Ольге Яковлевой слава не нужна

Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
14 марта отмечает юбилей одна из лучших актрис «золотой эпохи» российского театра, ныне актриса МХТ Ольга Яковлева. С тех пор как человечество изобрело кинематограф, звезды стали по преимуществу зажигаться не на сцене, а на экране. Прима и муза Анатолия Эфроса — едва ли не последняя театральная легенда. С Ольгой Яковлевой побеседовала обозреватель «Известий» Марина Давыдова.

Известия: Вы, вероятно, понимаете, что относитесь к актрисам, которые стали легендой при жизни…

Ольга Яковлева: Не-а. Не понимаю.

Известия: Жаль. Я как раз хотела спросить вас, как вы этот груз несете.

Ольга Яковлева: Знаете, я вспоминаю Марию Бабанову. Ни в коем случае не претендую на сравнение с ней. Так вот, она была очень резкая и непримиримая и никому не позволяла говорить о себе высокие слова. То ли потому, что не верила им, то ли потому, что ей казалось это пошлым. Она как-то играла во МХАТе, в пьесе, которая, кажется, называлась «Все кончено». После спектакля по инициативе Олега Ефремова был устроен банкет в честь юбилея Бабановой. Ну мы пришли ее поздравить — и были ошарашены тем, что она в ярости не позволяла произносить в свой адрес никаких комплиментов. А сейчас все это так легко. Каждый второй — великий, каждый третий — гениальный. Кино — элитарное. Все вокруг — наше «национальное достояние».

Известия: Понятно. Постараюсь обойтись без комплиментов. Вы ведь не из династической театральной семьи. В какой момент вы решили, что станете актрисой? Что вас на это подвигло?

Ольга Яковлева: Трофейные фильмы — «Большой вальс», «Дама с камелиями», вообще все фильмы с Гретой Гарбо. Мне было тогда лет шесть-семь, и красота поражала намертво. Сильных театральных впечатлений у меня в детстве не было. Но помню, что в школе я уже руководила каким-то кукольным кружком. А когда переехали в Алма-Ату, то там на олимпиадах всяких выступала. И танцевала… За чтение, пение и все остальное никаких призов не получала. А вот за танцы — чардаш и прочее — это пожалуйста. Все призы мои были.

Известия: Вам наверняка пригодилось умение танцевать в Щукинском училище, которое вы окончили. Там же это ценят…

Ольга Яковлева: Еще бы. Я танцевала с Андреем Мироновым, он был моим сокурсником и партнером. Танцевал Андрюша следующим образом: он высоко меня подбрасывал, но ловить забывал. Так что у меня большой опыт в этом смысле. Я бы даже сказала, экстремальный. Но, честно говоря, я не очень понимаю, почему меня в Щукинское училище взяли. Я ведь совершенно им не подходила. Я другая. Я ждала, когда Эфрос появится. Вот ему все во мне пригодилось.

Известия: Причем умение танцевать — в последнюю очередь…

Ольга Яковлева: Да, ему как-то не до танцев было. Не до пения, увеселения, подбадривания публики. Меня тоже это ужасно в театрах раздражает. Чего меня взбадривать-то! Мне интересно, как разворачивается сюжет, как раскрываются характеры, какое сущностное открытие совершил режиссер. Вот у Туминаса в «Дяде Ване» поднимается занавес — сидит нянька в митенках, в буклях, где-то вот тут жемчуга. Немного похожа на городскую сумасшедшую. И только в конце первого акта идет раскрытие образа. Там звучит фраза, которую я прежде как-то не замечала: «Неблагополучно в этом доме». И ясно, что у няньки поехала крыша. Когда в спектакле есть художественное открытие, то взбадривать зрителя совершенно не нужно.

Известия: Насколько, по-вашему, была предопределена ваша встреча с Эфросом? И что бы было с вами, если бы вы не встретились?

Ольга Яковлева: Наверное, субреткой какой-нибудь была бы. Актер ведь заложник своего амплуа. Я и с Эфросом какие-то вещи не сделала, которые хотела. Я вот старую деву хотела сыграть в пьесе одной ленинградской драматургессы. А он говорит мне: посмотрите на себя, какая вы старая дева! Я ему: я же ее СЫГРАЮ. Но он все равно не согласился. Потом у Андрея Гончарова хотела сыграть бомжиху. Так он тоже не дал. Мне все время выставлялись какие-то рамки.

Известия: И все же я не верю, что вы всю жизнь могли просидеть в субретках. Что-то, как мне кажется, вывело бы вас в другую колею.

