Игорь Верник: «Я жил, как мой Дракон, словно под маской»

Елена Левинская, Театральная афиша, 21.04.2017
Взрывом аплодисментов встречают зрители Игоря Верника в новом спектакле Константина Богомолова «Дракон» в МХТ. Похоже, публика распознает актера шестым чувством: Верник в роли Дракона неузнаваем. Ни суперменской пластики, ни яростной энергетики, но главное – чужое лицо. Всем знакомые черты скрыты плотным слоем грима. Актер «закован» в маску, работая на высоком градусе внутреннего напряжения. Образ его пожилого героя, поначалу зловещий, постепенно раскрывается, в развитии обретая драматизм, за которым драма целого поколения. Дракон оказывается единственным положительным героем спектакля.

– Меня поразил ваш Дракон – и парадоксом трактовки, и тем, как сыграно. Это так не вяжется со стереотипом восприятия вас как шоумена, блестящего телеведущего, человека шоу-бизнеса. Вы обиделись, что я вас так назвала?

– Знаете, на обиженных воду возят. Давно на это не обижаюсь. Вот мы сидим сейчас в стенах лучшего в мире театра, но ведь бывает и дурной, вульгарный театр, равно как и телешоу может быть умным, дерзким, новаторским. Я с 22 лет в Московском Художественном театре, в 16 лет поступил в Школу-студию МХАТ. Да, у меня была и остается часть жизни вне театра. Мир огромен, и все в нем интересно, телешоу – лишь маленькая часть того, чем я занимаюсь. Есть еще много всего: и кино, и музыка, и моя деятельность, связанная с рекламным бизнесом…

– С рекламным бизнесом?

– У меня собственное Ивент-агентство, в том числе мы занимаемся и рекламными проектами.

– Но это штрихи все к тому же образу яркой, успешной личности. А ваш Дракон претерпел жизненный крах, он трагичен и куда симпатичнее прочих, откровенно зомбированных персонажей – и Эльзы, тупо сосущей чупа-чупс, в которую он как-то безнадежно влюблен, и солдафона Ланцелота.

– Это история человека, который давно живет и наблюдает, как люди перерождаются, приспосабливаются. Он это видел много раз. И уже не очень понятно, он ли насадил пороки в этом городе, или люди по природе своей всегда были и будут такими, потому что сами ничего не хотят менять, а только хотят подчиняться хозяину. Он давно уже не влияет ни на какие процессы, он устал. Вот пришел с авоськой в гости к Эльзе и ее отцу, принес подарок для этой девочки. Ему грустно, он тоже боится смерти и уже понял, что вот этот человек с холодным полуарийским взглядом явился его убить. И он безропотно, без сопротивления это принимает. Вы же видели, что нет боя?

– Ну еще бы! Пожилого человека с женой и ребенком ставят на колени, перерезают горло. Ваш Дракон раскрывается не сразу, грим у вас жуткий. Вот вошел кто-то жуткий, страшный, а потом сквозь маску проступает что-то мягкое, скрытое, и грим уже выглядит иначе.

– Грим ведь не существует отдельно от актера…

– Судя по бровям, не Брежнев ли имелся в виду?

– Нет, такой прямой отсылки нет. Богомолов хотел, чтобы лицо было не просто уставшим, чтобы на нем отпечаталось время и некая человеческая суть, возраст, опыт прожитого. Честно скажу, когда первый раз я в этом гриме вышел… как в маске… Показалось, она меня убивает. Как космонавт в скафандре. Такое было внутреннее отчаяние, я просто растерзанный был. Но потом все сложилось.

– Потрясающая сцена, когда вы в дуэте с Эльзой наигрываете на фортепиано, просто ком в горле.

– Это немного история ветерана, прошедшего войны, страдавшего, много пережившего – а во имя чего? Там интонация мудрого и в сущности очень одинокого человека.

– Но вот вторая часть, сцена из «Голого короля». Почему вы в том же гриме, но уже как льстивый Министр? Допустим, Дракон возродился, как возрождается разрубленный ящер, и явись тут ваше молодое лицо, я бы поняла: нашего времени Дракон. Почему персонаж другой, а маска та же?

