Интервью программе «Дифирамб»

Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Марина Голуб — заслуженная артистка РФ, актриса театра и кино

Эфир ведет Ксения Ларина

К. ЛАРИНА — Добрый вечер. И я рада представить вам нашу сегодняшнюю гостью — Марину Голуб, как сказано в анонсе — заслуженную артистку республики?

М. ГОЛУБ — Республики России. 

К. ЛАРИНА — Ведущую артистку Московского Художественного Театра, а также актрису кино и телеведущую. Мариночка, добрый день.

М. ГОЛУБ — Здравствуйте.

К. ЛАРИНА — Очень приятно делать подарок близким друзьям. Я хочу сказать, что мы не будем делать вид с Машей, что мы только что познакомились. Не будешь ко мне обращаться на «вы».

М. ГОЛУБ — Я буду тебе тыкать.

К. ЛАРИНА — Поскольку мы с Мариной знакомы давно. Начинали когда-то работать вместе в одном театре — театре «Сатирикон». Я очень рада, что Маринка сейчас работает в таком театре как Московский Художественный. И много играет. И много и счастливо. И конечно в ту пору, когда мы работали в «Сатириконе», в основном танцевали, представить себе было невозможно, что пройдет какое-то количество лет и Марина Голуб станет ведущей актрисой Московского Художественного Театра. Не могли себе представить даже в страшном сне.

М. ГОЛУБ — Меньше пафоса. Почему, я же студентка Школы-студии МХАТ, и нет того студента Школы-студии, который ?

К. ЛАРИНА — Не вернулся бы.

М. ГОЛУБ — Который не хотел бы. Многие не вернулись с поля.

К. ЛАРИНА — Боя.

М. ГОЛУБ — Но всегда хочется работать в альма-матер, в том театре, который тебя учил, со своими педагогами. Но я счастлива, что я не пришла тогда, пришла именно сейчас. Потому что ту дорогу, которую я прошла, тот опыт, который я получила, он дал мне возможность сегодня стать, как ты говоришь — ведущей. Я не знаю, у нас много ведущих актеров, вообще все во МХАТе должны быть ведущие. Такой МХАТ. Это такой театр, где должны работать очень хорошие актеры и ставить хорошие режиссеры. Образцово-показательный театр страны. Потому что по этому театру многие меряют, мы как бы лицо страны. Так было всегда. Потому что все истоки театральные, большинство из них начинались именно в этих стенах.

К. ЛАРИНА — Скажи, пожалуйста, роль Гертруды в «Гамлете» это подарок судьбы?

М. ГОЛУБ — Да. Это великий подарок судьбы. И я бесконечно благодарна Юрию Бутусову, этому питерскому бандитскому пацану, как я его называю. Он совершенно такой питерский парень с необыкновенным талантом, с жестким характером. Я даже недавно совсем его спрашиваю: Юра, почему все-таки ты мне дал Гертруду. Он говорит: ну не знаю, вот я тебя вижу, так тебя чувствую. Да, это подарок судьбы. Я обожаю эту роль. Я как бы только в пути, роль только начинает расти и развиваться. Я только начинаю ее как-то ощущать, потому что «Гамлета», наверное, с самого первого дня премьеры сыграть невозможно. Это такой долгий путь. На этот спектакль надо приходить несколько раз, смотреть, как растут актеры. Что-то находить новое. Потому что это такой длинный разговор со зрителем и с самим собой.

К. ЛАРИНА — А если говорить о каких-то материнских чувствах, ты там что-то искала в себе по отношению к нему?

М. ГОЛУБ — Нет.

К. ЛАРИНА — Или это не главное.

М. ГОЛУБ — Все главное. Но именно это я не искала в себе. Потому что моя Гертруда это та женщина, наверное, она почти современная. Я не могу сказать, что сегодня материнство в окружающем нас мире стоит на первом месте. Женщины занимаются бизнесом, своей личной жизнью. А дети это как бы неотъемлемая часть их судьбы, которая идет с ними рядом. Они их воспитывают, что-то говорят, делают для них. Но это не главное. И я не вкладывала в свою роль вот этой безумной любви к Гамлету. Меня раздражало, что он меня не понимает, я понимаю, что я сделала ошибку. Но кто может меня судить. Она поэтому так и попалась, поэтому я как бы взяла такую планку, что она так взлетела в своей нелюбви и так занималась своей личной жизнью, что потом ей пришлось очень сильно падать. То есть она понимает в конце спектакля, что она виновата во всем. То есть фактически она сделала это, согласившись выйти за Клавдия, не узнав, как умер как бы ее муж. Не разобравшись в гибели короля. И не услышав каких-то слов сына, а, услышав в тот момент, когда он как бы просто абсолютно озвучил ситуацию?

К. ЛАРИНА — Марина, я про эту роль так подробно тебя выспрашиваю не потому, что она знаковая, хотя это тоже важно, роль классическая мирового репертуара?

М. ГОЛУБ — Ты знаешь, с этой ролью трагедия. 

К. ЛАРИНА — Да, это трагедия. 

М. ГОЛУБ — Если ты знаешь, а ты знаешь наверняка, ты человек театральный, что Гертруд у нас по-настоящему было сыграно очень мало. Я не могу вспомнить по-настоящему ни одной сыгранной Гертруды, которая бы мне запомнилась. Я сказала бы: вот это была Гертруда.

К. ЛАРИНА — Чурикова у Панфилова в спектакле «Гамлет» в Ленкоме.

М. ГОЛУБ — Ну, наверное.

К. ЛАРИНА — Маргарита Терехова в спектакле Андрея Тарковского в том же Ленкоме. Но это было далекий год.