Ольга Яковлева: Нет, потому что если тебе не открывают внутри тебя самой какие-то шлюзы, никуда ничего само не выводится. Все равно должен найтись режиссер, который откроет тебе ребра для свободы. Для мышления, идущего от сути личности. Причем эту личность нужно еще сформировать. Вот Эфрос, когда мы познакомились, был уже сформирован. Ему было около сорока лет. И он сам всех формировал под себя. Как-то, видимо, это совпало с моим внутренним состоянием. Потому что какая-то я уже все-таки была к тому моменту. У меня была замечательная мать, которая задатки личности в меня заложила. Какой-то характер, свободолюбие и даже просто — жизнелюбие. 

Известия: А насколько вообще Эфросу было важно это личностное начало в артисте? Ведь, если прагматически рассуждать, артист для режиссера — это всего лишь совокупность неких умений. 

Ольга Яковлева: Именно личностное начало и было важно. Он об этом никогда прямо не говорил, но всегда смотрел — что за человек перед ним, можно ли там копать вглубь. Понятно, почему ему так нужны оказались и Коля Волков, и Шура Ширвиндт. Ему всегда важно было понять, что можно лепить из человеческого материала.

Известия: А вам самой насколько важно это личностное начало в ваших партнерах? Или вам важно, чтобы они не мешали самовыражаться?

Ольга Яковлева: Я вспоминаю историю из тех времен, когда Эфрос только появился в «Ленкоме». Софья Гиацинтова сидела как-то на репетиции и говорит ему: «Анатолий Васильевич, вот вы все время твердите „самовыражение, самовыражение“. А я думаю: может некоторым актерам и не надо самовыражаться. А то они такое самовыразят!..» (Смеется.) Что в партнере важно? Не знаю. Взаимопонимание. Какая-то душевная тонкость, что ли… Когда я вижу в партнере пошлость или цинизм или что-то грубое и земное, то это всегда мучительно. Я ведь даже не могу сказать человеку, что он что-то не так делает. Потому что это очень тонкие материи. .. Тут не предъявишь претензий профессиональных. А если совсем просто, надо, чтобы мужчина был мужчиной, а женщина женщиной. А человек человеком…

Известия: Ваша жизнь после Эфроса другая, не похожая на прежнюю. Как вы к ней приспосабливались?

Ольга Яковлева: Не могу сказать, что мне не везло. Да и потом, никто ведь и не обещал тот уровень, на котором мы с Эфросом работали, вечно. Когда Гончаров позвал в Театр Маяковского с Малой Бронной, из той подворотни, в которую она в то время превратилась, — это была радость. К Гончарову можно по-разному относиться, но это была мощная личность. Потом случайно пригласил Табаков в «Табакерку». Там была тогда студийность замечательная. Ученики и учитель. Пастор и паства. Да и сам Олег был тогда ясный, светлый. Мне не на что жаловаться.

Известия: Кроме театра у артиста обычно есть еще кино. Вы сознательно избегали делать кинокарьеру? Вы ведь редкая театральная звезда, ее не сделавшая.

Ольга Яковлева: Видимо, избегала. Я была очень занята в театре. Чуть ли не каждый вечер центральная роль. К тому же в театре было интереснее, чем на съемочной площадке, где пробы, разговоры пустые. Не тот уровень! А потом вот эта слава всенародная… Да вы что! Если бы меня узнавали на улице, я бы с ума сошла. Это жуткая несвобода! Я иногда ругаюсь в каком-нибудь магазине — что-то мне не подходит, что-то не так. И вдруг кто-то подходит из очереди и говорит: я вас узнал, я так вас люблю. Боже, мне ужасно стыдно становится! Слава ведь очень опасная вещь. Ею можно захлебнуться.

Известия: В отличие от писателя или композитора, артист не хозяин своего таланта. Он зависим от множества обстоятельств. В ХХ веке он более всего стал зависим от режиссера. Я вспоминаю мандельштамовское: «Так — негодующая Федра — стояла некогда Рашель». Что мешает вам сыграть свою Федру, опираясь на личные — интеллектуальные и душевные — подпорки?

Ольга Яковлева: Нет, я сама не могу. Мне нужен взгляд со стороны. И этого жесткого взгляда со стороны я уже давно не чувствую. Я, конечно, могу что-то сама про себя понять, понять, что что-то мне уже играть не надо. Но этого понимания все же недостаточно. И потом, смелости во мне уже нет. Художником движет в значительной степени готовность к риску — пойти ва-банк, выиграть или проиграть. А я уже боюсь рисковать. Боюсь, что на мое индивидуальное высказывание немного найдется зрителей.

Известия: Вы ощущаете смену социального состава аудитории?

