Олег Табаков: «Чем больше я трачу, тем богаче становлюсь»

Алла Шендерова, Театральная афиша, 7.08.2015
«Режимы меняются, а он остается», – написал когда-то про Олега Табакова критик Анатолий Смелянский. Сверхуспешный менеджер, во все времена умевший «расколоть» любого начальника – не для себя, а для дела. Директор «Современника», в трудный период с его помощью этот театр удержался на плаву; худрук МХТ, восстановивший его из руин, театральный педагог, вырастивший чуть ли не всех сегодняшних звезд; создатель успешнейшей «Табакерки», которую упорно именует «подвалом», и недавнего Театрального колледжа, из стен которого уже выпархивают заметные артисты. Киноактер, чей послужной список не вмещается на страницах «Википедии» (более 150 фильмов), театральный актер, по ролям которого можно изучать историю отечественного театра. Его знают все: произнесите в самой далекой от театра компании слова «кот Матроскин» – и больше ничего никому не надо объяснять. Кроме одного: каким образом один человек может столько успеть и быть столь успешным.
«Так я же победитель – я Лев по знаку зодиака, я все время выигрываю», – говорит про себя Олег Павлович Табаков. И опускает глаза – смущенно и бесконечно лукаво. Накануне своего 80-летия он, как всегда, бодр, остроумен и блестящ. Бесконечно открыт, но не раскрывает никаких своих тайн.


– Олег Павлович, давайте начнем с «Юбилея ювелира». Это уже ваша пятая работа с Константином Богомоловым, если считать две версии «Чайки».

– «Юбилей ювелира» – это моя попытка лишить понятие «юбилей» некой праздничной мишуры, ведь в конечном итоге мы рождаемся на свет, а потом уходим – и все вроде должно этим заканчиваться… Ан нет. Я начал играть, то есть начал существовать в своей профессии, 59 лет назад. Сыграл первую роль – «В поисках радости» (спектакль театра «Современник» по пьесе В. Розова в постановке О. Ефремова и В. Сергачева. – Ред.) – это там, где мальчишка рубит мебель. А знаете, что такое 59 лет? Это срок жизни трех поколений, как утверждали и Генрик Ибсен, и Владимир Иванович Немирович-Данченко. И вот я начал, а спустя некоторое количество лет люди стали приветствовать меня аплодисментами – еще до того, как я скажу первое слово. Был бы я поглупее, быстро бы, наверное, гавкнулся, да? Однако я все работаю и работаю, а они все аплодируют и аплодируют… Ну что на это можно сказать? Известны вам аналоги подобных взаимоотношений со зрителем?

– Их во все времена мало.

– В том-то все и дело. С другой стороны, чем больше тебе аплодируют, тем выше твоя требовательность к себе. Вот, скажем, этот «юбилейный» спектакль – я совсем не предполагал, что он будет юбилейным. Две переводчицы, Татьяна Тульчинская и Ольга Варшавер, принесли мне эту пьесу. Почему мне? А Бог его знает. Однако же спектакль получился нерядовой.

– Константин Богомолов предлагает актерам особый способ существования, особую меру отстранения от персонажа…

– Да ладно, бросьте. Это вы будете потом формулировать. Понимаете, когда я читаю пьесу, я примерно неделю спустя уже знаю, что я буду в ней делать. И это вовсе не отменяет заслуг Георгия Александровича Товстоногова или, скажем, Анджея Вайды, или Олега Николаевича Ефремова. Но я твердо знаю, что я буду делать – и делаю. Хотя, конечно, если бы я выстраивал свою карьеру, то за эти 16 лет, которые я тружусь на посту худрука МХТ, наверное, я должен был сыграть ну не меньше восьми ролей. Однако не сыграл – я ведь в основном делал другую работу. Я восстанавливал сердечно-сосудистую и кровеносную системы этого театра, в котором 16 лет назад в зрительном зале собиралось максимум 42 процента зрителей. Спустя два года эта цифра повысилась – до 90 процентов с лишним, а последние лет 14 она составляет 99 и еще какая-то цифра после запятой.

– Я проезжала недавно по Тверской, увидела в Камергерском толпу народа, решила, что с МХТ что-то случилось. Остановилась, выскочила. Оказалось, это хвост очереди за билетами.

– Да, да. У Олега Николаевича очень успешными были, по-моему, первые лет пять его пребывания в этой должности. А потом это как-то медленно, медленно оседало. Что не отменяет ни моего уважения к нему, ни сложности наших с ним взаимоотношений. 

