Алексей Кравченко: Главное – ощущать азарт жизни

Мила Серова, Театральная афиша, 2.03.2015
Линия жизни Алексея Кравченко напоминает сплошные зигзаги. В детстве он занимался бальными танцами, в юности увлекся игрой на электрогитаре, в 15 лет сыграл главную роль в культовом фильме «Иди и смотри». После грандиозного успеха картины для Кравченко открылись двери всех театральных вузов. Но вместо актерской карьеры Алексей вдруг выбрал совершенно иной путь. Пройдет не один год, прежде чем он вырулит на верную стезю.
Наконец став актером, он продолжил оттачивать свое мастерство на лучших театральных площадках столицы: набирался опыта в Театре имени Вахтангова, пробовал свои силы в Театре им. А. С. Пушкина, потом в Московском Художественном театре… А в 2007-м принял окончательное решение, что сцена МХТ – именно та пристань, где может раскрыться его артистический дар. Обязательно посмотрите игру этого великолепного артиста – и вы восхититесь его магией перевоплощения. В настоящее время Алексей занят в спектаклях МХТ: «Господа Головлевы» (Павел Головлев), «Человек-подушка» (Михал), «Трехгрошовая опера» (Браун), «Зойкина квартира» (Борис Семенович Гусь-Ремонтный), «Идеальный муж. Комедия» (Роберт Тернов), «Сказка о том, что мы можем, а чего нет» (Махмудов), «Карамазовы» (Иван Карамазов).
Весной репертуар основной сцены пополнится спектаклем «Мефисто» по роману Клауса Манна (режиссер Адольф Шапиро). Алексей сыграет главного героя – немецкого актера Хендрика Хофгена, который маленькими компромиссами с нацизмом проложил себе дорогу к большой славе.


– Конформизм сегодня – чрезвычайно острая тема. Ваш Хендрик ради карьеры продает свою душу, но не дьяволу, а фашистам. Почему злые, часто невежественные люди с такой легкостью подчиняют таланты и управляют ими?

– Это все магия власти. А что происходило у нас в 1937 году, когда режим выбирал, кого сажать, а кого прославлять? В любой стране, в любое время люди искусства зависят от верхов. Как у нас власть общается с актерами, если, например, нужно что-то подписать? В приказном порядке, хотя и очень обаятельно. Так же происходит и с моим героем. Он идет на компромиссы с режимом и каждый раз оправдывает себя… Человек так устроен: обязательно найдет высшую идею, ради которой он пошел на тот или иной поступок. Хендрик рассказывает историю, как когда-то взял верхнюю ноту, а ему велели заткнуться. Подобное и у меня было, когда мне казалось, что я могу сделать лучше, а мне говорили «не надо». Все это травмы. Другое дело, ломают они тебя или нет. Мой персонаж оказывается слабым. Вроде бы достиг всего, о чем мечтал, но в конце раздавлен. Он сильный только в том, что шел к своей цели сам. Сам ставил себе ступени, чтобы карабкаться вверх.

– А вы себя относите к сильным людям?

