ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Сто лет мы вереницей идем за синей птицей

Виктор Борзенко, Театрал, 1.09.2008
Ровно сто лет назад Станиславский решил показать на сцене то, что показать невозможно: души людей, божества потустороннего мира, ожившие предметы, царство будущего и многое другое. Так появился спектакль «Синяя птица» (по сказке Метерлинка), который буквально состоял из удивительных трюков. Один из героев отламывал себе пальцы, и они вырастали вновь; под покровом ночи танцевали тарелки; оживали молоко, хлеб, огонь, вода. Ничего подобного русская публика прежде не видела. Все было сделано с революционным новаторством, свойственным Художественному театру тех лет. После 150 репетиций этот спектакль впервые был сыгран 30 сентября 1908 года и идет во МХАТе по сей день. Такого старожила нет ни в одном театре мира.

«Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое»


С первых дней репетиций Станиславский заявил, что ставит экспериментальный спектакль, который не будет похож ни на одну феерию. К феериям тех лет у Константина Сергеевича было много претензий. «В каждой из них стены принимают фантастические контуры, но публика отлично знает, что это делается транспарантом и тюлями, — говорил он на собрании труппы в 1908 году. — Мы сотни раз видали превращение Фауста и знаем, что с него сдергивают костюм из дыры пола. Транспарантные залы с бегающими детьми нам надоели. Что может быть ужаснее театрального ребенка-статиста?»

И все же Константину Сергеевичу предстояло поставить спектакль, в котором главными героями будут дети — мальчик и девочка Тильтиль и Митиль. Они просыпаются в рождественскую ночь и видят в богатом доме напротив празднество. Так начинается эта сказка?

В ту же минуту слышится стук в дверь, и на пороге появляется кривая старуха в зеленом платье и красном чепце. Это Фея Берилюна. Ее раздражает, что дети не знают очевидных вещей. И велит им отправиться на поиски Синей птицы. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», — говорит она, протягивая Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в принцессу. Появляются души часов, души караваев. Огонь предстает в виде стремительно двигающегося человека в красном трико. Из крана начинает бить сверкающим фонтаном вода, а из ее потоков появляется девушка с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах. Она немедленно вступает в схватку с Огнем. Это душа воды. Со стола падает кувшин, и из разлитого молока поднимается белая фигура. Это робкая и стыдливая душа молока.

«Артисты подшучивали над нами»

Рукопись неизданной «Синей птицы» появилась в распоряжении Художественного театра еще в 1906 году, однако только два года спустя — к 10-летию театра — Станиславский подготовил ее постановку, насытив тысячами режиссерских хитростей.

Например, в первом действии над очагом появляются белые светящиеся тарелки. Они танцуют, а затем исчезают так же внезапно, как и появились. Трюки с тарелками проделывают артисты, которых зрители не видят. Они исполняют роли «черных людей», как называл их Станиславский. Черный человек одет с ног до головы в костюм из черного бархата. На голове у него бархатный капюшон с вырезом для глаз, на руках — перчатки, на ногах такие же туфли. Действуя на фоне черного бархата, он остается невидим для других. 

С помощью бархата Станиславскому удалось передать и ужасы ночи: эпизод, в котором призраки скачут по сцене. Это черные люди выбегают с длинными шестами в руках. К верхней части шеста прикреплена страшная голова. Оригинально был сделан танец звездочек. Артистки танцуют в черных бархатных платьях, но на голове у них колпачок, от которого расходятся узкие светящиеся ленты: зрители видят только свет лент.

Несмотря на сказочность сюжета, Станиславский создал на сцене удивительно правдоподобный мир. Беззастенчивым был вероломный Кот (Иван Москвин), простодушен верный Пес (Василий Лужский). Рыхлым характером отличался Хлеб (Владимир Грибунин). Ломким и ненадежным оказался Сахар (Аполлон Горев). Мальчик Тильтиль (Софья Халютина) отличался геройским характером, а его сестра Митиль (Алиса Коонен) — напротив, была ребенком, который по-женски чувствует все опасности.

За сто лет исполнительский состав спектакля десятки раз менялся. Но всегда в нем играли ведущие артисты театра.