– Что вы почувствовали, когда Елизавета II прислала вам письмо с благодарностью за роль ювелира Мориса?

– Почувствовал, что сумел достать. Хотя вот Костя Богомолов специально придумал такое начало спектакля, что я не выхожу на сцену, а уже сижу на ней, когда поднимается занавес, то есть он добился-таки, чтобы меня не встречали аплодисментами.

– Вы на него не обиделись?

– Нет, я ему кольцо за это подарил. Красивое. Потому что, когда они смотрят «Юбилей ювелира», они кашляют семь-восемь раз за весь спектакль. Хотя, казалось бы, какое отношение история британского ювелира имеет к российской жизни – что им Гекуба…

– А вы любите, когда в зале плачут?

– Я не меньше люблю, когда в зале смеются, и я умею это делать. Согласитесь, что смеются на «Юбилее ювелира» не меньше, чем плачут. Это же человеческая история, только спрессованная. Экстракт всей жизни.

– Там есть фраза, когда ваш герой, снимая ботинки, вдруг вспоминает об отце: «И я увидел, как время изуродовало его ноги…» – в этот момент действительно трудно удержаться от слез.

– А это я написал. Потому что так на самом деле и было. Я же очень любил его.

– Вы написали это о своем отце?!

– Ну да. Он грешник, но за это я люблю его не меньше, а больше. Хотя в этом я от него отстал: у него было пять жен, а у меня только две. Зато у сынки моего, Антона, боюсь, будет как у дедушки.

– Олег Павлович, а вы верите в судьбу?

– Конечно! Я же победитель – Лев по знаку зодиака. Если проследить не судьбу даже, а сюжет моей жизни, то первая же роль на сцене театра «Современник» – тот самый мальчик, который шашкой рубит мебель, – принесла мне успех. Я узнал о своем ремесле много хорошего, хотя и много дурного тоже.

– Бывали случаи, когда вам хотелось уйти из профессии?

– Никогда. Вернее, я все это переборол.

– Есть роли, которые вы должны были сыграть и не сыграли?

– Не хочу об этом. Лучше расскажу вам, как на четвертом курсе Школы-студии МХАТ, шел уже 1955 год, отец народов почил в бозе, и из ГУЛАГа стали выпускать порядочных людей. И неожиданно на прогоне экзамена второго семестра появились Елена Петровна Пестель (праправнучка декабриста Павла Ивановича) и ее подруга по фамилии Негруль, не помню имени-отчества. Когда-то они были в студии М. А. Чехова, потом вместе сидели. И вот они пришли к нам – на курс Василия Осиповича Топоркова. А курс у нас был редкий: Валька Гафт, Женька Урбанский, я, Толя Кириллов, который перебрался потом в город на Неве. Из девиц лучшей была Валя Кузнецова – она, попав куда-то в южные города и веси Советского Союза, стала сначала сотрудницей Министерства культуры, потом еще чем-то заведовала, там и абсорбировалась. Это, пожалуй, наиболее способные, которых я вспоминаю. Так вот, Негруль и Пестель посмотрели три сцены из пьесы Гоголя «Ревизор». Я вышел, сказал монолог Хлестакова, потом первая сцена с трактирным слугой, потом вторая… И вдруг, после показа, эти две женщины стали прямо категорически утверждать: «Чехов! Чехов! Михаил Александрович!..»

– И что вы тогда почувствовали?

– Да смешно мне стало очень. Знаете, вы, пожалуй, первый журналист, кому я это рассказываю. Согласитесь, что услышать такое сравнение в неполных 20 лет, – это…

– Снос башни.

– Да, именно. Дальше можно жить уже безбашенно. Но я быстро переключил стрелку на науку страсти нежной. То есть я этим занимался и первые два курса: старшекурсницы были неравнодушны ко мне, а я был неравнодушен к ним. Они мне стирали и гладили сорочки, а я им: «Я помню чудное мгновенье…» Впрочем, нет. Стихи женщинам никогда не читал и мало в этом понимаю: я ведь слышал, как читали Борис Леонидович Пастернак, Анна Андреевна Ахматова и этот, как говорила Ахматова, «рыжий» – лауреат Нобелевской премии (Иосиф Бродский. – Ред.). К чему я это все говорю? К тому, что я был высокого мнения о своем будущем, но никогда не относился к этому слишком всерьез. А любовь зрительская – она предлагалась мне регулярно. А было это, повторю, еще 59 лет назад. Потому и говорю, что узнал много хорошего и много плохого о своем ремесле. Случались и радости: когда мой учитель Топорков на моем творческом вечере в Доме актера (а мне еще не было тридцати) вдруг стал рассказывать, как он видел своего ученика в Праге – в феврале 1968 года я сыграл там 24«Ревизора» подряд. Ну вот, он это рассказывал, а в зале сидела моя мама, специально приехавшая на этот вечер из Саратова.