М. ГОЛУБ — Да, тут соединяли с ленкомовскими актерами?

К. ЛАРИНА — Лика Нифонтова в театре «Сатирикон».

М. ГОЛУБ — Лика Нифонтова — да. Я не совсем приняла этот спектакль, поэтому мне сложно говорить. Да, мне Лика очень понравилась. Но знаешь, всегда были Гамлеты, всегда были Клавдии?

К. ЛАРИНА — Клавдий тоже кстати?

М. ГОЛУБ — Очень хороший был Сашка Феклистов.

К. ЛАРИНА — А Демидова?

М. ГОЛУБ — А Демидова.

К. ЛАРИНА — С Высоцким и Клавдием — Смеховым.

М. ГОЛУБ — Да, наверное, все-таки были. Но ты знаешь, мы, когда разбирались, я всегда видела только одно. Мне все говорили вот про этот фильм американский с Гибсоном, где играет известная актриса американская очень хорошая. Но я недавно смотрела, когда репетировала и видела, что она тут же в этой сцене с Гамлетом, как только он ей сказал: мать, что ты наделала. Она тут же сказала: да, сын, я виновата, какой ужас, как я сразу не поняла. Я для себя решила. Я же даже говорю: да, и что. Я люблю этого человека, что ты хочешь от меня. И тогда он начинает говорить: да вы убили его. И я начинаю как бы, до меня не совсем доходит. Я не хочу сказать, что моя Гертруда, ты мне называешь фамилии, а я говорю: нет, а вот моя Гертрудочка лучше всех. Нет, но мне кажется, что я говорю только о решении, а не игре. О решении роли. Мне кажется, что мы интересно очень решили эту роль. И, по крайней мере, я понимаю, что есть внятный совершенно ход событий. 

К. ЛАРИНА — Я тебе скажу еще, что в принципе всех актрис, которые играли и играют Аркадину, они все Гертруды. Поскольку это настолько такой парафраз чеховский на тему «Гамлета». Не тебе говорить, ты прекрасно понимаешь?Конечно, тем более «Чайка» у вас идет в МХАТе. Но, тем не менее, поскольку ты человек достаточно известный, известная артистка, большинство публики тебя позиционирует как артистку комедийного жанра. Такую буффонадную практически. Хотя перед этим был «Тартюф», по-моему, если говорить о твоих премьерах во МХАТе. Откровенно комедийная роль. Вот здесь не было страха особого перед этой работой? В какой-то степени надо было и публику переломить по отношению к себе. Убедить ее, что ты можешь быть другая.

М. ГОЛУБ — Самый лучший комик это трагик. 

К. ЛАРИНА — Это в душе.

М. ГОЛУБ — Нет, это неправда. Это всегда очень близко. Почему, например, самые наши комики, я назову такого как Карцев. Он удивительно трагический актер. В нем это есть рядом очень близко. Очень многие комики — Никулин?

К. ЛАРИНА — Леонов.

М. ГОЛУБ — Я не в таких, наверное, вершинах, но я хочу сказать, я выпускалась на стыке, я играла Меланью в «Егоре Булычеве», я играла Машу в «Чайке» в институте. Я сыграла у Кирилла Серебренникова и то другое. И трагическая роль, и бабушка в «Пластилине». В этом смысле я вообще люблю этот стык трагического и комического. Другое дело, что мне это не так часто дают. И почему сказала правильно в начале, что это подарок. Когда режиссер говорит: я вижу в тебе это. Я знаю, что в тебе есть эти качества. Давай. И почему я благодарна Юре, что он говорит, что я вижу, что ты это можешь, ты можешь брать эту высоту. И мне было трудно, потому что это был вообще очень трудный мучительный путь поиска, куда, о чем. Но это не было из-за того, что я комическая актриса. В каждом человеке даже с большим чувством юмора всегда есть другие стороны медали. Это же момент как бы головы. Подумать надо по-другому про себя, свою жизнь. Что-то найти другое, серьезное, какие-то другие рецепторы включить, которые давно не включались. Это же интересно. Актриса, которая играет всегда драматические роли, ну еще одна драматическая роль прекрасно сыграна. А актриса, которая?, мне приятно, что критики по-разному писали, но было написано о том, что как приятно, что Марина Голуб предстала в совершенно новом качестве. Для меня это тоже очень приятно.

К. ЛАРИНА — Мне бы очень хотелось, чтобы мы немножко поговорили о том пути, который прошла после театра Аркадия и Константина Райкиных и до сегодняшнего времени Марины Голуб, которая работает во МХАТе. Поскольку все-таки театр это искусство выживания, особенно если говорить о каких-то закулисных закадровых вещах, о чем не подозревает, или очень мало знает зритель непосвященный. Он видит только парадную часть этой работы. Марина Голуб, скажу я вам по секрету, человек абсолютно открытых эмоций. Если говорить об искусстве интриги, это не про нее. Вот тут же если где-то что-то заметит, сразу же об этом и ляпнет и скажет вслух. И, казалось бы, что с таким характером вообще не выжить, задавят рано или поздно. Тьфу-тьфу-тьфу, сколько времени прошло, не то что выживает, еще и работает счастливо и убеждает в том, что она нужна театру как актриса, прежде всего и как личность. У тебя характер менялся за эти годы? Ты от чего-то отказывалась, на какие-то компромиссы внутренние шла со своим правдолюбством.

