ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Юрий Чурсин: Красота — ориентир, от которого я строю все остальное

Александр Смольяков, Театральная афиша, 05.2012
Этот актер владеет редким умением удивлять. То он до неузнаваемости меняет свой облик перед выходом на сцену, то демонстрирует блестящий эксцентрический дар, то увлекает тонким психологизмом. Порою возникает ощущение, что Юрию Чурсину подвластны все жанры: и чеховская драма («Чайка»), и оратория (в «Жанне д'Арк на костре» Артюра Онеггера он был партнером самой Фанни Ардан), и клубный dance («Откровенные полароидные снимки»), и комедия с переодеванием («Примадонны»), и экзистенциалистская трагедия («Калигула»). Но широкую известность актеру принес телесериал «Хиромант», где он сыграл титульную роль. Однако и в кино Юрий Чурсин уходит от «себя в предлагаемых обстоятельствах». Другим его киногероем стал Мишель Лермонтов («Из пламя и света»). На контрасте — участник следственных экспериментов Валя («Изображая жертву») или инженер Чернов («Побег»). Признаюсь, что и это интервью Юрия Чурсина удивило, хотя это совсем не первый наш диалог…

- Юрий, вы окончили Щукинское училище и сразу были приглашены в труппу Театра Вахтангова. Там были роли у Яшина, Мирзоева, Марчелли, Туминаса, Дитятковского. Почему вы все же покинули свой первый театр?

 — В ту пору там была такая почти «армейская» практика. Молодой артист обязан практически каждый вечер выходить на сцену в маленьких ролях, в массовке. Это очень хорошо, когда ты только вышел из стен театрального вуза, дает возможность привыкнуть к залу, почувствовать зрителя, но этот период творческой жизни, как мне кажется, должен быть достаточно коротким. А в Театре Вахтангова он растягивался. У меня возникла потребность в переменах, в чем-то новом.

- По ролям не скучаете? Эдгар в «Короле Лире», Сципион в «Калигуле»…

 — Романтическая тоска по ушедшему мне не свойственна. Мне интересно то, что происходит сейчас.

- В идеале как часто вам хотелось бы выходить на сцену?

 — От настроения зависит. Иногда думаешь, что месяца два мог бы не играть, а после лета, конечно, скучаешь по сцене, по зрителю. Вообще, чем разнообразнее места работы, тем мне интереснее. Наверное, поэтому мне очень нравился период, когда я ушел из Вахтанговского театра, но еще продолжал там играть, параллельно уже работал в Театре Пушкина, репетировал в МХТ. Вот это ощущение — свежести, остроты, новизны — мне ближе, чем какая-то монотонная работа над одним и тем же. Перемены — это отдых для меня.

- В 2006 году Московский Художественный театр был для вас новым местом работы, вы только-только поступили в труппу. Что для вас МХТ сегодня?

 — Место работы. Только. Так было с первого момента и очень мне нравится. Это пропагандируется всеми мастерами, это заложено в самую структуру нынешнего МХТ. Здесь работают, здесь занимаются творчеством. Это мастерская. Ничто личное не привносится извне и не передается наружу. Мне кажется, именно поэтому любые конфликтные ситуации в актерской среде сведены к минимуму, все общаются исключительно в профессиональном контексте.

- Я посмотрел текст предыдущего интервью, которое мы с вами записали в канун нового, 2006 года. Тогда на вопрос: «Что бы вы пожелали себе в Новом году?» — вы ответили: «Узнать нечто такое, чего я раньше не знал». Это пожелание сбылось? Можно ли выделить какие-то этапные встречи, работы?

 — Сбылось. Несомненно… Даже не знаю, с чего начать… Каждый день приносит что-то новое… 2006 год — это так давно было… Произошла встреча с режиссером Евгением Писаревым, которая несколько изменила мое ощущение профессии. В работе с ним возникло иное взаимодействие со зрителем, какого раньше не было. Прошла премьера «Леса» в МХТ, «Жанна д'Арк», ввод на роль Треплева в «Чайку»… Но с того момента так много всего произошло, что сейчас даже сложно вспомнить эмоции и мысли, сопровождавшие те события. 

- Актеры обычно очень не любят «вводы», то есть назначение на роль, которую до этого играл или репетировал кто-то другой. Однако в вашей творческой биографии есть два ввода, которые признаны безоговорочными удачами — это Треплев в «Чайке» и Виктор в «Откровенных полароидных снимках».