– Когда вы начали играть в Праге, наши танки были уже там?

– Нет. Это все случилось после. Но на любовь чехов ко мне не повлияло: они сделали меня доктором их Академии изящных искусств.

– Вы говорите, что мама приехала из Саратова на ваш творческий вечер. Тяжело перед мамой играть?

– Нет. Я выхожу на сцену, и, если они начинают хлопать, у меня начинается «вжжжж…» – энергия взлета. Если ты получаешь поддержку, то должен взлетать. Если не взлетел – никакого оправдания. 

– Вы недавно рассказывали, что меру таланта актера определяете по его энергоемкости. Как это происходит?

– Выходят дети – абитуриенты. И ты сразу на подсознательном уровне чувствуешь, что один может покрыть своей энергией вот эту комнату, другой – четыре таких комнаты, а третий – десять. Если десять, то это и есть зал Московского Художественного театра.

– Эту энергоемкость можно как-то развивать?

– Она развивается от успеха.

– То есть чем больше успех у публики, тем больше в тебе открываются чакры?

– Да, да. И с каждой ролью ты все больше понимаешь про профессию. Но и ответственность с каждой ролью больше. Нельзя проиграть.

– Ну хорошо, а мера таланта режиссера? За последние 15 лет вы открыли целое поколение молодых режиссеров.

– Я сейчас в режиссуре смыслю мало. А когда-то я 25 спектаклей поставил в Европе, в Америке, но это было, когда я деньги делал, – они ж хорошие деньги платили. Мои спектакли оправдывали себя, жили по несколько сезонов, и это в Европе!..

– Все-таки как это происходит: молодой режиссер просится к вам на постановку. Как вы определяете – звать или нет?

– Говорю с ним. Если один раз мало, говорю два раза и понимаю: либо он пошляк, либо – талант. Пытаюсь понять, есть ли у него всполохи – те, которые при северном сиянии бывают.

– Ошибаетесь часто?

– Почти никогда. Американцы любят такой термин – dream team («команда мечты»). Вот если составить dream team российских артистов в возрасте от 45 до 60, то больше половины из них – мои ученики. И спектакли мои все были успешными. Вот как тут быть? Опять ведь крыша должна поехать.

– А как вы ее сохраняете, крышу? У вас какой-то секрет есть?

– Я иронически отношусь к своим успехам. Не к себе, а именно к успехам своим. Хотя вот недавно сам командор Почетного легиона Франции принимал меня в мушкетеры. Так что я теперь не только почетный доктор в Чехии, я еще офицер ордена Почетного легиона.

– Мне недавно рассказали одну историю. 2005 год. В Министерстве культуры идет обсуждение спектакля «Дети Розенталя» в Большом театре. Сидят лучшие искусствоведы – специалисты по опере и балету, какой-то депутат, красный от напряжения, кричит на них, требуя закрыть «это безобразие». Вдруг открывается дверь, и, как мне рассказали, входите вы – с двумя авоськами с рынка. Проходите на свое место, кладете авоськи, смотрите на все это и говорите ему: «Ты как смеешь орать на интеллигентных людей?» Вопрос был моментально снят.

– Я вам так скажу: я своей работой завоевал право вести себя так, как я себя веду. Когда Ефремов бросил нас и ушел спасать МХАТ, я решил: нет уж, друг, я лучших 14 лет своей жизни отдал, чтобы «Современник» встал на ноги. Пошел в отдел культуры горкома партии и предложил: а давайте я буду директором. И со временем я стал вести себя с ними именно так, как вы рассказываете. Однажды, когда я уже стал директором, один из актеров, приняв на грудь алкоголь, не то чтобы попытался сорвать премьеру, но  стал нести меня – и я понял, что он завидует. А это гибельное дело, оно не лечится.

– Он ушел потом из театра?

– Нет. И сейчас работает в «Современнике».

– Вы с ним здороваетесь при встрече?

– Я с ним? Нет.

– А он с вами?