М. ГОЛУБ — Вы знаете, ты знаешь, я даже с большим уважением к этому вопросу, что да, мне пришлось себя очень много поломать. Я действительно человек очень открытый. Открытых эмоций. Я на зло не буду отвечать злом, но я назову, что это значит. Только одно, за это время я учусь сдерживать свои эмоции, учусь не все выказывать сразу. Не говорить все в лицо. Не говорить людям иногда нелицеприятные вещи. Потому что лучше иногда промолчать. Мне, правда, потом говорят: а что же ты не сказала. Даже говорят так: ну ты-то что не сказала. Я говорю: ну я не сказала. Мне всегда папа мой говорил: мудрей. Потому что чрезмерная эмоциональность и открытость она никому не нужна. Конечно, с возрастом приходит и мудрость, и другие какие-то качества. Потом я считаю, что театр дело ранимое. Люди окружают ранимые. И не надо всем все говорить. Человек каждый проходит свой путь. Но к этому всему я приходила, делая большие ошибки. Большие откаты назад, останавливаясь и теряя время, и потом я поняла, что это очень сложно вдруг понять и сделать выводы. И вот когда я поняла и сделала вывод, что что-то не так, что что-то я делала неправильно, то и жизнь стала идти по-другому. Изменилась и моя личная жизнь, и внутренняя жизнь. И жизнь творческая. Надо не бояться себя менять. Это не страшно. Не страшно вообще все менять в жизни. Так измениться, чтобы тебя вообще никто не узнал. Но я не настолько изменилась. Я просто не делаю каких-то вещей, которые считаю ненужными.

К. ЛАРИНА — Но есть же сволочь и предатель.

М. ГОЛУБ — Ты знаешь, есть. В моей ситуации было, я пришла в театр и столкнулась с очень неприятной ситуацией по отношению ко мне одной актрисы. И вот был момент, что я могла в этот момент ей все высказать. Я сказал: одну минуточку. Вышла из зала, куда-то ушла, поплакала, взяла себя в руки и прямо вслух сказала: молчи. Войди, скажи: давайте продолжать репетицию. Я так сделала. И я выиграла в этой ситуации. Потому что всегда провоцируют. Всегда на всякий случай что-нибудь скажут, от доброты душевной вроде бы и ждут: ну давай, ну ответь. А я говорю: да, спасибо большое, говорю я и ухожу. Но это время, это синяки, это годы. Но ничего, ничего. Я хочу сказать, я страшно благодарна Олегу Павловичу за тот климат, который он создает в своем театре. Ты знаешь, это великое качество. Он Лев, а Львы вообще, у меня муж Лев, они вообще конфликтов не любят. Они их подавляют.

К. ЛАРИНА — Лапой.

М. ГОЛУБ — Не будет этого. И вот из-за того, что так много работы у всех, так много все заняты, какой-то очень здоровый климат. Поэтому в театре капустники, в театре встреча Нового года. Поэтому в театре какое-то веселье. Все как-то гармонично стало. Никому не надо особенно, вот тебе дали, вот мне не дали. Ну, естественно, наверное, существует ревность к королям. Ну и что. Ну да, это жизнь. Кто-то так, кто-то это получил. Кто-то другое. Я считаю, что главное, что он всем дает высказаться. Проявиться, и если ты можешь, он всегда это заметит. И даст дальше, не можешь — не даст дальше. И скажет: извини, не можешь. Так вот все зависит от нас.

К. ЛАРИНА — Скажи мне, Маш, а кого бы ты вспомнила из своей прошлой, допустим совсем юной жизни из тех людей, которые как-то на тебя повлияли. Не только в прямом смысле учителя в школе или училище, а вообще в жизни.

М. ГОЛУБ — Ты знаешь, есть фамилии, которые неизвестны, они ничего никому не скажут. Я вспомнила бы Виктора Яковлевича Станицына. На курсе ко мне сложно относились. А он когда меня взял на отрывки, он меня так полюбил и увидел какие-то мои качества актерские и стал их проявлять. И стал меня очень хвалить. Меня очень ругали все время, задавливали. А он начал безумно хвалить. Я помню, когда Виктор Карлович Монюков сказал: слушайте, это Станицын хвалит. Я говорю: ну, да. И он рано ушел. Он не успел меня довести до конца. Но то, что он мне дал, то тепло и та поддержка, которая была, я ее никогда не забуду. Ольга Юрьевна Фрид мой педагог по речи, которая меня любила, с которой я дружила до конца. И дружу с ее дочерью до сих пор. Она моя лучшая подруга. Она очень мне помогала в жизни, поддерживала в трудные минуты и очень все время мне доверяла и говорила: можешь, можешь. Ты можешь. Не бойся, давай пробуй. Потом ты знаешь, как интересно, я сейчас назову фамилию, меня очень в жизни сориентировала Лайма Вайкуле. Когда Лайму никто не знал, это было очень давно. Мы приехали с театром Аркадия Райкина в Юрмалу, были длительные месячные гастроли в Риге.

К. ЛАРИНА — Она выступала в «Юрас Перле».

