ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Мужчина и женщина. Opus posth

Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
История Бориса Лавренева о белогвардейском поручике и простой красноармейской девчонке, трижды при советской власти экранизированная и, казалось бы, целиком принадлежащая прошлому, ожила в режиссуре Виктора Рыжакова. И играют ее трое молодых актеров: Яна Сексте из родственной Табакерки, да мхатовцы Максим Матвеев и Павел Ворожцов. Почему — «опус» и почему — «пост», приписанные к названию спектакля, сам режиссер объясняет в программке. Вспоминает «великий реалистический театр», в котором убедительно играли про любовь, и сам себе задает вопрос: что же это, любовь есть и сейчас, а театра для нее нет? В общем, похоже, В. Рыжакову совсем не нравится, что современный театр разучился играть про любовь. Он-то, скажу, забегая вперед, поставил «Сорок первый» и про любовь тоже, но, видимо, на всякий случай оговорил это латинское «опус постумум» как «посмертное сочинение». То есть если любовь выйдет не такой убедительной, как в прежнем театре, то вот вам взгляд из сегодняшнего далека, и - попробуем поиграть в тот театр.

Вспомнив старое кино со Стриженовым и Извицкой (снято в 1956 году), где играли и жгучую страсть, и пафос классовой борьбы, и все это вместе — всерьез, с наплывами кинокамеры на одухотворенные лица героев, с тревожной неоклассической музыкой, сразу сдаешься: так сегодня играть и невозможно, и не нужно. А зачем тогда вообще тревожить повесть Бориса Лавренева? Затем, вероятно, что в ее сердцевине — очень человеческая история и драма почти экзистенциального масштаба. Ведь любовь двух молодых, здоровых людей вспыхивает на необитаемом острове посреди Аральского моря, где не актуальны ни красные и белые армии, ни разность в происхождении героев. Пролетарский писатель Лавренев, автор соцреалистического «Разлома», в «Сорок первом» прорывается к библейским истокам. Очищает голую человеческую суть, созданную, по его мнению, для счастья, от всех последующих наслоений: социальных, политических, сословных, бытовых. Здесь на самом деле и кроется подлинная драма: история Робинзона Крузо — это книжная история, а в жизни завтра-послезавтра героев обязательно окружит социум, и счастье станет невозможным.

Виктор Рыжаков ставит притчу о прошедшем времени, в которое пытаются поиграть сегодняшние молодые люди. Они сначала играют, как дети, нашедшие где-нибудь в овраге старые гильзы, сапоги, а быть может, и чьи-то останки. Упругий, чуть корявый, необузданно образный лавреневский текст (повесть вышла в 1924 году) будто пробуют на вкус, разрубают фразы и слова, повторяют их обрывки. Так, постепенно, из косных текстовых клочков и легкомысленных игр с предметами вырисовывается история. Марютка — Яна Сексте из обычной девчонки превращается в бесполого красноармейца, чтобы затем, уже на острове, расцвести в нежный цветок. Актриса играет здорово, беспощадно смешно, характерно, а к финалу — пронзительно женственно. Только очень форсирует голос. Орет что есть мочи и Павел Ворожцов, играющий красного командира. Хотя, если убавить децибелы, и он играет тонко, цепко схватывает характер, азартно смакует мелочи и подробности. Не громогласен лишь Максим Матвеев-поручик, понятное дело, почему — тонкая кость, дворянин. Ясно, впрочем, и то, зачем две звуковые стихии противопоставлены в спектакле друг другу. Рыжаков ставит сюжет, подернутый двойной патиной времени, — здесь воспоминание и о реальной отечественной истории, и о реальной манере играть такие истории, бытовавшей в искусстве его далеких предшественников. Перед актерами стоят сложные задачи: не соврать, передавая искренние эмоции, и вместе с тем намекнуть на интонации, в которых игрались сорок — пятьдесят лет назад подобные сюжеты. Плакатный жест, смачная интонация, неистовый свет в глазах — все это остроумно схвачено молодыми исполнителями. Вот только крика бы поубавить, освоиться бы с верно найденной музыкой этого стиля, и роли заблестят, как стеклышко.