 — Два ввода? Гораздо больше: и Буланов в «Лесе», и Эдгар в «Лире» — все это, на самом деле, были вводы. В «Лесе» репетировал Никита Тюнин. В «Лире» я изначально репетировал Эдмонда, но потом, почти перед премьерой, произошли изменения в актерском составе и мне пришлось перейти на роль Эдгара, то есть на роль антагониста моего предыдущего героя, с отрицательного персонажа — на положительного. Но, в конечном счете, роль все равно остается ролью, независимо от того, ввод это или нет. Идет процесс понимания стилистики произведения, поиска характера… Поскольку основы ремесла были мною получены в вахтанговской школе, то это часто связано с внешними проявлениями: какой-то особой пластикой, характерным жестом, костюмом, дающим определенное самоощущение, внутренним тремоло или, наоборот, внутренней тяжестью — чего-то, на что нанизывалось бы все остальное. Это может быть все что угодно. Но прежде всего идет поиск вот этой «нити», а дальше уже можно строить персонажа, понимая, где он в падении, где поднимается, где он весел, где он грустен, зол, добр. И моя задача на репетиции заключается в нахождении вот этой сути, от которой потом все будет идти.

- А если вы нашли эту суть, сделали роль и, на ваш взгляд, многое получилось, а зритель не принимает спектакль и критика с ним солидарна, — чужое мнение для вас важно?

 — Не очень важно. Потому что если работа имеет какие-то ошибки и не является продаваемой, не является поводом для стояния в очередях, чтобы добыть драгоценный билет, то эти ошибки видны, по большей части, заранее. Что же касается критических статей, то за десять лет службы в театре я научился отличать людей, знающих свою профессию — профессию театрального или кинокритика, от людей, нацепивших на себя эту профессию, как чужой бейдж. Разница между ними огромная. Еще в годы учебы нам был объяснен метод, с помощью которого критик оценивает нашу работу. Это тяжелейший труд! Это огромная нагрузка на эмоциональный аппарат, на психику. Критик в своей статье должен создать объективную картину. Не оппозиция «нравится — не нравится», не ракурс «а мне показалось, но можно было бы и иначе» и даже не сравнение с версией, которую критик видел в 1956 году, а именно объективное постижение законов спектакля, анализ этих законов и выявление тех мест, где эти законы все же нарушаются. А где-то работают отлично. На такое сегодня способны немногие критики. И я слежу за статьями немногих. Но зато даже если критик не оценил какую-то работу, то я понимаю, что данная работа заслуживает только того, чтобы ее проигнорировать. Что же касается зрительского мнения, то в нем я больше всего люблю «сарафанное радио». Ты видишь публику, которая пришла по рекомендации знакомых, а не потому, что это модно или просто нужно было куда-нибудь пойти.

- Это чувствуется?

 — Конечно. Всегда ощущается, какая часть зала разряжена и пришла просто провести время, а какая уже имеет некоторый внутренний аванс.

- Может быть, кто-то приходит посмотреть и на вас?

 — Может быть. Но об этом нужно говорить не со мной.

- Как вы относитесь к собственной популярности?

 — Никак. Я ее просто не ощущаю.

- Но ведь есть какая-то часть публики, которая пришла на Юрия Чурсина?

 — Наверное. Но это только какой-то внутренний демон может подсказать мысль: «О, посмотри, это пришли на тебя…» По-моему, это абсолютная ерунда. Чем меньше ты акцентируешь какую-то свою особость по отношению к остальному ансамблю спектакля, тем правильнее и точнее, иначе получается невероятная пошлость. Вообще, я предпочитаю, чтобы влюблялись в моего персонажа, а не в меня. Тогда можно и кокетничать со зрителем, и смеяться вместе с ним — от имени персонажа. Хотя я сам скорее пойду на актера или актрису — посмотреть на мастерство. Но опять-таки, на мастерство, с каким создается персонаж.

- Вы часто ходите в театр как зритель?

 — Последнее время я хожу только на спектакли Евгения Писарева. Я являюсь тем зрителем, который максимально бережет себя от вторжения ненужных эмоций, знаний, впечатлений. Я не пойду на спектакль, где рассказывают про «расчлененку» или разыгрывают длинную современную пьесу на тему «люди, задумайтесь о жизни».