М. ГОЛУБ — Она не была та Лайма. Ее очень выделял Костя Райкин и говорил: посмотри, там такая девочка. Певица очаровательная. Мы все время ходили на ее ночники, когда она пела. И мы с ней очень подружились. Я была у нее дома. И вот все, что касается стиля, вкуса, какой-то меры и стремления к тому, что хочу это сделать, и я это сделаю, это будет моим, я сделаю. Это лучше всех. Вот Лайма в этом смысле, понимаешь, при мне она училась кататься на скейтборде. Она не умела вообще. Она падала. Она научилась. Она лучше всех потом каталась. Она великолепно готовила. Она, притом, что у нее были ночники, вставала утром, она шла на пляж, делала зарядку. Плавала. Удивительной организованности человек. Вообще я считаю, что люди, которых мы называем звезды, те которых мы действительно называем «звезды», действительно мы радуемся им, они очень много чего могут. Это очень сильные волевые люди. Это те люди, которые могут отказаться от многого ради одного, ради цели. Это очень сложный путь. И Лайма мне преподала какие-то уроки. Я как-то поняла, что надо делать. Как надо над своей леностью работать. Костя Райкин, тем не менее, хотя вот так было сложно, но он мне всегда своей бешеной работоспособностью и Юра Бутусов с ним, когда делал спектакль, когда мы делали «Гамлета», он очень много раз мне говорил про Костю и говорил: как он работает. Как неистово он работает. Как он выгоняет из себя этого раба ленивого. Мои родители своей добротой отношения к людям. Наверное, кто-то еще. Мне сейчас трудно. Но есть фамилии просто, которые вам ничего не дадут, не значат. А когда-то в детстве, юности? Вообще я всегда следила и наблюдала за теми женщинами, у которых есть, знаешь, куда бы она ни пришла, в каком бы настроении она ни была, она никогда не покажет своего настроения. Она всегда будет замечательно выглядеть. И все говорят: у нее такое случилось. Она никогда эту ситуацию не покажет. Потому что ну как сказать, это личное, это мое. Есть люди, которые приходят и сразу навязывают всем свое состояние. И все начинают заниматься этим человеком. Я этого очень не люблю. Я как-то с детства поняла, и все говорят: ой, ты такая веселая. Да я не такая веселая.

К. ЛАРИНА — Я, кстати, хочу сказать, что Марина Голуб предельно участвующий в чужих жизнях, судьбах, если это, конечно, кому-нибудь нужно. Участлива, я бы так сказала. И когда сейчас Маринка сказала, приходят со своим настроением и приходится этим заниматься. Вот в первую очередь она всегда этим занималась, раздвигая руками чужие беды. И за это, если бы меня, кстати, спросили, я бы Марину Голуб назвала в качестве тех людей, которые на меня благотворно повлияли в моей жизни. Но это передача, увы, не про меня.

М. ГОЛУБ — Но моя золотая, ты тоже столько сделала в своей жизни и так прекрасно изменила свою ситуацию. 

К. ЛАРИНА — Уже достаточно большое количество вопросов пришло к нам в передачу. Например: «Расскажите о своей работе в театре „Шалом“», — просит Елизавета. Мы как-то этот период упустили. Это достаточно большой был период твоей жизни.

М. ГОЛУБ — Вы знаете, что я хочу сказать. Спасибо за вопрос. Правда, знаете, как бывает, начинаешь заниматься другим делом и забываешь про это. Это большой период. Я там познакомилась со своим мужем Толей Белым. И когда жив был Аркаша Хайт, который написал «Поезд за счастьем», замечательный спектакль по Бабелю и столько мы ездили и увидели. И увидела весь мир. Я практически была везде с этими спектаклем и театром. И какие гастроли великолепные по стране. Вообще это было очень счастливое время. Когда оно стало менее счастливым, я ушла из этого театра. Поняла, что я в этом театре все сделала, и надо идти дальше. Но я с удовольствием работала в еврейском театре. Я даже выучила идиш, который не знала. Ну, как выучила, я роли играла на идиш. И это же уникальный зритель еврейский. Мы еще ездили, потом опять началась волна эмиграции, все сначала верили, что какая-то перестройка?

К. ЛАРИНА — В начале 90-х.

М. ГОЛУБ — Да, да. И вот тогда возник наш театр. И театр был давно. И вот Алик Левин туда пришел. И это было совершенно какое-то уникальное время и какие-то немыслимые зрительные залы. Ну, вообще, я это вспоминаю с большим счастьем. Я стала заслуженная артистка, да нет, много чего было очень хорошего. А потом, как я в какой-то момент, я всегда очень точно понимаю, вовремя все, вот если я еще останусь, это затянет и превратится во что-то совершенно другое под другим названием. И в этот момент, когда мне пришла «Эх, Семеновна», русская «Эх, Семеновна» и я поняла, что два дела мешать сразу нельзя. И я стала заниматься телевидением. И сказала Алику: я, наверное, буду русская «Эх, Семеновна».

К. ЛАРИНА — Еврейская мама.

М. ГОЛУБ — Да. Мы долго не говорили, что я работаю в еврейском театре. Но у меня же разные корни. У меня русская мама абсолютно, совершенно из Тульской губернии, почти около Толстых они жили. А у папы еврейская, и украинская и польская кровь. Так что во мне намешано много. Я интернациональная девушка.

К. ЛАРИНА — «Скажите, пожалуйста, почему вы ушли из театра Райкина?», — спрашивает Наташа.

