерти и практически уже умирает… У меня был трагический случай. Однажды Дашу сбила машина. Ее днем увезли в больницу Склифосовского, а у меня вечером спектакль «Вишневый сад», который не отменить. Я из больницы, где моя Дашка лежит вся переломанная, — в театр. В конце представления была почти без сознания. Мой партнер Слава Любшин обнял меня за кулисами и сказал: «Ты никогда не играла так, как сегодня!»…

- Правду говорят, что это счастье — умереть на сцене?

 — Да. Это счастье! Как говорит Елена Образцова: «Я сначала умру, а потом перестану петь».

- Но ваша жизнь, уверена, будет еще долгой и творчески радостной. Вообще-то вы довольны своей артистической судьбой?

 — Жаловаться мне грех, по крайней мере, режиссеры меня не забывают, да и силы еще есть для новых проектов.
2005
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005