– Мне в жизни никто никогда не помогал, я достигал всего сам. Я рос хулиганистым. В 8-м классе директор мягко попросила уйти из школы. Все смотрели на доску, а я – в окно и мечтал. (Улыбается.) По-моему, творческие личности все такие. У меня оставался год свободного времени. Меня воспитывала одна мама. Стыдно было у нее на шее сидеть, поэтому пошел в техническое училище на четыре месяца, чтобы потом устроиться фрезеровщиком на тот же завод, где она работала. У меня уже за спиной был фильм «Иди и смотри», но мне кто-то сказал, что в театральный вуз меня не примут, потому что надо сначала в армии отслужить. И я поверил в этот бред. И на три года попал в морфлот. Когда прибыл в часть, у всех первый вопрос был: «Это ты в “Иди и смотри” снялся? Почему тебя никто не отмазал?» Имела ли служба смысл? Да. Но я это осознал не сразу. Поначалу у меня была война с самим собой, я убивал себя мыслью: «Три года! Это же целая вечность!» Но внутренний голос твердил: «Для чего-то ведь тебе это нужно. Ты крепчаешь. Все хорошо». Я вернулся домой другим, повзрослевшим. 
Так было и после съемок фильма «Иди и смотри». Я пришел в класс и понял, что я старше всех. Элем Климов (режиссер картины «Иди и смотри». – Ред.) мне сразу после фильма советовал не спешить поступать в театральный вуз. У меня и самого не было яркого желания идти в актеры. Я играл на электрогитаре – спал и видел себя рок-музыкантом. К концу службы стали приходить мысли, что этим на жизнь не заработаешь. Куда идти? На завод? Нет, это не мое. А что мое? Театр. Но за три года я книжки не читал, мой мозг не развивался. Значит, надо быстренько окончить вечернюю школу и подготовить программу в теат­ральный институт. Уже в Москве я пришел к Климову домой, он расспрашивал меня о планах, и я признался, что собираюсь поступать в театральный. К моему удивлению, Элем Германович сказал: «Ну вот теперь ты созрел. Давай, дерзай». И я поступил в Театральное училище имени Щукина.

– Возвращаясь к теме ответственности художника, хочу спросить: имеет ли он право отстраняться от действительности?

– А как отстраняться? Закрыть глаза? Ослепнуть? Это невозможно. Как не замечать, что большинство людей у нас не живут, а выживают. Стоит только отъехать от любого большого города – и попадаешь в начало 1990-х. Полки пустые, бедность, и градус агрессии растет. Наша жизнь похожа на американские горки: то дефолт, то еще что-то, и каждый раз просыпаешься то в черный понедельник, то в черный четверг, причем дефолт обязательно ночью происходит, слышишь, как машины за окном начинают туда-сюда вжик-вжик.  И тут кто-то ошпаренный звонит: «Ты слышал? Деньги рухнули!» А у тебя определенная сумма в банке лежит, и от нее остаются копейки. У стольких моих друзей бизнес прогорел… Но, чтобы не сойти с ума, находишь что-то смешное в этой ситуации и живешь дальше. И так все делают. Мы какие-то прям монстры в плане выживания. Я, конечно, слежу за процессами в стране, но не углубляюсь в политические дела. Я здесь, на сцене, воюю.

– Агрессия поражает не только простых людей, но и власть, а также ее силовые структуры. Ваш Махмудов из «Сказки…» – чудовище в погонах. И вдруг этот мент влюбляется. Разве такие, как он, способны любить?

– Думаю, да. Вы представляете их монстрами во всем. А это неправильно. Они заложники системы. Мы ругаем гаишников, а им ведь надо делиться по коррупционной лестнице наверх. И такая вертикаль везде, и в кино тоже. Жалко людей. Я встречал ребят, которые, отработав много лет в убойных отделах, уходили из органов. В какой-то момент просто не могли пойти на компромисс с совестью. Служба и обязанности – это одно, а дела, которые никак не монтируются с самолюбием, достоинством и порядочностью человека, – совсем другое. Кто уходил, кто спивался. Не все такие, как Махмудов.

– Действие «Сказки…» одновременно идет в четырех комнатах, практически перед носом у зрителя. Ощущение подлинности происходящего невообразимое.

– Однажды даже случился скандал. Какой-то депутат пришел с охраной. Когда актер-мент, разводящий зрителей по комнатам, велел ему строго: «Туда проходи», слуга народа не понял и заорал: «Ты как со мной разговариваешь? Какое у тебя звание? Ты из какого отделения? Да я вас всех уволю!» Это каким надо быть диким, чтобы принять все за чистую монету! Он решил, что попал в реальное отделение милиции. 