М. ГОЛУБ — Ксения не даст соврать. Она прекрасно знает, мы все вместе там были. Вы знаете, это был такой конфликт, связанный с моей беременностью, связанный с какими-то? не знаю. Я хочу сказать, что я вспоминаю про театр Райкина только самое хорошее. Потому что Костя меня действительно многому научил в профессии. Отношение к профессии. Но ушла, я забеременела, Костя был недоволен, я должна быть играть главную роль. Когда я пришла, я немножко вышла из формы. И я не вернулась на ту роль, которую должна была играть. Во мне начали говорить какие-то амбиции, что как же так, я способна, а он мне не дает. А он решил, он очень обиделся тогда на меня, потому что он возлагал большие на меня надежды. А я пришла в начале сезона, он мне предлагает ведущую роль в театре, а я ему говорю: а я беременная. Не все художественные руководители любят. Правда потом, когда у него у самого родилась дочь, он говорил: да, наверное, я был не прав. Потому что для актрисы родить вообще очень сложно. У нас всегда нет времени и потом заниматься ребенком. Наши несчастные актерские дети. Но это был такой конфликт. И он долго тянулся. И я поняла, что он так затянулся, я не смогла из него как-то выйти и он. И я сказала, что я буду уходить. Он сначала сказал: нет, не надо. Например, Сережа Урсуляк, который работал в это время в театре, не ушел в режиссуру, мне говорил: ты знаешь, как в театре все меняется. Ну, подожди немного. Побудь, погни, потом перевернется ситуация и все будет хорошо. Но я человек бегущий, бегущий по волнам. И я ушла. И ушла в еврейский театр, работала там. А потом совсем ушла и начала заниматься телевидением. Начала играть какие-то другие спектакли. Встретилась с Кириллом Серебренниковым, снялась в кино, сыграла «Пластилин». Меня увидело мхатовское начальство, такая Ольга Хенкина замечательный человек, который отсматривает талантливых людей. И чувствует, кто нужен театру. И мне дали дебют очередной во МХАТе, у меня же был уже дебют во МХАТе, когда мне дал Ефремов пьеса «Самый главный», Рома Козак ее ставил. Ну вот, и я сыграла в «Терроризме», Олег Павлович предложил мне работать во МХАТе. Такой длинный, длинный путь. Но вы знаете, что я хочу сказать, самое главное это сохранить себя. Сохранить отношение к современной жизни, не могу такое какое-то банальное слово — не зазнаться, не стать звездной. Потому что все это такая мишура. Потому что за этим ты пропустишь что-то главное. Надо всегда уметь начать с нуля. Вот какие-то такие установки. Не бояться упасть и потом подняться. Потому что жизнь очень сложная. И я видела как очень талантливые и могущие люди вдруг иногда ломались?

К. ЛАРИНА — Падали.

М. ГОЛУБ — Падали и разбивались вдребезги. Я говорю: как же так, ну хорошо, ну случилось что-то, ну и что. Ну, переждать и дальше. Но это, наверное, гены моей мамы, бабушки. Такие семейные гены, которые не позволяют. И вообще у нас в семье и Толя тоже мы все друг друга так поддерживаем в трудную минуту, как-то говорим: так, все тихо, спокойно, мы все рядом, все вместе, все хорошо. Сейчас будем заниматься немножко другим. Сейчас что-то придумаем. Так и надо.

К. ЛАРИНА — Марина, еще один вопрос смешной. «Когда вы впервые попали за границу?» По-моему, это было как раз?

М. ГОЛУБ — Да, это было тоже с театром?

К. ЛАРИНА — Я даже помню этот кадр, когда стояла Голуб около какой-то витрины в Будапеште и рыдала.

М. ГОЛУБ — Да, это был тот момент, когда в нашей стране не было вообще ничего. А капитализм уже пришел в Венгрию. И мы туда поехали с Аркадием Исааковичем Райкиным. И мы, перед тем как получать суточные, у нас был час, нам сказали: погуляйте час, мы вам выдадим деньги. Мы пошли гулять по городу. И вдруг я увидела все то, о чем я мечтала. Розовые какие-то сережки из пластмассы, помнишь, которые мы накупили цикламенового цвета. Какие-то штанишки немыслимые брючки какого-то цвета, которого я вообще в жизни не видела и мечтала, какие-то сумочки. И у меня случилась истерика. Я рыдала и говорила: отведите, пожалуйста, меня в гостиницу. Не выдавайте мне денег, я не хочу ничего, мне ничего не надо. А потом когда я все-таки пришла в себя, получила деньги и как сумасшедшая сделала этот шоппинг, когда я приехала в Москву, когда я все одела на себя, моя подруга сказала: а что другого цвета в городе не было?

К. ЛАРИНА — Все какое-то розовое.

М. ГОЛУБ — Даже не розовое. А цикламеновое.

К. ЛАРИНА — Ядовитый кислотный цвет.

М. ГОЛУБ — А что, другого цвета в городе не было, Марина. Я сказала: да, у меня есть еще бирюзовые штаны.

К. ЛАРИНА — И самой смешно, что мы все почему-то были в одинаковой гамме.

М. ГОЛУБ — А помнишь, нас собрал Райкин, мы пришли все были так одеты. Тогда же любая кофточка казалось, ох, у нее такая кофточка. Это сейчас у нас кофточка не кофточка. И когда я своей дочери я рассказываю, она говорит: ну мам, не может этого все-таки быть. Я говорю: Настя это было.

К. ЛАРИНА — И сравнительно недавно, всего лишь 20 лет назад.

М. ГОЛУБ — Моя мама покупала штаны женские трикотаж 57 размера, разрезала, вытаскивала резинку, из этого шила мне платья, покупая прошву вот такую хлопчатобумажную, соединяя, сама делала такое кантри-платье из штанов большого размера. Я помню. Что ты.

К. ЛАРИНА — Ну что, давайте мы послушаем телефон. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте. Уважаемая Ксения и Марина. У меня есть вопрос, вернее просто хочу обратиться к Марине Голуб. Я Марина, хорошо помню ваши студийные работы, я смотрела практически все.

М. ГОЛУБ — Ой, как приятно.

СЛУШАТЕЛЬ — Мой брат учился с вами на одном курсе.

М. ГОЛУБ — Кто, подождите, скажите.

СЛУШАТЕЛЬ — Андрей Данилюк.

М. ГОЛУБ — Да вы что. Андрюшечка. Очень приятно.

СЛУШАТЕЛЬ — Я его родная сестра. Лена.

М. ГОЛУБ — Очень приятно. Да, Леночка, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ — Марина, и больше всех ваша роль мне нравилась и не только мне в мюзикле «Хелло, Долли!» вы были великолепной Долли. Я такой больше не видела.