- Но играете в этом.

 — Но это моя служба. Хотя перемены, произошедшие в моей жизни, заставили меня пересмотреть свои взгляды и подтолкнули меня к уходу из тех спектаклей, в которых дело касается «низких вибраций».

- Можете назвать эти спектакли?

 — «Человек-подушка», прежде всего. Понимаете, изменилось отношение к каким-то простым жизненным вещам — рождение детей, любовь к женщине… Ты пытаешься увидеть эту тонкость… неуловимость потоков, из которых состоит жизнь… сочетание ее пластов… словом, все, что делает из человека человека. И когда ты принимаешь определенную позицию — обозначаешь, что хорошо, а что плохо, что ведет к разрушению, а что к созданию чего-то нового, — то уже не можешь нести ответственность за рассказ о том, как детям отрубают пальцы. Не можешь найти мотивацию, чтобы участвовать в спектакле на такую тему. А поскольку я хочу и посвящаю много времени тому, чтобы оставаться художником, я понимаю, что необходимо нести ответственность за то, что ты делаешь. Это неотъемлемое условие такого рода деятельности. Потому что художник воздействует — причем очень мощными средствами — на живых людей, которые, возможно, никогда не столкнутся… которым и судьбою-то никогда не будет суждено даже узнать о той жестокости, какую вдруг ты ни с того ни с сего за их собственные деньги вывалишь им на голову.

- В 2006 году я задавал вопрос:"О ком вы можете сказать — «это мой режиссер?» Тогда вы не дали четкого ответа, заговорили о необходимости сравнения, о желании поработать с разными мастерами. Есть ли такой ответ сейчас?

 — Мой режиссер — Евгений Писарев. Даже не с точки зрения актера, а с точки зрения зрителя. На спектаклях Писарева я точно знаю, что не буду подвергнут никакому эксперименту, никакой экзекуции. Что здесь не будет ни мизантропии, ни болезненных комплексов. Даже если будет какая-то острая тема, она будет подана с юмором, без нездоровой рефлексии. Потому что в жизни есть огромное количество тем и предметов, погружаться в которые куда интереснее, чем в чьи-то комплексы или неудовлетворенные страсти.

- Получается, что любой художественный эксперимент непременно связан с какими-то комплексами и неудовлетворенными страстями. Разве не может быть иначе?

 — В принципе, может. Но нам в наследство, очевидно, от советского искусства досталась тема вечно неудовлетворенного человека. Она до сих пор является таким тремоло в театральном искусстве.

- Достоевщина…

 — Именно! Для большинства наших театральных ньюсмейкеров произведения, лишенные такой внутренней беды, являются легкомысленными и обедняют зрителя. И вот от этого желания вписаться в мейнстрим, от незнания, чем еще привлечь внимание публики, режиссеры стремятся погрузить зрителя в стресс. Поэтому берутся произведения тревожные, нарочито дисгармоничные, злободневные не в переносном, а в прямом смысле этого слова. А спектакли, посвященные красоте, зрителя теряют. Как пример могу вспомнить «Король-олень» в Театре Вахтангова в постановке Григория Дитятковского.

- Ну, там красота была своеобразная… несколько мрачноватая…

 — Да, спектакль был решен в холодной, «питерской» эстетике, но это был красивый спектакль. Там была графичная, изысканная сценография, линии, объемы, скользили гондолы, силуэты кораблей. Однако такой изыск зритель оценивает не всегда.

- Однако существует проблема, связанная с тем, что зритель, привыкший к «Моей прекрасной няне», «Папиным дочкам» и «Большой разнице», хочет и в театре отдыхать, не приемля никакого серьезного разговора. Что вы делаете с таким зрителем?

 — Делаю все, чтобы он покинул зал. Не делаю такому зрителю никаких скидок и стараюсь подчеркивать серьезность материала. Пусть он уйдет и не тратит свою жизнь на разговор о тех проблемах, которые ему неинтересны, и впредь более внимательно выбирает спектакль при покупке билетов. Зато останутся только те, кому этот разговор действительно важен и с кем его можно вести максимально интересно.

- В МХТ аншлаг провозглашен принципом существования театра. Приставные стулья, толпы студентов стали нормой. А вас можно испугать полупустым залом?