– Да, искусство должно быть неожиданным. Для меня, например, совершенно неожиданный ваш Павел из «Господ Головлевых». Абсолютно все персонажи этого романа написаны Салтыковым-Щедриным с ненавистью и презрением. Тут все упыри. Но ваш Павел выглядит жертвой, он единственный, кому сочувствуешь.

– Я с самых первых работ в кино и театре всегда старался оправдать для себя своего персонажа, пытался найти объяснение, почему он такой. Одно время в кино за мной закрепилось амплуа героя, защитника. Потом появился фильм «Ярослав», где у меня роль негодяя. Мне хотелось сыграть не просто злодея, а чтобы его гадость была обаятельной, с харизмой. Это придает объемность и правдивость образу. Что касается «Господ Головлевых», то поначалу этот спектакль мне тяжело дается, но потом, в какой-то момент, происходит щелчок, выдыхаешь, и все идет в кайф, и только в конце понимаешь, что не сыграл, а прожил. Я не думаю, как сегодня изображу Павла, у меня нет заготовленных ходов, буду играть так, как пойдет, – в определенном настроении и определенном рисунке. Мне жалко Павла. Он мне не противен. Слабое существо, с хитростью детской и абсолютно безвольный. Человек, лишенный материнской любви. В романе вообще никто никого не любит. Каждый за себя. И отсюда их ущербность.

– Спектакль высветил еще одну важную тему – порочность воспитания, когда весь смысл жизни родителей сводится к тому, чтобы накопить барахла и передать его детям. Именно это ведет отпрысков к праздности, непригодности к какому-либо делу, запоям и пустословию. 

– Причем испокон веков эта традиция передается из поколения в поколение, почти во всех семьях так. Мне странно слышать, когда моя мама говорит мне: «У меня есть немного денег. Тебе надо? Ты же должен сдать анализы. Сколько это стоит?» Я объясняю, что мне ничего не нужно. По идее дети должны заботиться о пожилых родителях, а не наоборот. Мой старший сын наотрез отказывается брать у меня деньги. Говорит: «Нет, я сам заработаю». Алексей трудится поваром в трех ресторанах. Спрашиваю его: «У тебя выходные хоть есть?» Он: «Нет, некогда. Хочу посмотреть, насколько меня хватит». Конечно, он через какое-то время валится, потому что давление подскакивает. Еще бы, в горячем цеху, на ногах весь день. Я не командую, но вентилирую, что у него происходит. Алексею 21 год, но он отличается от многих своих сверстников. Например, захотел служить в армии. Заявил: «Не хочу, чтобы у меня штампик стоял, что я какой-то больной». Он вкусил настоящую службу – год в войсках МЧС. Я приезжал к нему, и его командир, очень крутой дядька, прошедший все войны, сразу предупредил: «Я его жалеть не буду». На что я ответил: «Даже не вздумайте». Я видел сына в состоянии, когда он еле держался на ногах от усталости. Но трудности полезны для характера: для парня важно научиться выживать в агрессивном коллективе, не дать сломать себя, превратить в ботву. В принципе его поколение слабое, они вдруг в какой-то момент бороться перестают. Как будто их что-то стопорит, и они руки складывают, и их несет течение, причем не туда, куда надо. У них энергия растений. В основном пацаны превращаются в некое бесполое «оно». (Улыбается.) Может, их перекормили в 1990-е неправильной едой с гормональными добавками? Почему-то молодые парни ломаются на простых вещах. Слава богу, что мой сын другой.

– Мамаша Головлева пытается сделать добро своим детям, а получается зло. Вашего Ивана Карамазова вопросы зла и добра терзают всю жизнь…