М. ГОЛУБ — Надо это Барбаре Стрейзанд передать.

СЛУШАТЕЛЬ — Мировые образцы конечно у нас есть известные. Я недавно этот фильм посмотрела по телевидению. И все время у меня ностальгия такая была. Мне тогда было лет 15, а сейчас 41 год.

М. ГОЛУБ — Не будем о возрасте, тише. Давайте без подсчетов. Тихо.

СЛУШАТЕЛЬ — Ну это неважно.

М. ГОЛУБ — Да. 

СЛУШАТЕЛЬ — И сейчас уже на протяжении стольких лет по-другому все воспринимается. Но я и тогда была просто в восторге от всего. От спектакля, постановки. По-моему Виктор Карлович ставил?

М. ГОЛУБ — Нет, нет, это Олег Георгиевич Герасимов ставил?

К. ЛАРИНА — Вот видишь, как, зрители помнят.

М. ГОЛУБ — Смотри, как приятно. Спасибо вам большое. Андрюше большой привет.

К. ЛАРИНА — Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ — Алло.

К. ЛАРИНА — Говорите. Мы вас слышим. 

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте. Это «Эхо»?

К. ЛАРИНА — Да. 

СЛУШАТЕЛЬ — Во-первых, с Новым годом.

М. ГОЛУБ — Ой, боже мой. А вас с 8 марта.

СЛУШАТЕЛЬ — Я хочу Мариночке сказать замечательные слова. Я Мариночку знаю с детства, так как вам звонит Наталья Константиновна, артистка Москонцерта.

М. ГОЛУБ — Здравствуйте, Наталья Константиновна.

СЛУШАТЕЛЬ — Моя жизнь прошла с ее мамой Людмилой, замечательной актрисой.

М. ГОЛУБ — Людмила Голуб.

СЛУШАТЕЛЬ — Папа был начальником загранотдела и курировал нас, мастерскую оригинального жанра.

М. ГОЛУБ — Да, папочка со мной теперь живет.

СЛУШАТЕЛЬ — Плохо слышно.

М. ГОЛУБ — А мы вас слышим. 

СЛУШАТЕЛЬ — Я очень и очень люблю Мариночку.

М. ГОЛУБ — Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ — Я счастлива ее творчеством. Ее человечностью. Я прошла путь, мне уже 75 лет, я прошла путь с ее родителями. Я счастлива, я хотела бы знать, как папа и мама.

М. ГОЛУБ — Мамочка, к сожалению, два года назад умерла. А папа теперь живет с нами. Мама как-то рано ушла. И просто сгорела как свеча. А папочка с нами, со мной, слава богу. Спасибо вам большое за память. Они действительно замечательные люди. И все, что у меня сейчас есть, это они заложили.

К. ЛАРИНА — Еще звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте. Вот уж попал, так попал. Мариночка, здравствуй, дорогая. Это Алексей Миронович?

М. ГОЛУБ — Боже мой, здравствуйте.

К. ЛАРИНА — Что творится сегодня.

СЛУШАТЕЛЬ — Солнышко, ты пропала в новой квартире. И мы потеряли с тобой связь. Ты хотя бы Оле Маркичевой позвони, скажи свой новый телефон.

М. ГОЛУБ — Хорошо, обязательно позвоню.

СЛУШАТЕЛЬ — А мы тебя любим, ты сама понимаешь. Потому что мы тебя знаем?

К. ЛАРИНА — У нас семейная передача.

СЛУШАТЕЛЬ — ?когда ты была у мамы там. И были свидетелями твоего рождения. 

М. ГОЛУБ — Спасибо вам большое, мне очень приятен ваш звонок.

К. ЛАРИНА — Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ — И уже, так как мы тебя любим и желаем, мы желаем так любить и так тебя и любят во всей стране.

М. ГОЛУБ — Спасибо.

К. ЛАРИНА — Мариш, хоть скажи про человека. Кто это, чтобы мы понимали. Ну, безобразие. У нас семейный эфир получается. Ничего не подставное. Наверняка наши злопыхатели сейчас думают, вот опять там все собрали подставные звонки.

М. ГОЛУБ — Я хочу сказать, эту передачу действительно смотрит такая интеллигентная часть Москвы и, наверное, не только Москвы. И мне очень приятно, что знаешь, когда человеку хочется позвонить, слушаешь по радио?

К. ЛАРИНА — Да пропадите вы пропадом.

М. ГОЛУБ — Ну и говори себе. А тут когда такой порыв. Спасибо всем огромное. Спасибо, что вы помните моих родителей. Спасибо большое. Я постараюсь и далее не подкачать.

К. ЛАРИНА — А ты когда-нибудь звонила в передачи? Письма писала в детстве. Дорогая редакция. 

М. ГОЛУБ — Никогда. Но одно письмо я начала писать, потом сама себе сказала: ну что, совсем с ума сошла. Я писала к Кевину Костнеру.

К. ЛАРИНА — Да ты что.

М. ГОЛУБ — Да, я так была в него влюблена после всех, я посмотрела все его фильмы.

К. ЛАРИНА — Но ты уже взрослая была.

М. ГОЛУБ — Взросла, абсолютно взрослая. И вдруг я поняла, все, я не выдерживаю. А там такой был момент, моя подруга работает, приятельница работает в Голливуде. Я говорю: слушай, а ты передала бы письмо к Кевину Костнеру, просто от русской актрисы. Она говорит: конечно. Они сейчас там снимают рядом с нами. И я?

К. ЛАРИНА — Дорогой Кевин. 

М. ГОЛУБ — Детка Костнер Кевин. I russian actress?

К. ЛАРИНА — Мы чесальщицы-мотальщицы?