 — Опыт был. Делаешь поправку на количество зрителей, работаешь с ближними рядами партера, не замечая галерки, поскольку она пуста. Но чтобы полупустой зал вводил меня в депрессию — нет, такого не бывает. Сегодня так, завтра по-другому. Я отношусь к таким вещам философски.

- Как вам удается совмещать кино и театр?

 — Есть время, которое я отвожу театру, а есть время, когда я снимаюсь в кино. Вот и все. Никаких взаимопроникновений, взаимовлияний тут нет и быть не может. Это разные ветви актерской профессии. В кино даже характер игры другой, иные навыки требуются. На мой взгляд, это два совершенно разных процесса. И всегда видно, кто в большей степени киноактер, а кто — наоборот. Мой опыт показывает, что, когда ты в театре подходишь к эмоциональным пикам, киноприемы не работают. Если, конечно, это не малая сцена. Вот в «Старшем сыне», поскольку он играется на маленькой сцене «Табакерки», это возможно. Здесь минимум пластики, все через ощущение. А на экране экспрессивная пластика часто не смотрится, выглядит нарочито. Или, напротив, ты проживаешь мысль, эмоцию, а зритель ее не считывает. В театре зритель погружается в атмосферу, от нее очень многое зависит, и в ней очень многое проявляется. Порою достаточно намека, знака — а зритель уже понял тебя. А в кино — закон зрительного восприятия. Нужно удерживать внимание зрителя, вести его. При этом много делается наугад, поскольку неизвестно, как все потом будет смонтировано. Кино и театр — это все-таки два разных искусства.

- Процесс зрительского восприятия в кинотеатре, в общем, аналогичен процессу восприятия театрального зрителя: зритель сидит в темном зале и целиком погружен в происходящее. Телевизор — совсем иное: закипел чайник, зазвонил телефон, пошла реклама. Это учитывается вами или данный момент вы целиком отдаете в ведение режиссера?

 — Этот вопрос сейчас для меня является предметом изучения. Я не очень много работал для большого экрана, когда весь съемочный процесс замыкается в итоге на полутора-двухчасовую историю. Мне привычнее движение сюжета из серии в серию. Но я стараюсь учитывать предыдущие сцены — и свои, и чужие, — даже перечитываю их. Ведь производственный процесс в сериалах предельно ускорен, на репетиции времени обычно нет, тебе просто объясняют, где стоит свет и какой квадрат пространства «твой», — и «мотор! начали!» Конечно, есть твой собственный разбор, закадровые репетиции с партнерами — для меня это очень важно. И я иногда спрашиваю у режиссера, как была снята предыдущая сцена, в каком ритме, чтобы понимать, куда выгоднее повести мою сцену, чтобы зритель не потерял линии происходящего в целом. Полный метр, насколько я могу судить на основании своего не очень большого опыта, является царством режиссера. Практически весь фильм у него в голове, чаще всего уже понятно, как будет смонтировано то, что снимается, время на монтаж выделено значительное. В сериале такая ситуация — редкость. Думают, что будет один объект, а объект оказывается совершенно другой, то же происходит с костюмами, в результате тебе нужно ориентироваться мгновенно, импровизировать и задействовать все свои профессиональные резервы. Ну и еще проблема заключается в том, что далеко не все свои работы — что в сериале, что в полном метре — ты видишь целиком. Иногда лишь отдельные эпизоды. Иногда вообще не видишь. То есть нет возможности в полной мере оценить результат собственной работы, что же в итоге получилось, что удалось, а что нет.

- В интервью вы часто произносите слово «красота». Что вы вкладываете в это понятие?

 — Закон гармонии. Волшебство. С этим волшебством мне довелось соприкоснуться на выставке итальянской живописи эпохи Возрождения. Среди великолепнейших произведений искусства, созданных великими мастерами, висела маленькая скромная доска, на которой Леонардо да Винчи запечатлел женский образ. Это было настолько шокирующим, настолько очищающим, настолько вневременным, что в одно мгновение стало понятно, что красота существует. И она имеет свой собственный закон. Этот закон проявляется в живописи, в музыке…

- В театре?