– Нет. А может, и да – я не обращал внимания. Перевернул страницу и забыл.

– А вы кому-нибудь завидовали? И за что?

– Завидовал людям, знающим французский, играющим на фортепиано. Мстиславу Ростроповичу завидовал. (Поет.) О, где же вы, дни любви, сладкие сны… (фрагмент «Элегии» Ж. Массне, которую исполнял на виолончели М. Ростропович. – Ред.). Конечно, я грешен. Но я никогда в зависти своей не желал, чтобы Господь отнял у Славы его дарование или как-нибудь повредил его. Я же плакал, когда он играл.

– Откуда вы берете силы, чтобы защищать современное искусство, молодых режиссеров, того же Богомолова?

– Если я вижу, что это талант, никого для него не пощажу и ничего не пожалею. Только голову не отдам: у меня детей четверо, младшая сделана, когда мне был 71 год, – Машке девять лет. Вы, кстати, учитывайте, что я несерьезный в общем-то артист, я – комический. 

– И это, наверно, очень помогает выжить?

– А как же! Знаете, я ж все время выигрываю. В какой-то момент от этого можно либо сойти с ума, либо стать нарциссом. А со мной пока ни того, ни другого. А в канун 80-летия еще такая премьерка, где кашляют раз семь-восемь за спектакль. Ну и все. А остальное… Я слишком честолюбив, чтобы иметь что-то незаслуженное.

– От чего бы вам сейчас в первую очередь хотелось бы предостеречь молодых – актеров, режиссеров? Тех, кто только приходит в театр.

– От малой культуры. Я прочел столько книг, что их, полагаю, хватило бы на 50 современных артистов. А может, и больше. Понимаете, я, пока жив, буду отдавать долги – родителям, бабушке, вот этим женщинам – Негруль и Пестель, которые так рано в меня вдунули: «Ты должен еще ух как много сделать!» Но это никогда меня не тяготило. Когда в Праге я выходил на поклоны, люди начинали хлопать – совершенно как на спектаклях в Большом театре. Восемь, девять, десять минут, может и больше. Мне никогда в жизни не было так хорошо. Вот я вам сейчас это рассказываю, и, если бы я напрягся, слеза бы уже выползла. Вот, кажется, уже пошла…

– Если представить, что у вас есть возможность поговорить со Станиславским или Немировичем, что бы вы у них спросили?

– Во-первых, я бы сказал: «Дорогие мои! Спасибо вам! И простите, Христа ради, что так поздно я смог реализовать свою благодарность и поставить вам памятник». Вы заметили, что за эти полгода, что скульптура стоит в Камергерском, уже свадьбы сюда приезжают фотографироваться? То есть их приняли. Хотя, конечно, это не только моя заслуга, а прежде всего скульптора Леши Морозова.

– Кого из крупнейших режиссеров вы хотели бы сейчас видеть в МХТ?

– Я начал сейчас переговоры с Тревором Нанном. Надеюсь, он что-то поставит.  Ян Клята, руководитель Старого театра из Кракова, надеюсь, тоже. Серебренников, Писарев, Карбаускис, Женька Миронов – все они сейчас руководят театрами. И все – вышли из МХТ и из «Табакерки». А сейчас у меня есть уже еще трое-четверо. Я не говорю про Костю Богомолова – он уже состоялся. Что будет после нас – вот вопрос.

– Вы о чем-то жалеете в своей жизни?

– Жалею, что не успел родителям благодарность вернуть в полной мере.

– Есть какое-то воспоминание, которое вы пронесли через всю жизнь?

– Когда немцы проиграли Сталинград, был арестован Паулюс, эшелоны с пленными немцами стали развозить по России – вот этих, которые хотели стать владельцами мира, победить нас, «недочеловеков». И в Саратов тоже пришел такой эшелон. И вот бабушка моя взяла буханку хлеба, отрезала половину и велела отнести им. Да вы ж, наверное, знаете об этом – я ж в книжке об этом написал…

– Да, знаю. И думаю, что не могла бы так поступить. Не могу себе это представить.

– А я могу. Потому что она сделала это как единственно возможное. Вы думаете, мне не хотелось оставить те полбуханки хлеба дома? Конечно, хотелось! Я же ходил за этим хлебом, там был еще довесочек, граммов 50– у меня было право съедать его. А знаете, чем обернулся это поступок? Это я, наверное, еще не рассказывал. В 1991-м, когда в магазинах ничего не было, мне вдруг звонок из Ленинграда: «Алле! Олег Павлович? Вам надо срочно приехать. Тут пришел 30-фунтовый контейнер на ваше имя». Я ведь и в Германии ставил – в четырех городах, вот актеры двух из них прислали мне все, начиная от гороха и чечевицы до презервативов – они же пунктуальные люди.