М. ГОЛУБ — Да, а потом поняла, что это такая фигня. Он скажет: о, е, как смешно и будут смеяться, и читать мое письмо. Подумала: фу, не буду, просто буду его так любить.

К. ЛАРИНА — И в детстве никому не писала? Ничьей поклонницей не была.

М. ГОЛУБ — Я один раз написала в энциклопедию, потому что там была какая-то картина, уже ничего не помню. Там был один художник, а у меня в учебнике этот же художник был совершенно под другим именем. И я написала: уважаемая энциклопедия, у вас тоже бывают ошибки. Они потом года через три прислали мне благодарственное письмо: молодец, хорошая девочка.

К. ЛАРИНА — А тебе письма писали?

М. ГОЛУБ — Писали. Мне и сейчас, что ты же спрашиваешь меня про письма. Я веду «Утреннюю почту».

К. ЛАРИНА — Я забыла.

М. ГОЛУБ — «Уважаемая Марина, мы очень плохо живем. Ну, очень страна. Страна так живет тяжело, ты не представляешь»?

К. ЛАРИНА — А по-прежнему письма в конвертах?

М. ГОЛУБ — Письма в конвертах от детей и бабушек, от тетенек и дяденек. Они пишут, но главное знайте, у меня есть возможность сказать, что мы читаем письма и действительно я отдаю их актерам. Кто-то отвечает, это уже их личное дело. И мы какие-то пытаемся заявки исполнить и по этим письмам составляем потом, что бы хотелось. Так вот они все попадают к адресату. И там уже: дорогая Мариночка, — все судьбы выливают свои. Мне написал когда-то, я, когда вела детскую передачу по телевидению, мне написали из зоны. И прислали целый пакет маленьких конфеток сосательных таких монпансье. Мы тебя любим всей зоной. Мне было приятно. Да знаешь, я хочу сказать, вообще, что касается обратной связи, она нам важна. Это люди когда: да, вы нас там обманываете. Это неправда. Тогда бы не было смысла вообще что-либо делать. Потому что иногда не докричаться до кого-то. Правильно, что мы, ваше «Эхо Москвы» оно умеет как-то вовремя в сложный или наоборот, радостный момент поднять тему, говорить на эту тему. Потому что людям нужно знать, что о них кто-то думает. Это очень важно.

К. ЛАРИНА — Скажи мне, все-таки это совмещение, которое для меня по-прежнему загадка. Как это совмещать вот это увеселение, в котором ты занимаешься на телевидении уже точно в программе «Утренняя почта» и совершенно жуткая тяжелейшая жизнь людей, которые тебя смотрят. Вот как это совместить?

М. ГОЛУБ — Ты знаешь что, для меня вообще на сегодняшний день я вчера записывала Олега Газманова, у нас в передаче есть такое интервью, звезды, и я ему начала задавать сложные вопросы, мой режиссер сказал, дескать, ну куда тебя понесло. Но я считаю, после очередного тура новогодних праздников, что что-то мы должны изменить. Мы задавили весь уровень, мы задавили людей такой развлекаловкой, которая перестала быть вообще каким-либо уровнем. Шутки дошли до грани невозможного. Те люди, которые сейчас очень популярны, все прекрасно знают, о ком я говорю, те которые владеют словом особенно, они несут такое. Я понимаю, что хочется зарабатывать большие деньги. Хочется хорошо, красиво жить. И главное что они видят, что это естся. А это самое страшное, когда люди хотят только смеяться. Я понимаю, наверное, такая ужасная жизнь, что хочется чего-то веселенького. Но мы, которые призваны заниматься искусством, словом. Ведь я не увеселяю, я читаю письма, говорю, там из города такого-то Марьиванна прислала письмо, она поздравляет своих коллег или свою дочь. Я говорю о теплых вещах. А уж что они потом поставят на кассету, это, к сожалению, не моя задача. И кого они ставят, и кто кого кормит. Я считаю, что надо очень задуматься, очень пересмотреть многое. Придти к какому-то качеству, смыслу. Не просто шутка ради снятия штанов, а шутка ради какого-то все-таки смысла. “Stand up comedy” это “stand up comedy”, а не все же “stand up comedy”, не все же ха-ха-ха, понимаешь. Прекрасный сериал «Няня», огромный рейтинг. Но это показатель тоже. Мы говорим: но на Западе же тоже идет. Я не хочу сказать, на Западе очень большие моральные проблемы.

К. ЛАРИНА — Там еще уровень жизни все-таки другой у людей.

М. ГОЛУБ — Конечно. Понимаешь, а когда при таком уровне еще такой “stand up comedy”, то куда мы падаем, в какую дыру. К нам приходят на «Гамлета» и выдают смеховую реакцию, потому что люди не знают, как реагировать на серьезные вещи. Им кажется, что должны веселить. А тут серьезное. Нам надо думать. Зачем думать. Где это место. Ой. Ты знаешь, это разговор не этой передачи. Очень хорошо в журнале «Афиша» Илья Ценципер поднял, если ты читала, там несколько интервью друг другу. Чулпан Хаматова с Норштейном, Герман-младший, забыла?

К. ЛАРИНА — С Дондуреем.

М. ГОЛУБ — Который написал «Бригаду» сценарист.

К. ЛАРИНА — Велединский?

М. ГОЛУБ — Да, с младшим Германом. Очень серьезные темы подняты. Очень серьезные вещи сказаны. Я читала с таким удовольствием, наслаждением, что интеллигентные молодые люди, страдают и чувствуют, что нельзя, нельзя дальше. Надо сделать какую-то остановку. Надо сказать всем представителям шоу-бизнеса: ребята, подождите немножко. Измените слова песен. Думайте над другой музыкой. Все-таки есть «УмаТурман», есть БИ-2. Ведь это хорошие группы. Они пишут какие-то проникновенные вещи, которые проникают, про нежность какую-то. А не просто упс-упс-упс.