Ольга Яковлева: Я ощущаю, что внимание ко мне еще есть, но чувствую, что их интерес в другом все-таки месте уже. Они ждут, когда можно будет похохотать, когда мужчины в женщин переоденутся. Хотя бывают какие-то исключения, конечно. Тот же Театр Фоменко. Или Туминас. Я не видела «Обрыв» со стороны, но мне приятно, что зрители сидят и слушают…

Известия: А вы можете найти в нынешнем времени нечто, выгодно отличающее его от того, на которое пришлась ваша работа с Эфросом?

Ольга Яковлева: Да я только благодаря журналистам начала делить время на то и это. А вообще-то оно переходит, перетекает как-то незаметно. Постепенно появились на телевидении стертые лица, говорящие на каком-то немыслимом языке: «я это ужасно обожаю», «я это покушала». Просто хочется разбить экран телевизора.

Известия: Да не обращайте внимания. Есть же внутренняя жизнь, которую можно прожить, невзирая на эти внешние обстоятельства.

Ольга Яковлева: Не дадут. Заест мошкара. Когда человек молод, все это не так остро воспринимается. А когда стар, одинок и беззащитен… Ну вы посмотрите, что творится вокруг с культурой, с образованием. Гуманитарная наука ведь просто умерла. А было время, когда мы, артисты, приходили в ресторан, и справа был Нагибин, слева Трифонов, рядом Вознесенский, неподалеку Вася Аксенов. Это были фигуры! И это было общество.

Известия: Каков сейчас ваш круг общения?

Ольга Яковлева: Почти все умерли. Из ближайшего окружения остались разве что Сережа Бархин да Адольф Шапиро.

Известия: И чем же вы подпитываетесь?

Ольга Яковлева: А ничем… Я Шапире жалуюсь: «Адольф Яковлевич, куда уехали, возвращайтесь немедленно. Поговорить не с кем!»
2010
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
«Ай лав ю, Лёлик!», Ксения Ларина, Новые известия, 16.11.2010
Во славу Табакова танцевали канкан и читали рэп, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 15.11.2010
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
В МХТ поздравили Олега Табакова, Марина Иванова, Известия, 15.11.2010
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Актеров наградили за взятие Чехова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.10.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
112 день рождения МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2010
МХТ имени Чехова отметил 112-й день рождения, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Режиссеру Николаю Скорику — 65!, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Рабочий сцены, Андрей Ванденко, Итоги, № 36 и № 37, 6.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Олег Табаков: «Я чувствую своих будущих учеников», Ангелина Глебова, Новые известия, 1.09.2010
МХТ расширяет границы, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 31.08.2010
Зрительный залп, Елена Юринская, Российская газета, 31.08.2010
«Интригующие» планы, Виктор Борзенко, Новые известия, 31.08.2010
Новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2010
МХТ имени Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 30.08.2010
Владимир Путин обсудил с Олегом Табаковым проблемы театра, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 21.08.2010
Лестница успеха Олега, Любовь Лебедина, Трибуна, 19.08.2010
Олег Табаков: «Дети — лучшее, что у меня получается!», Дарья Завгородняя, Комсомольская правда, 19.08.2010
Это и впрямь необыкновенная история, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 19.08.2010
Семейный день рождения Табакова в МХТ, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2010
Павел Табаков: Мы с папой оба любители поесть, Зоя Игумнова, Собеседник, 17.08.2010
Обломов с характером Штольца, Виктор Борзенко, Мария Михайлова, Новые известия, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я, как царь Соломон, счастлив от того, что делаю…», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2010
Олег Табаков будет праздновать юбилей три месяца, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 17.08.2010
Сегодня исполняется 75 лет Олегу Табакову, видеосюжет программы"Новости, Первый канал, 17.08.2010
Властитель дум, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2010
Как Бог из табакерки, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Самый обаятельный артист принимает поздравления, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Табаков от А до Я, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я - пролетарий художественного труда», Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2010
Табаков остается в МХТ еще на пять лет, Елена Ямпольская, Известия, 12.08.2010
Олег Табаков. Искусство быть хозяином, Николай Зятьков, Аргументы и факты, 11.08.2010
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ имени Чехова признавались в любви Бродскому, видеосюжет телеканала «Культура», 28.06.2010
В «Круге чтения» — Давид Самойлов, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2010
Андрей Панин в программе «Встречи на Моховой», Пятый канал (Санкт-Петербург), 6.06.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
Юрий Стоянов в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 25.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Театр успешен, когда зал полон, Валерий Выжутович, Парламенская газета, 26.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010
Светлана Медведева посетила юбилейный вечер в МХТ им. Чехова, новостной сюжет прогграммы «Вести», 26.01.2010
Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
Памяти Татьяны Лавровой — программа «Кумиры», Валентина Пиманова, Первый канал, 2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010