– Что, впрочем, не мешает этому «философу» угробить папашу чужими руками, подвести под виселицу братца и завладеть всеми наследными деньгами. В романе Иван сходит с ума и погибает. У нас он единственный из Карамазовых, кто выживает. Он всегда все отрицал и никого не любил. В конце спектакля у Ивана происходит разговор с чертом, и он снова задает все тот же вопрос «Есть Бог или нет?». Трудно порой бывает отличить добро от зла. Иногда неожиданно добро превращается в зло. Недаром говорят: благими намерениями дорога в ад выстлана. Я думаю, доброта – это не простодушие, когда ты весь такой ласковый ко всем и пушистый, как белый пудель. Если ты хочешь быть ответственным, то не имеешь права быть слабым. Иногда лучше вести себя жестче, суше, и это будет правильнее. Я лично не встречал абсолютно добрых людей. Таких, наверное, не бывает. (Улыбается.) Чтобы казаться лучше, я должен бы, по идее, говорить, что доброта спасет мир. Церковь наставляет, что мы все добрые и должны стремиться к любви и милости. В душу нам льют одно, но видишь ведь совсем другое: на дороге тебя подсекают, в очереди сумку вырывают, ночью в подворотне калечат. От этого и возникает дисгармония. Да, всегда хочется верить, что там, за порогом смерти, есть что-то светлое. Но в реальной жизни лучше обходиться без иллюзий. Пока с человечеством не случится какого-то катаклизма, войны например, все люди – демоны. Наша страна прошла через репрессии, страшную войну, но почему-то народ в большинстве своем добрее был, чем сегодня. В нас что-то человеческое просыпается только во время шока. Посмотрите, как все фильмы строятся: на землю что-то бабахнуло, взорвало полмира, и все друг другу начали помогать. Это можно сравнить с криокамерой. Тебя на несколько секунд помещают в морозильник, где минус 80, и мозг моментально дает организму команду на выживание, подключаются все резервные функции организма. Идет резкое омоложение, выброс ферментов, гормонов, и ты выходишь из этой камеры, покрытый инеем и обновленный. Любой шок заставляет организм мобилизоваться. Так же и с обществом.

– Да, согласна, но только если этот шок переживаешь не в детстве. Ваш Михал из спектакля «Человек-подушка» искалечен адом, который ему устроили его садисты-родители. Ваша игра поражает. Как вам удалось так глубоко проникнуть в психику больного человека?

– Мы долго с Кириллом (Кирилл Серебренников – режиссер спектакля. – Ред.) искали диагноз и не могли понять, что это за болезнь, каким должен быть Михал? Даун? Нет. Тогда он не сможет произнести такой сложный текст. В итоге отправились в клинику и с разрешения врачей выбрали для общения 15-летнего пацана. Он детдомовец, из неблагополучной семьи. На вид крепкий подросток, но по развитию шестилетний ребенок. Он очень волновался, когда меня увидел. Я понимал, что нельзя сверлить его взглядом. Но мне же надо было как-то снять с него жесты, интонацию. И тогда я принялся с ним играть. Потом спросил у врача: какой он во время истерики? Буйный? Тот ответил: «Как ребенок, кусаться начинает. Он не сумасшедший. Это просто очень сильное отставание в развитии». Я скопировал его пластику и добавил свои эмоции… И, конечно же, я оправдываю Михала. Когда я в конце произношу последний монолог, то вижу, как зрители в зале плачут. Даже мужчины. И я понимаю, что дожал роль.

– А что в вас осталось от мальчика Леши?