К. ЛАРИНА — Тут еще вопрос, кто что видит. Кому чего позволено видеть. Потому что я уверяю вас всех, уважаемые слушатели, думаю, что Марина со мной согласится, что сегодняшние талантливые молодые люди это не только те, которых показывают по телевизору в сборных концертах. Талантливые молодые люди, которые выходят, в том числе на сцену МХАТа, и играют «Живи и помни», допустим, или играют еще страшнее «Черное на белом».

М. ГОЛУБ — Ты знаешь, это очень маленький процент. И ты знаешь, какой маленький процент приходит. А гала-концерты, а дворцы спорта заполняются совсем другим. Понимаешь. Не литературными как когда-то вечерами поэзии в Политехническом. Не это теперь владеет умами. Я не хочу занудствовать.

К. ЛАРИНА — Да мы не ворчим. 

М. ГОЛУБ — Я очень современный человек и сама участвую в этом шоу-бизнесе. Но я изнутри чувствую, надо что-то поменять. Немножко вектор изменить. Ракурс. Ведь все-таки всем этим, это возглавляют люди с головами. И надо просчитывать не только финансы и рейтинг. Может быть, он где-то упадет рейтинг, но войдет что-то другое. Все равно очень умные передачи и качественные они смотрятся, и люди хотят думать. А их этого лишают. Им говорят: не думайте, пойте, пойте. Вместе с нами 24 часа в сутки и смейтесь ха-ха-ха. Ну что это.

К. ЛАРИНА — Хочется поворчать, конечно. Мне кажется, что и смеялись мы раньше над другими вещами. Буквально вчера я смотрела передачу «Театральные капустники» по «Культуре». Маргарита Александровна Эскина которые ведет. И там показывали очень много фрагментов из совсем далекого прошлого, когда совсем молодой был Ширвиндт Александр Анатольевич и Михаил Михайлович Державин и Ростислав Плятт. А потом показали несколько фрагментов уже наше поколение, когда был Гриша Гурвич, и ты в нескольких фрагментах была. Это же совсем другое ощущение жизни, смеха другое.

М. ГОЛУБ — Конечно.

К. ЛАРИНА — Про что говорим. Тоже было по 20-25 лет.

М. ГОЛУБ — Наверное, мир вообще куда-то страшно катится. Не за все мы должны отвечать и говорить: что же, не во всем мы виноваты. Не во всем мы виноваты.

К. ЛАРИНА — Но во многом виноваты.

М. ГОЛУБ — Во многом да. Очень хорошая страна наша, очень талантливая, очень великая. Очень большая, к сожалению. Была бы чуть меньше, может быть, было легче. И людям думающим, люди, еще раз скажу, которые призваны вот так выходить на сцены, к экрану, к радио, они должны хоть секунду давать какую-то мысль, что-то умное. Что-то хорошее, что-то вкладывать, чтобы не потерять еще одно поколение. И поэтому я рада, что я играю в «Гамлете», в «Тартюфе» в Мольере. Что я играю спектакли современные, в которых поднимаются очень серьезные проблемы. Вообще я с самого начала хотела тебе сказать, почему так случилось с моей судьбой, потому что она куда-то, наверное, правильно выруливает. Боюсь, тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, потому что момент отбора. Надо от чего-то отказаться. Понимаю, что надо жить, хочется, чтобы уровень жизнь был, но я отказываюсь. Я стараюсь не участвовать. Я тут недавно поучаствовала в одном фильме. Мой папа посмотрел и сказал: я умоляю тебя, не делай этого даже ради денег. Не участвуй в этом. Некачественная работа. Хотя ничего такого не было, поверь. Но она была некачественной работой. И даже не я, вообще фильм не получился. И он говорит: не надо. Я говорю: но это иногда просчитать, пап, невозможно. Возможно. Вот надо просчитывать какие-то вещи. Не оголтело соглашаться на все.

К. ЛАРИНА — Кстати, я считаю, что это решение когда человек принимает, этот момент выбора, научиться говорить «нет», необязательно для этого нужно прожить жизнь. Это нужно просто один раз себя?

М. ГОЛУБ — Характер это судьба.

К. ЛАРИНА — И опять же возвращаясь к сегодняшним молодым артистам. Всегда мне отрадно до слез, когда вижу вот «Белую гвардию», я увидела на сцене вашего театра. И была потрясена тем количеством молодых актеров, которые заняты в этой вещи, которые по сути к ней не имеют никакого отношения. Что они могут про это знать. Я-то ничего не знаю, но я хотя бы жила, я советский человек. Я это уже люди не советские. Они этого не знают ничего.

М. ГОЛУБ — Знаешь, Ксюша, это не очень правильно. Я тебе хочу сказать, что не надо знать. Надо чувствовать и быть теми людьми, прикасаться к уровню тех людей. То есть значит тем отношениям чести, долга, любви, не предательства. Там же тоже предает муж Елены Васильевны, он же убегает от них. Там есть момент. Один ведет себя так, а другие ведут себя так.

К. ЛАРИНА — Великолепно все работают. Муж твой там просто меня потряс?

М. ГОЛУБ — Да, Толя очень хорошо играет.

К. ЛАРИНА — Марин, пойдем дальше уже договорим без эфира. Спасибо всем большое. Марина Голуб наша сегодняшняя гостья. Мы пошли дальше разговаривать.

М. ГОЛУБ — Спасибо. До свидания. 



2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006