 — В театре тоже. Некоторые сцены в некоторых работах бывают очень красивы. Поскольку в моих руках именно театральное ремесло, я в спектаклях ищу именно красоту. Категория «красиво — некрасиво» является очень часто определяющей. Красота чувств, красота внутренних побуждений — это достаточно многогранное понятие. Во многих произведениях в центре внимания оказывается сюжет — таковы «Примадонны», так сделана сама пьеса, — но даже здесь есть секунда, которая принадлежит только мне, актеру, и красота в эту секунду является ориентиром, от которого я строю все остальное.
2012
«Великая старуха» Малого театра, Лев Колодный, Московский комсомолец, 26.12.2012
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Он в Аргентине, а Ленин — в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012
В МХТ «сварили»"Новые страдания юного В. "Комментарии: 3, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012
Двое в комнате, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.12.2012
Михаил Яншин: Забытый герой, Елена Французова, KP40.ru, 14.12.2012
С днём рождения, Анатолий Миронович!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 13.12.2012
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2012
Один из тысячи, Михаил Швыдкой, Российская газета, 12.12.2012
Анатолий Смелянский в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 9.12.2012
Марина Голуб — актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012
Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012
Всё умеет русский актёр, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 5.12.2012
Станиславский кричал ему: «Верю!», Ольга Андреева, Русский век, 5.12.2012
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В «МК» победила мышца любви, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Развод с французского, Роман Должанский, Коммерсантъ, 5.12.2012
Русский театр вырос на 30 мэтров, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
В МХТ испытали предел любви, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Корифей субъективной истины, Новая газета, 16.11.2012
Ирина Мирошниченко: «Я сама не из тех, кто шумит. ..», Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 15.11.2012
МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Яншина, видеосюжет телеканала «Культура», 2.11.2012
Михаил Яншин. Обжора с душой ребенка, Наталья Тендора, сайт Союза кинематографистов РФ, 2.11.2012
Биография Михаила Яншина, РИА-Новости, 2.11.2012
Александр Семчев: Кому выгоден такой пасьянс?, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 1.11.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
В танго только женщины, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.10.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Игорь Верник: Хочется чувствовать вкус, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 25.10.2012
«Романс» длиною в 40 лет, Наталья Черных, Московский комсомолец в Питере, 24.10.2012
«В театре — совсем другой Киндинов», Елена Добрякова, Невское время, 24.10.2012
Некухонный разговор, Анастасия Данникова, Московский комсомолец, 24.10.2012
«Золотая маска» угнездилась в Череповце, Сергей Виноградов, газета «Речь» (Череповец), 23.10.2012
Жить надо вертикально, Андрей Васянин, Российская газета, 18.10.2012
Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012
Марина Голуб: «Любви было много…», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012
На страницах «Театрала» родилась книга, Виктор Борзенко, Театрал, 15.10.2012
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, программа «Культурный шок», радио «Эхо Москвы», 13.10.2012
Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012
Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012
Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012
Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012
В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012
По обе стороны системы Станиславского, Алексей Филиппов, Независимая газета, 12.10.2012
Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012
Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012
Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012
В Москве откроют памятник Станиславскому, телеканал «Культура», 11.10.2012
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Прощайте, Марина…, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012
Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012
Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012
Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012
Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012
Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012
Марина Голуб: «Нижегородский зритель — сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты — Нижний Новгород, 10.10.2012
Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012
Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой…, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012
Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012
МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012
Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012
Поэт, и раб, и гражданин, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.10.2012
Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012
Последняя осень патриарха, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2012
Олег Ефремов жил театром, Григорий Заславский, радиостанция «Вести-FM», 1.10.2012
Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012
85 лет со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012
Исполняется 85 лет со Дня Рождения Олега Ефремова, видеосюжет Первого канала, 1.10.2012
День памяти Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 1.10.2012
Нина Гусева в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 30.09.2012
… И чайка в память о славе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод седьмой. «Аритмия», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 26.09.2012
Памятник на могиле Вячеслава Невинного поставили только спустя 3 года, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.09.2012
День памяти Олега Ефремова: «Я в ответе за всех!», Валентина Оберемко, Аргументы и факты, 26.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод шестой. «Четвертая работа», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 25.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012
Алла Покровская в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 23.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод второй. «Сборная страны», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 18.09.2012
Алла Покровская принимает поздравления, видеосюжет телеканала «Культура», 18.09.2012
Алла Покровская отмечает юбилей, телеканал «Культура», 18.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод первый. «Нижнее фойе», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 17.09.2012
Талантлива вдвойне, Виктор Борзенко, Новые известия, 17.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Театр прямого действия, Григорий Заславский, Независимая газета, 6.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Поцелуи после разлуки, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2012
Сбор труппы в МХТ им. А. П. Чехова, телеканал «Театр», 3.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В театрах стартует новый сезон, телеканал «Культура», 3.09.2012
«Тогда пойду и поставлю свечку». Памяти Ии Саввиной, Людмила Грабенко, Бульвар Гордона, 28.08.2012
Олег Табаков: Кто помнит — зайдет, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 17.08.2012
Олег Табаков: «Я себя хвалить не стану», Анна Балуева, Комсомольская правда, 17.08.2012
Олегу Табакову сегодня «две семерки», Аргументы и факты, 17.08.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Ирина Мирошниченко в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 12.08.2012
Олег Табаков: «Я всегда занимаюсь тем, что мне интересно», Валерий Иванов, Самарские известия, 10.08.2012
Молодой латышский режиссер будет работать у Олега Табакова, Елена Слюсарева, «Вести недели» (Латвия), 1.08.2012
Анатолий Белый: «Я папа сентиментальный!», Вера Копылова, Московский комсомолец, 1.08.2012
Театр впервые попал в кадры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.07.2012
В Доме кино чествовали актрису Ирину Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.07.2012
Ирина Мирошниченко: «Я родилась», видеосюжет телеканала «Культура», 25.07.2012
Байки под огурец, Мария Костюкевич, Московский комсомолец, 25.07.2012
Любимой киноблондинке — 70 лет!, видеосюжет Общенационального телевидения Беларуси, 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: «В списке счастья — почти вся жизнь!», Наталья Тендора, Союз кинематографистов РФ, 24.07.2012
Актриса Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, видеосюжет МТРК «Мир», 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: «Сумасшедшая жизнь, но она моя!», видеосюжет телеканала «Культура», 24.07.2012
Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, видеосюжет Пятого канала, 24.07.2012
Нетипичная блондинка Ирина Мирошниченко, фотолента РИА-Новости, 24.07.2012
Александр Лукашенко поздравил Ирину Мирошниченко, Посольство Республики Беларусь в РФ, 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: «Очень часто плачу от того, что одинока», Юлия Хожателева, Комсомольская правда, 24.07.2012
Юбилей главной блондинки советского кино, видеосюжет телеканала «Россия-24», 24.07.2012
Мэр поздравил с юбилеем Ирину Мирошниченко, радиостанция «Говорит Москва», 24.07.2012
Актриса Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, «Вести», телеканал «Россия-24», 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: Жить со мной непросто, Виктория Филатова, Вечерняя Москва, 23.07.2012
Театр в жизни Саввы Морозова, Елена Штейдле, Истра.рф, 18.07.2012
В Москву! В Москву!, Оксана Донич, Час, 17.07.2012
Станиславский — в космосе, Музей им. А. А. Бахрушина, 15.07.2012
Как я провел «Прошлым летом в Чулимске», Татьяна Власова, Новые известия, 11.07.2012
Валерий Трошин: «Мужик должен нести ответственность за семью», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 5.07.2012
Открыто «пространство» Давида Боровского, Музей имени А. А. Бахрушина, 4.07.2012
Дмитрий Назаров отмечает 55-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2012
Времена не изменились, Дина Годер, Московские новости, 4.07.2012
Лаборатория «Здесь и сейчас» в МХТ: Между гаражом и пельменями, Камила Мамадназарбекова, Ведомости, 3.07.2012
МХТ проводил в последний путь Владлена Давыдова, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2012
Умер Владлен Давыдов, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.07.2012
От «Встречи на Эльбе» до «Цитадели», Алена Солнцева, Московские новости, 2.07.2012
С Владленом Давыдовым простятся в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.07.2012