 — В тридцатые годы роль Феи исполняла Лидия Коренева, — вспоминает старейшая актриса МХТ имени Чехова Кира Головко. — В одной из сцен, мы, участники спектакля, должны были в темноте выносить ее из-за кулис на середину сцены. Но Лидия Михайловна, если ей что не нравилось, могла в темноте толкнуть или ущипнуть артиста. Помню, как однажды мы решили ей отомстить и вынесли совсем не туда, куда нужно. Когда вспыхнул свет, Коренева поняла, что находится по другую сторону декораций. С тех пор она не щипалась?

Памятным спектакль оказался и для Алексея Баталова, который в начале 1950-х годов, будучи студентом, играл одного из «черных людей».

 — Через этот спектакль прошли все поколения МХАТа, — говорит он. — Для меня и остальных студентов он ассоциировался, как правило, с картиной «Ночь». В полной темноте над сценой летали духи. Чтобы их изобразить, мы в черных костюмах ходили по сцене и размахивали шестами, к которым были прикреплены головы и одежды? Эта ситуация была идеальной для розыгрышей. Помню, как старшие артисты говорили нам, как нужно смотреть в зал и какие жесты делать. И мы ведь старались! Но только позже я понял, что это они подшучивают над нами, поскольку из зрительного зала «черных людей» никто не видит. 

Как Станиславский промок под дождем

Музыку к спектаклю писал замечательный композитор Илья Сац. Ее звуки должны были напоминать то полыхающий огонь, то бурлящее молоко, то полет птицы? Особенно сложно сочинялась музыка к первой картине, где вода начинает течь из крана. Когда Сац исполнил свое сочинение, Станиславский сказал: «Илья, сейчас на улице идет дождь. Давайте выйдем на крышу, послушаем, как он стучит». И два театральных деятеля помчались на крышу: они промокли до нитки, прислушиваясь к барабанящим каплям. Отзвуки того дождя мхатовские зрители слышат по сей день.

На протяжении спектакля Тильтиль и Митиль, попадая в разные приключения, познают истину окружающего мира. Они идут к ней напролом, борясь со слугами Ночи (мракобесием, болезнями, войнами), учась выручать друг друга в беде, понимать природу, слышать зверей и людей. Спектакль надолго укоренился в репертуаре театра (после раскола МХАТа в 1986 году спектакль оказался в репертуаре МХАТа имени Горького).

2008
Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Как по нотам, Ксения Ларина, Новые известия, 16.12.2008
Олег Табаков: «Мы всегда остаемся при своих», Катерина Антонова, Театрал, 15.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008
За 110 лет зеркало не потускнело, Ксения Щербино, Культура, 30.10.2008
Московский Художественный театр отмечает 110-летний юбилей, новостной сюжет Первого телеканала, 26.10.2008
Тайная сторона векового успеха, новостной сюжет телеканала НТВ, 26.10.2008
Почётный доктор Табаков, Екатерина Зорина, программа «Вести» телеканала «Россия», 21.10.2008
Еланская Клавдия. Волшебный голос театра, телеканал «Культура», 23.09.2008
Табаков отправляется в автономное плавание, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2008
Сто лет мы вереницей идем за синей птицей, Виктор Борзенко, Театрал, 1.09.2008
У МХТ имени Чехова обострился стройкомплекс, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.09.2008
Прирастить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.09.2008
Главный спектакль — стройка, Ольга Романцова, «Газета», 31.08.2008
Московский художественный театр начинает новый сезон, новостной сюжет на Первом канале, 30.08.2008
Табаков задумал новое строительство, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.08.2008
Олег Табаков: Любить грузин можем только мы, Дмитрий Быков, Собеседник, 26.08.2008
Дорога и жизнь, Наталия Колесова, Планета Красота, 07.2008
Николай Шейко стал заведующим, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Мария Кнебель: жизнь без догмы, Наталья Пивоварова, НГ, 23.05.2008
Режиссер на пенсии, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Алексей Кортнев на работе и на отдыхе, Олег Лаврентьев, Вечерняя Москва, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Любимый Любшин, Ольга Шумяцкая, Российская газета, 7.04.2008
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Большое плавание, Елена Ямпольская, Известия, 11.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Синеглазенький и малиноволицый, Светлана Полякова, Газета.RU, 29.02.2008
Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008
Виленкин Виталий — чеховский интеллигент, телеканал «Культура», 24.02.2008
«Сорок первый», Известия, 22.02.2008
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
«Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008
Игорь Верник стал камергером, а Гоша Куценко — свинопасом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 19.02.2008
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008
Мой серебряный шар. Вл. И. Немирович-Данченко, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008