– Это все лабиринты сознания Кости Богомолова. У него были разные идеи, в результате стало так. Дело в том, что меняются обстоятельства, антураж, но голова Дракона все та же, и он вновь у власти, но уже как серый кардинал, правит сам, а Король всего лишь марионетка. Не ждите от Кости прямолинейных решений, он блистательно парадоксален. Материал для него не догма, как не догма и то, что он сам же придумал, чему так радовался, но уже завтра может легко от этого отказаться. Нет заранее придуманного до мелочей образа. Легким касанием, почти интуитивно он пробует с актером одну роль, другую, примеряя персонажу личность и харизму актера. Образ рождается по прошествии большого пути. Костя абсолютный автор спектакля, актер соавтор своей роли. Это потрясающе интересный, но адски трудный путь. Богомолов беспощаден к себе, но и к актеру, потому что нацелен на такую же отдачу, – и жестко настаивает на ней.

– Как вам партнерство с Олегом Табаковым – Королем?

– Совершеннейшее наслаждение – и человеческое, и профессиональное. У нас сейчас очень теплые отношения с Олегом Павловичем, но они не сразу сложились. Когда он возглавил МХАТ, то не видел во мне актера, на которого, скажем так, делал бы ставку. У него было свое видение труппы, наконец, были ученики, которых он знал, любил, они были уже частью его самого. Например, когда Адольф Шапиро предложил мне роль Яши в «Вишневом саде», я конечно очень хотел с ним поработать, но в результате играл актер из «Табакерки», и все прошло мимо меня, потом еще что-то, второе, третье, не хочу вспоминать – не важно. Я что-то играл, конечно, были большие, интересные роли, но не те, что играю сейчас.

– Тяжело было?

– В унынии не пребывал. Я самовоспроизводящийся продукт, сам произвожу энергию, ничего от жизни не жду, сам в нее внедряюсь. Реализовался в кино, на телевидении. Лет пять-шесть назад ставить «Свидетеля обвинения» Агаты Кристи в МХТ приехала Мари-Луиз Бишофберже. Она не знала, кто есть кто, у кого какой статус, просто выбрала меня: он, и никто другой. И Табакову понравился спектакль, перенесли его на большую сцену. Потом Володя Машков заново, со мной в главной роли, поставил «№ 13D», который Олег Павлович любит, смотрел много раз и настолько считал себя причастным, что на премьере даже выходил с нами на поклоны. «На этом спектакле родился актер Верник!» – сказал он (хотя я наивно считал дату своего рождения несколько иной). С этого момента все изменилось. Но ведь и раньше во мне все это было, я жил, как мой Дракон, словно под маской, во многом созданной ложным представлением обо мне, и ни у кого не было особого желания под нее заглянуть. Самое страшное, я мог в ней и остаться. Вот говорят: «нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Наверное, так. Но только большая роль – с движением, развитием – дает актеру возможность проявиться, прорваться к собственному потенциалу. Мальчишкой я пришел в МХАТ, видел, как работают Смоктуновский, Табаков, Евстигнеев, Калягин, Ефремов, Борисов, и думал: откуда в них эта отвага, эта невероятная уверенность в себе? Что дает им право быть столь блистательно свободными? Да, конечно талант, но не только! Опыт, сыгранные тобой большие роли, зрительская любовь дают это право, эту уникальную свободу быть на сцене самим собой.