Слово «пост» в названии спектакля, конечно же, означает и постмодернистский взгляд, который здесь очевиден. Но интересно, как режиссер беспощадного, откровенно жестокого «Июля» Ивана Вырыпаева, идущего в Театре «Практика», Виктор Рыжаков в этот раз испытывает сам себя на сантимент. Его постмодернизм в «Сорок первом» лиричен, его чувства по отношению к театру и кино эпохи ХХ съезда коммунистической партии окрашены стремлением отделить зерна от плевел, поймать момент художественной и человеческой истины.

То, что дети эпохи плазменных экранов играют в историю времен Гражданской войны, могло бы, впрочем, показаться натяжкой. Где имение, а где наводнение? Но на этом спектакле происходит одна совсем уже неожиданная вещь — текст Бориса Лавренева звучит сродни тексту Андрея Платонова, убеждая нас в том, что мы имеем дело с произведением, далеко шагнувшим за рамки постылого соцреализма. Что, заявив прием постмодернистской игры, можно, оказывается, далее не стесняться исторических реалий и растиражированных советским искусством образов, можно и в этих самых образах искренне проживать историю любви, решать для себя сложнейшую проблему внутренней свободы. И то, и другое Виктор Рыжаков и его актеры вроде бы вытащили из прежних эстетических времен, обезопасили себя припиской “opus postum”. Но сыграли-то сейчас. Да с азартом и с искренней верой в предложенные обстоятельства. Сыграли и про любовь, и про свободу. И про желанный остров Крым, или Арал, или любое другое, обетованное для неприкаянного человека место. И про память.
2008
Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Как по нотам, Ксения Ларина, Новые известия, 16.12.2008
Олег Табаков: «Мы всегда остаемся при своих», Катерина Антонова, Театрал, 15.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008
За 110 лет зеркало не потускнело, Ксения Щербино, Культура, 30.10.2008
Московский Художественный театр отмечает 110-летний юбилей, новостной сюжет Первого телеканала, 26.10.2008
Тайная сторона векового успеха, новостной сюжет телеканала НТВ, 26.10.2008
Почётный доктор Табаков, Екатерина Зорина, программа «Вести» телеканала «Россия», 21.10.2008
Еланская Клавдия. Волшебный голос театра, телеканал «Культура», 23.09.2008
Табаков отправляется в автономное плавание, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2008
Сто лет мы вереницей идем за синей птицей, Виктор Борзенко, Театрал, 1.09.2008
У МХТ имени Чехова обострился стройкомплекс, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.09.2008
Прирастить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.09.2008
Главный спектакль — стройка, Ольга Романцова, «Газета», 31.08.2008
Московский художественный театр начинает новый сезон, новостной сюжет на Первом канале, 30.08.2008
Табаков задумал новое строительство, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.08.2008
Олег Табаков: Любить грузин можем только мы, Дмитрий Быков, Собеседник, 26.08.2008
Дорога и жизнь, Наталия Колесова, Планета Красота, 07.2008
Николай Шейко стал заведующим, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Мария Кнебель: жизнь без догмы, Наталья Пивоварова, НГ, 23.05.2008
Режиссер на пенсии, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Алексей Кортнев на работе и на отдыхе, Олег Лаврентьев, Вечерняя Москва, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Любимый Любшин, Ольга Шумяцкая, Российская газета, 7.04.2008
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Большое плавание, Елена Ямпольская, Известия, 11.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Синеглазенький и малиноволицый, Светлана Полякова, Газета.RU, 29.02.2008
Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008
Виленкин Виталий — чеховский интеллигент, телеканал «Культура», 24.02.2008
«Сорок первый», Известия, 22.02.2008
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
«Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008
Игорь Верник стал камергером, а Гоша Куценко — свинопасом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 19.02.2008
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008
Мой серебряный шар. Вл. И. Немирович-Данченко, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008