Музыка обратной дороги

Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Честно говоря, казалось, мало сегодня найдется желающих продираться сквозь дебри психологических и физиологических страстей, насаженных автором «Крейцеровой сонаты», великим нашим Львом Николаевичем Толстым. Ан нет, сразу два столичных театра пустились в это рискованное путешествие. Помимо МХТ, в январе «Крейцерова соната» ожидается в Театре имени Пушкина в постановке Александра Назарова. Если писатель Толстой — однозначно признанный гений и классик, то Лев Николаевич — философ и психолог весьма спорен. Его откровения, замешанные на непростом лично-семейном опыте, подчас излишне дидактичны и претендуют на некую обобщенность выводов. Да и выводы, воплощенные в действиях персонажей, бывают весьма радикальны. Хоть в той же «Крейцеровой сонате» с ее кровавой развязкой. За всем этим, естественно, следуют муки совести и раскаяние, но сделанного, как известно, не воротишь. Впрочем, во многих виденных ранее спектаклях по другим произведениям Толстого вся эта философия-психология частенько выносилась за рамки действия. В рамках же оставалась просто человеческая история, представленная как частный случай.

Вот этого разделения на голый сюжет и его мыслительную огранку в спектакле Художественного театра, поставленном Антоном Яковлевым, к счастью, не случилось. Здесь мысль и действие идут в одной упряжке, причем вперед вырывается периодически то одно, то другое. То какая-либо жизненная сценка сопровождается потом нервным «анализом» из уст главного героя, то, наоборот, раздумчивый пассаж сменяется действенным результатом. Этот спектакль Яковлева вообще получился на удивление гармоничным, эмоциональным и одновременно грамотно продуманным. А такой синтез случается не всегда, даже в МХТ. Хотя, если совсем уж честно, в «Крейцеровой сонате» видна некоторая режиссерская избыточность. По крайней мере, она ощущается в прологе и эпилоге спектакля, слегка затянутых и плавно сводящих актерско-зрительские эмоции на нет.

Режиссер вместе с художником Николаем Слободяником, сочиняя визуально-атмосферный ряд спектакля, весьма удачно разминулись с «бытом». Приподнятый помост одновременно напоминает крышку рояля и корабельную палубу, ступени сделаны то ли из чемоданов, то ли из футляров для музыкальных инструментов. За полупрозрачным задником тенями мелькают фигуры, играет маленький живой оркестрик. Музыка и дорога — вот, пожалуй, два главных лейтмотива оформления. Причем «дорога» здесь — понятие сложное. Не только история Позднышева, рассказанная в железнодорожном вагоне случайным попутчикам, но весь этот его путь от себя к себе тоже многое значит. 

Что же касается самого главного героя — Позднышева, то кажется, назначение на эту роль Михаила Пореченкова во многом обусловило и «человеческую» идею спектакля. Будь на этом месте очередной герой-неврастеник, изломанный и рефлексирующий, все было бы предсказуемо и обычно. Пореченков же и актерски, и жизненно, кажется, вполне соответствует поговорке: «В здоровом теле — здоровый дух». Он бодр, силен физически и оптимистично настроен. В общем, вполне нормален. Категория для нынешнего искусства — редка. И коль уж такой человек попал в столь страшный психологически-физиологический переплет, то и сама история становится ближе и доступнее, потому что понимаешь: с каждым может случиться, а значит, и с тобой тоже.

Михаил Пореченков играет все эти переходы и перепады очень достойно. Пороки молодости и никуда не исчезающее желание чистоты и покоя, пресыщение этим обыденным покоем, ревность, страсть, ненависть, попытка раскаяния. Он может быть весьма ироничным и абсолютно искренним, может жить страстями своего героя и анализировать их, оценивать как бы со стороны. Ему удается обыграть эту двойственность сценического существования: рассказ о том, что было когда-то, и сиюминутное пребывание в непростых жизненных обстоятельствах.

Впрочем, никак нельзя сказать, что это сольное выступление Пореченкова, которому лишь аккомпанируют прочие персонажи. Нет, здесь разыграна действительно семейная драма, где каждому члену семьи есть что сказать и что пережить. Лиза (Наташа Швец) столь же уверенно преодолевает все актерско-жизненные подъемы и спуски этой истории. Впрочем, и ей, и почти всем остальным в этом спектакле доверено воплощаться в разных персонажей. Участники семейной драмы в начале и в конце становятся пассажирами неведомого нам поезда, где и звучит эта история. И вслед за этим — обратный переход. Эмансипированная Дама (Ксения Лаврова-Глинка) примерит ситуацию бездетной сестры Лизы Полины. Незаметный Приказчик (Сергей Шнырев) станет невольным провокатором драмы, музыкантом Трухачевским. А сама Лиза — не вполне адекватной Девочкой, тоненьким голоском монотонно напевающей наивную библейскую песенку.

«Крейцерова соната» в постановке Антона Яковлева стала, кажется, совсем нелишней в разнообразном репертуаре МХТ. Внесла свою ноту, свои краски, замешанные на умных режиссерских построениях, интересной сценографии и актерском мастерстве, не боящемся смены амплуа. А этого совсем даже немало для любого театра. Художественный — не исключение. 
2008
Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Олег Табаков: «Мы всегда остаемся при своих», Катерина Антонова, Театрал, 15.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008
За 110 лет зеркало не потускнело, Ксения Щербино, Культура, 30.10.2008
Московский Художественный театр отмечает 110-летний юбилей, новостной сюжет Первого телеканала, 26.10.2008
Тайная сторона векового успеха, новостной сюжет телеканала НТВ, 26.10.2008
Почётный доктор Табаков, Екатерина Зорина, программа «Вести» телеканала «Россия», 21.10.2008
Еланская Клавдия. Волшебный голос театра, телеканал «Культура», 23.09.2008
Табаков отправляется в автономное плавание, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2008
Сто лет мы вереницей идем за синей птицей, Виктор Борзенко, Театрал, 1.09.2008
У МХТ имени Чехова обострился стройкомплекс, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.09.2008
Прирастить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.09.2008
Главный спектакль — стройка, Ольга Романцова, «Газета», 31.08.2008
Московский художественный театр начинает новый сезон, новостной сюжет на Первом канале, 30.08.2008
Табаков задумал новое строительство, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.08.2008
Олег Табаков: Любить грузин можем только мы, Дмитрий Быков, Собеседник, 26.08.2008
Дорога и жизнь, Наталия Колесова, Планета Красота, 07.2008
Николай Шейко стал заведующим, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Мария Кнебель: жизнь без догмы, Наталья Пивоварова, НГ, 23.05.2008
Режиссер на пенсии, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Алексей Кортнев на работе и на отдыхе, Олег Лаврентьев, Вечерняя Москва, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Любимый Любшин, Ольга Шумяцкая, Российская газета, 7.04.2008
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Большое плавание, Елена Ямпольская, Известия, 11.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Синеглазенький и малиноволицый, Светлана Полякова, Газета.RU, 29.02.2008
Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008
Виленкин Виталий — чеховский интеллигент, телеканал «Культура», 24.02.2008
«Сорок первый», Известия, 22.02.2008
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
«Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008
Игорь Верник стал камергером, а Гоша Куценко — свинопасом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 19.02.2008
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008
Мой серебряный шар. Вл. И. Немирович-Данченко, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008