Статья «Игорь Верник: „Я жил, как мой Дракон, словно под маской“», журнал «Театральная афиша», www.teatr.ru
2010
«Башня Дефанс» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.12.2010
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
«Ай лав ю, Лёлик!», Ксения Ларина, Новые известия, 16.11.2010
Во славу Табакова танцевали канкан и читали рэп, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 15.11.2010
На юбилее Олега Табакова гуляла театральная мафия, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2010
Олег Табаков пригласил друзей на юбилейный капустник, видеосюжет телеканала «Культура», 15.11.2010
В МХТ поздравили Олега Табакова, Марина Иванова, Известия, 15.11.2010
Марина Голуб в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 9.11.2010
Актеров наградили за взятие Чехова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.10.2010
Муж, жена и любовник, Виктор Борзенко, Новые известия, 28.10.2010
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
112 день рождения МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2010
МХТ имени Чехова отметил 112-й день рождения, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2010
Французский театр — русский акцент, Татьяна Карпекина, радиостанция «Голос России», 8.10.2010
Премьера спектакля «Призраки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.10.2010
«Призраки» захватили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2010
Война и люди, Виктор Борзенко, Новые известия, 23.09.2010
Здравствуйте, мальчики, Анна Гордеева, Время новостей, 22.09.2010
Не как на войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.09.2010
Хореография войны, Елена Ямпольская, Известия, 20.09.2010
Дебютанты играют в кровь, Олеся Шмагун, Взгляд, 20.09.2010
Режиссеру Николаю Скорику — 65!, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2010
Порох — пепел — кислород, Елена Дьякова, Новая газета, 8.09.2010
Рабочий сцены, Андрей Ванденко, Итоги, № 36 и № 37, 6.09.2010
Премьера в МХТ имени Чехова: сценическая версия романа Астафьева, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 6.09.2010
МХТ представил первую премьеру сезона — «Прокляты и убиты», видеосюжет телеканала «Культура», 6.09.2010
«Прокляты и убиты»: бесстрашный суд, Марина Шимадина, Ваш досуг, 1.09.2010
Олег Табаков: «Я чувствую своих будущих учеников», Ангелина Глебова, Новые известия, 1.09.2010
МХТ расширяет границы, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 31.08.2010
Зрительный залп, Елена Юринская, Российская газета, 31.08.2010
«Интригующие» планы, Виктор Борзенко, Новые известия, 31.08.2010
Новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2010
МХТ имени Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 30.08.2010
Владимир Путин обсудил с Олегом Табаковым проблемы театра, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 21.08.2010
Лестница успеха Олега, Любовь Лебедина, Трибуна, 19.08.2010
Олег Табаков: «Дети — лучшее, что у меня получается!», Дарья Завгородняя, Комсомольская правда, 19.08.2010
Это и впрямь необыкновенная история, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 19.08.2010
Семейный день рождения Табакова в МХТ, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2010
Павел Табаков: Мы с папой оба любители поесть, Зоя Игумнова, Собеседник, 17.08.2010
Обломов с характером Штольца, Виктор Борзенко, Мария Михайлова, Новые известия, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я, как царь Соломон, счастлив от того, что делаю…», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 17.08.2010
Олег Табаков будет праздновать юбилей три месяца, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 17.08.2010
Сегодня исполняется 75 лет Олегу Табакову, видеосюжет программы"Новости, Первый канал, 17.08.2010
Властитель дум, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2010
Как Бог из табакерки, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Самый обаятельный артист принимает поздравления, видеосюжет программы «Сегодня», телеканал НТВ, 17.08.2010
Табаков от А до Я, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2010
Олег Табаков: «Я - пролетарий художественного труда», Ирина Корнеева, Российская газета, 17.08.2010
Табаков остается в МХТ еще на пять лет, Елена Ямпольская, Известия, 12.08.2010
Олег Табаков. Искусство быть хозяином, Николай Зятьков, Аргументы и факты, 11.08.2010
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ имени Чехова признавались в любви Бродскому, видеосюжет телеканала «Культура», 28.06.2010
В «Круге чтения» — Давид Самойлов, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2010
Андрей Панин в программе «Встречи на Моховой», Пятый канал (Санкт-Петербург), 6.06.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Марина Голуб: женский юмор — трудная вещь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Реквием. Чтобы помнили дети и внуки, видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 4.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
«Дуэль»: шум у моря, Эмилия Деменцова, Наш фильм, 3.05.2010
Ко Дню Победы МХТ подарит премьеру оратории «Реквием», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 30.04.2010
Антон Чехов. Юбилейная «Дуэль», радио Финам-FM, 29.04.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль»: плохой хороший человек, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 16, 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
Юрий Стоянов в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 25.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
По сравнению с 1913 годом…, Григорий Заславский, РИА новости, 29.03.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
Театр успешен, когда зал полон, Валерий Выжутович, Парламенская газета, 26.03.2010
Жизнь в трубу, Роман Должанский, Коммесантъ, 26.03.2010
Горький вернулся в МХТ имени Чехова, Алла Шендерова, InFox.ru, 24.03.2010
Два взгляда на «Вассу Железнову», Григорий Заславский, радио «Вести-FM», 24.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
Горькая правда, Анна Нечаева, радио «Культура», 23.03.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург: «А мне Горький нравится», Алла Шендерова, Коммерсантъ-Власть, № 11, 22.03.2010
Мастер изнанки, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Юбилей Чехова. Творческий вечер в МХТ, новостной сюжет телеканала «Звезда», 26.01.2010
Светлана Медведева посетила юбилейный вечер в МХТ им. Чехова, новостной сюжет прогграммы «Вести», 26.01.2010
Чехов без глянца, Ольга Романцова, «Газета», 26.01.2010
Год Чехова в МХТ, Анна Нечаева, новостной сюжет радио «Культура», 25.01.2010
Чеховский юбилей в МХТ, новостной сюжет телеканала «Культура», 25.01.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
Памяти Татьяны Лавровой — программа «Кумиры», Валентина Пиманова, Первый канал, 2010
Мой серебряный шар. Станислав Любшин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2010