– И что вы сделали с этим контейнером?

– Сашка Мохов, в то время председатель месткома «Табакерки», поделил все поровну. И раздал.

– А вы считаете, надо делить все поровну между людьми? Вот эта система уравниловки, к которой стремились в советское время…

– Нет. Сейчас не надо. Но в начале 1990-х, в подвале, надо было.

– Есть роль, которую вы хотите успеть сыграть?

– Так я же уже ответил: не скажу, потому что не сыграю. Ну хорошо… Чтобы вам было понятно. Мышкина не сыграл, Иудушку Головлева не сыграл – отдал Женьке Миронову, Акима, старика из «Власти тьмы», Ричарда III не сыграл, а, наверное, сыграл бы ого-го – с подробностями! В общем, заниматься тем, что называется «над вымыслом слезами обольюсь», – для меня самое сладкое. А во всем остальном? Чем больше трачу, тем богаче становлюсь. Здоровье, конечно, не такое уже безбрежное, как было 58 лет назад. Но я все равно благодарен за все. За любовь. За веру. И за неверие – тоже.

Статья опубликована в журнале «Театральная афиша» (август-сентябрь 2015 г.).
2010
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
«Ай лав ю, Лёлик!», Ксения Ларина, Новые известия, 16.11.2010
Во славу Табакова танцевали канкан и читали рэп, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 15.11.2010
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
В МХТ поздравили Олега Табакова, Марина Иванова, Известия, 15.11.2010
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Актеров наградили за взятие Чехова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.10.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
112 день рождения МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2010
МХТ имени Чехова отметил 112-й день рождения, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Режиссеру Николаю Скорику — 65!, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Рабочий сцены, Андрей Ванденко, Итоги, № 36 и № 37, 6.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Олег Табаков: «Я чувствую своих будущих учеников», Ангелина Глебова, Новые известия, 1.09.2010
МХТ расширяет границы, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 31.08.2010
Зрительный залп, Елена Юринская, Российская газета, 31.08.2010
«Интригующие» планы, Виктор Борзенко, Новые известия, 31.08.2010
Новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2010
МХТ имени Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 30.08.2010
Владимир Путин обсудил с Олегом Табаковым проблемы театра, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 21.08.2010
Лестница успеха Олега, Любовь Лебедина, Трибуна, 19.08.2010
Олег Табаков: «Дети — лучшее, что у меня получается!», Дарья Завгородняя, Комсомольская правда, 19.08.2010
Это и впрямь необыкновенная история, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 19.08.2010
Семейный день рождения Табакова в МХТ, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2010
Павел Табаков: Мы с папой оба любители поесть, Зоя Игумнова, Собеседник, 17.08.2010
Обломов с характером Штольца, Виктор Борзенко, Мария Михайлова, Новые известия, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я, как царь Соломон, счастлив от того, что делаю…», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2010
Олег Табаков будет праздновать юбилей три месяца, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 17.08.2010
Сегодня исполняется 75 лет Олегу Табакову, видеосюжет программы"Новости, Первый канал, 17.08.2010
Властитель дум, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2010
Как Бог из табакерки, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Самый обаятельный артист принимает поздравления, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Табаков от А до Я, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я - пролетарий художественного труда», Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2010
Табаков остается в МХТ еще на пять лет, Елена Ямпольская, Известия, 12.08.2010
Олег Табаков. Искусство быть хозяином, Николай Зятьков, Аргументы и факты, 11.08.2010
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ имени Чехова признавались в любви Бродскому, видеосюжет телеканала «Культура», 28.06.2010
В «Круге чтения» — Давид Самойлов, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2010
Андрей Панин в программе «Встречи на Моховой», Пятый канал (Санкт-Петербург), 6.06.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
Юрий Стоянов в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 25.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Театр успешен, когда зал полон, Валерий Выжутович, Парламенская газета, 26.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010
Светлана Медведева посетила юбилейный вечер в МХТ им. Чехова, новостной сюжет прогграммы «Вести», 26.01.2010
Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
Памяти Татьяны Лавровой — программа «Кумиры», Валентина Пиманова, Первый канал, 2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010