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
Лика Рулла: «Я - не звезда, а рабочая лошадь!», Влад Васюхин, Ваш досуг, 27.06.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Мы его никогда не забудем, мы его никогда не увидим, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.06.2012
Бурлеск о зарождении фашизма, Елена Ковальская, Афиша, 13.06.2012
Паулина Андреева: «Я маленький правдоруб», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Здесь и сейчас: новый проект МХТ, Алла Шендерова, Ваш досуг, 13.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
Божественный декаданс, Стас Тыркин, Комсомольская правда, 9.06.2012
Песни и танцы будущих эмигрантов, Николай Берман, Газета.ru, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012
Яна Гладких: «Важно быть немножко сумасшедшим», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, № 20, 23.05.2012
Развод по-французски, Елена Ковальская, Афиша, 16.05.2012
«Круги» дошли до Москвы, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 15.05.2012
Юрий Чурсин: Красота — ориентир, от которого я строю все остальное, Александр Смольяков, Театральная афиша, 05.2012
Чистосердечное непризнание, Алла Шендерова, Коммерсант, 19.04.2012
«Преступление и наказание»: «выход» есть только у зрителя, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 18.04.2012
«Преступление и наказание»: на крови грешника, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 18.04.2012
«Две остановки сердца, одна кома», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.04.2012
Мясо, кости да «проклятые вопросы», Алла Шевелева, Известия, 16.04.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Олег Табаков: Лауреаты моей премии очень удивятся, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 10.04.2012
Смесь французского со Станиславским, Вера Копылова, Московский комсомолец, 10.04.2012
Достоевский. Этюды по мотивам, Елена Ковальская, Афиша, 3.04.2012
Кто бросил Евгению Добровольскую?, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.03.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
«Предел любви» и предел счастья, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 21.03.2012
Олег Табаков: Каждый должен носить свой чемодан, Нина Якимова, Областная газета (г. Екатеринбург), 16.03.2012
Каренин не по расписанию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.03.2012
Евгений Писарев: «Я оказался в западне», Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 14.03.2012
«То, чем живу». Творческий вечер Николая Чиндяйкина, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2012
Лев Толстой наоборот, Виктор Борзенко, Новые известия, 12.03.2012
Кира Головко отмечает день рождения, телеканал «Культура», 11.03.2012
Кира Головко отмечает день рождения, телеканал «Культура», 11.03.2012
Страшная история, Ксения Ларина, The New Times, 5.03.2012
Юрию Богатыреву исполнилось бы 65 лет, Союз кинематографистов РФ, 2.03.2012
65 лет со дня рождения Юрия Богатырёва, телеканал «Культура», 2.03.2012
Кира Головко. Жизнь в предлагаемых обстоятельствах, Виктор Борзенко, Наше наследие, 03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Лишние эмигранты Набокова, Любовь Лебедина, Литературная газета, 29.02.2012
Он всегда мечтал о несбыточном, Наталья Боброва, Вечерняя Москва, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
Пределы соответствий, Алена Карась, Российская газета, 29.02.2012
День рождения Авангарда Леонтьева, Радио «Культура», 27.02.2012
Сегодня отмечает юбилей Авангард Леонтьев, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2012
«Событие» Константина Богомолова, Николай Берман, OpenSpace.ru, 22.02.2012
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
Каренин в версии Сигарева в МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Галахова, Weekend РИА-Новости, 17.02.2012
«Набоков не прощает дурного вкуса и отсутствия ума», Ольга Бугрова, радио «Голос России», 15.02.2012
У мецената за душой, Елена Ларина, радио «Голос России», 15.02.2012
К 150-летию со дня рождения мецената Саввы Морозова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
Как сделать народ счастливым принудительно?, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 14.02.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
Неожиданное «Событие», Виктор Борзенко, Новые известия, 13.02.2012
Игорь Золотовицкий в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 12.02.2012
«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2012
Василий Сигарев в программе «Худсовет», видеосюжет телеканала «Культура», 7.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
Ружье не выстрелило, Ольга Галахова, Независимая газета, 6.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
«Каренин», Дмитрий Ренанский, Коммерсантъ-Weekend, 3.02.2012
Второй главный, Александра Машукова, Ведомости, 3.02.2012
Эмиль Верник в программе «Большая семья», телеканал «Культура», 28.01.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
Театральное «Событие» как драма для всего человечества, видеосюжет телеканала «Россия-24», 25.01.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
«Событие» мхатовского масштаба, Елена Ларина, радио «Голос России», 24.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
Анатолий Смелянский: «В чем прелесть свободы?», Сергей Элькин, Частный корреспондент, 18.01.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
«Событие»: любовники Любови, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012