– (Улыбается.) Все. У меня есть друг-художник, он подолгу живет в Индии. Как-то раз вернулся, прокатился в метро и сказал потом: «Я видел лица этих людей. Скажи, Леша, они когда-нибудь были детьми?» По-моему, это самое страшное – превратиться в нечто бесформенное и бубнящее: «Мне 45 лет, у меня уже дети, ну все, жизнь прожита, я свое отгулял». Я много встречал таких мужиков, которые в 40 уже старики. Поэтому они и спиваются. А что еще делать, когда нет интереса, стимула в жизни? Мне всегда хочется сказать, что мне не 45, а 20. Живу на полную катушку: мне и мотоцикл, и самолет, и рок-музыка – все нравится. Весной, когда асфальт уже сухой, езжу только на байке. Даже в ливень. На машину пересаживаюсь, только если нужно довезти что-то большое. Кстати, моя жена (Надежда Борисова – актриса МХТ. – Ред.) тоже на мотоцикле ездит. Зимой занимаюсь стантрайдингом – это трюковые номера на мотоцикле. Играю индастриал-рок. Собираюсь вместе с новым коллективом реанимировать музыку моей бывшей группы «Гуарана» и дать концерт. Некоторые говорят: «Ну все понятно, это кризис среднего возраста. Чуть попозже ты на “Порш” пересядешь». На что я отвечаю: «Меня машины вообще не интересуют». Я езжу в Италию на тренировки по мотогонкам. Там все пилоты в основном мои ровесники, но есть и те, кому за 50 и даже 60. Счастливее этих людей я не встречал. И я знаю точно: стоит только захандрить, облениться, как организм тут же реагирует – начинает окисляться, ржаветь. Поэтому я все время в движении. Главное – ощущать азарт жизни.

Статья опубликована в журнале «Театральная афиша» (№ 3, 2015 г.)
2010
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
«Ай лав ю, Лёлик!», Ксения Ларина, Новые известия, 16.11.2010
Во славу Табакова танцевали канкан и читали рэп, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 15.11.2010
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
В МХТ поздравили Олега Табакова, Марина Иванова, Известия, 15.11.2010
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Актеров наградили за взятие Чехова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.10.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
112 день рождения МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2010
МХТ имени Чехова отметил 112-й день рождения, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Режиссеру Николаю Скорику — 65!, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Рабочий сцены, Андрей Ванденко, Итоги, № 36 и № 37, 6.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Олег Табаков: «Я чувствую своих будущих учеников», Ангелина Глебова, Новые известия, 1.09.2010
МХТ расширяет границы, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 31.08.2010
Зрительный залп, Елена Юринская, Российская газета, 31.08.2010
«Интригующие» планы, Виктор Борзенко, Новые известия, 31.08.2010
Новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2010
МХТ имени Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 30.08.2010
Владимир Путин обсудил с Олегом Табаковым проблемы театра, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 21.08.2010
Лестница успеха Олега, Любовь Лебедина, Трибуна, 19.08.2010
Олег Табаков: «Дети — лучшее, что у меня получается!», Дарья Завгородняя, Комсомольская правда, 19.08.2010
Это и впрямь необыкновенная история, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 19.08.2010
Семейный день рождения Табакова в МХТ, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2010
Павел Табаков: Мы с папой оба любители поесть, Зоя Игумнова, Собеседник, 17.08.2010
Обломов с характером Штольца, Виктор Борзенко, Мария Михайлова, Новые известия, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я, как царь Соломон, счастлив от того, что делаю…», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2010
Олег Табаков будет праздновать юбилей три месяца, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 17.08.2010
Сегодня исполняется 75 лет Олегу Табакову, видеосюжет программы"Новости, Первый канал, 17.08.2010
Властитель дум, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2010
Как Бог из табакерки, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Самый обаятельный артист принимает поздравления, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Табаков от А до Я, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я - пролетарий художественного труда», Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2010
Табаков остается в МХТ еще на пять лет, Елена Ямпольская, Известия, 12.08.2010
Олег Табаков. Искусство быть хозяином, Николай Зятьков, Аргументы и факты, 11.08.2010
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ имени Чехова признавались в любви Бродскому, видеосюжет телеканала «Культура», 28.06.2010
В «Круге чтения» — Давид Самойлов, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2010
Андрей Панин в программе «Встречи на Моховой», Пятый канал (Санкт-Петербург), 6.06.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
Юрий Стоянов в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 25.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Театр успешен, когда зал полон, Валерий Выжутович, Парламенская газета, 26.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010
Светлана Медведева посетила юбилейный вечер в МХТ им. Чехова, новостной сюжет прогграммы «Вести», 26.01.2010
Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
Памяти Татьяны Лавровой — программа «Кумиры», Валентина Пиманова, Первый канал, 2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010