ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Коллеги об Андрее Панине

, 7.03.2013
7 марта стало известно о трагической гибели знаменитого актера Андрея Панина. Корреспонденты «Вечерней Москвы» дозвонились до его коллег.

Художественный руководитель МХТ ОЛЕГ ТАБАКОВ: Сам все узнал из новостей. Андрей играет в спектаклях в моем театре. Теперь надо говорить, играл… Ничего пока сказать не могу, да и не хочу. Пока просто не осознаю, что произошло. Андрей Панин — изумительный актер, с потрясающей харизмой и внутренними переживаниями. Извините, пока сказать больше нечего.

 — Погиб Андрей Панин. .. Потрясающий актер. Когда мы снимались с ним в «Бригаде», он напоминал мне молодого Николсона.. Потрясающий, очень сильный партнер в кадре, — написал СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ на своем сайте. — Очень жаль, очень жаль… жаль по-человечески. Ему так мало лет было. Сколько бы он успел еще сделать как актер и как режиссер. Посмотрите его режиссерскую работу «Внук Гагарина» — замечательная, пронзительная картина. Это потеря для нашего кино. Светлая память Андрею… Я счастлив, что работал с ним. 

Актриса ИРИНА АПЕКСИМОВА: К сожалению, мы давно с ним не виделись и не общались… Я не знаю, как он жил последнее время… Он талантливый человек… Он был замечательным артистом и замечательным человеком — легким, родным, близким, хулиганом в хорошем смысле слова. И главное — он был верным другом….

АЛЛА ПОКРОВСКАЯ, народная артистка России, профессор Школы-студии МХАТ, педагог на курсе, где учился Андрей Панин: Я настолько потрясена… Только сейчас от вас узнала… Неужели, это правда?.. Боже мой… Андрей был выдающимся артистом в кинематографе по количеству и качеству сыгранных работ. Удивительно одаренный человек. Удивительно неспокойный, все время ищущий какие-то новые пути и возможности. И для меня… Я его не учила — просто была на этом курсе педагогом. Но с ним всегда была в хороших отношениях. Он мог бы быть замечательным педагогом. Он даже пробовал когда-то преподавать, но потом у него появилось огромное количество предложений, и он ушел в кино. Но на самом деле, это был очень разносторонний, необычный человек, как и любая одаренность, привлекающий к себе внимание. Своей необычностью он выбивался из всех артистов. Он ведь и очень хорошим театральным актером был, но ушел из театра. Но в театре у него сыграна замечательная роль в спектакле Романа Козака «Академия смеха» в Театре им. Пушкина, где он играл с Николаем Фоменко. Это была выдающаяся его роль. Когда актер живет, его не очень славят. Я понимаю, что славить не надо, но надо понимать, что живут такие необычные актеры. К ним надо привлекать больше внимания, исследовать их дарование хотя бы. Вот дарование у Андрея было необычным, необыкновенным. При том, что он очень простой человек, но в то же время у него очень подвижные мозги, очень умный человек. Поэтому он умел и понимал человеческую психологию, отчего так хорошо и играл совершенно разные роли. Он понимал людей… Не могу больше говорить… Я в потрясении. .. Какой кошмар…

Режиссёр ДМИТРИЙ АСТРАХАН:

 — Дмитрий Хананович, когда вы познакомились с Андреем?

 — Все началось с того, что мы с супругой были в Минске, где я снимал кино. Однажды моя хорошая знакомая привела двух парней-артистов, оба неизвестные. Один из них представился: Андрей Панин. Я про такого совсем ничего не знал. Они пришли со съемок, что-то отмечали, все были немножко навеселе. Мы сидели дома и разговаривали, Андрей больше молчал, сказал буквально несколько слов, как-то пошутил, а потом разговор перекинулся на чисто профессиональные темы, уж не помню почему. И тут он начал говорить какие-то очень толковые, серьезные вещи. Не видя его ни на сцене, ни на экране, я сразу понял, что я имею дело с профессионалом высшего класса, человеком, до глубины понимающим профессию, суть нашего ремесла. Я почувствовал мощного человека! Разница между Андреем и вторым артистом была разительная. Помню, он вышел от нас, а я сказал своей жене: «Большой артист!». Она только улыбнулась: «Ты же не видел его!». Спустя много лет мы с ней вспоминали этот случай, и жена спросила: «Дима, а как ты тогда его „вычислил“, почувствовал?». А все просто: Андрей действительно сказал о профессии несколько таких тонких и редких вещей, которые я редко от кого слышал. И в нем уже тогда чувствовалась мощная энергетика.

 — И вы захотели с ним работать?

 — Не сразу. Наша совместная работа началось несколько лет спустя, с моего комедийного антрепризного спектакля с Сашей Абдуловым, Ириной Алферовой, Еленой Прокловой «Все проходит», где Андрей играл пьяного адмирала, точней, актера-пьянчужку, нарядившегося адмиралом… В том спектакле все просто замечательно играли, ну а Панин просто блистал, хоть и роль была эпизодическая. Я понимал, что его можно смело позвать на главную роль, что и сделал, когда в рамках театра «Антреприза Александра Абдулова» мы поставили еще один спектакль — «Семейная идиллия» («Непростая история из личной жизни»), в котором Панин уже играл главную роль, а на сцене у него были замечательные партнерши: Елена Проклова, Вера Сотникова, Ирина Лачина. И там он снова блистал.

 — Так случилось, что на съемках фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» вы встретились уже как два актера: Панин играл доктора, а вы - прохиндея-администратора… Причем, для вас это была чуть не первая большая роль в кино!

 — Да, на съемочной площадке «Высоцкий» мы встретились как два артиста, по этому поводу много прикалывались. Не только он, но и вся съемочная группа надо мной иронизировала, как над «молодым актером». Но Панин смотрел какие-то сцены со стороны и давал мне очень дельные советы, чисто актерские, которые даже режиссер не всегда знает. И все его советы были просто в точку. Актер от Бога, что тут скажешь! Актерская судьба его складывалась счастливо. Он сыграл прекрасные роли, практически всюду сохранив свою особенную индивидуальность. Он прекрасно работал как актер, хотя все мы знали, что Андрей страдал известным старым актерским недугом, сгубившим не один настоящий талант. Говорят: «не по таланту пьешь», а он и жил, и пил по таланту. Как-то очень по-русски… В своем поколении артистов он был удивителен именно в актерском масштабе. Не был замкнут на одном амплуа: мог играть комедию, трагедию, драму, фарс… Панин был масштабным артистом, которому легко давались самые разные, самые сложные роли. Это большая потеря, что такой артист ушел, и так обидно, что ушел молодым, полным сил, перспектив человеком. Что такое 51 год для актера? Самый расцвет! Ему бы еще работать и работать.

 — Панин ведь родился в Новосибирске, жил на Урале, потом в Кемерово… Сибирская закалка ему помогала в жизни?

 — Он был натуральный, настоящий. Не знаю, за счет сибирской закалки, или еще чего-то, но он был подлинный. Ироничный, но не злой — добрый, душевный. В нем была страсть, щедрость, он тратился в партнерстве, с ним было легко работать. Легко шел на импровизацию, подхватывал и углублял тему, образ. Был в нем какой-то скрытый драматизм, своя яркость, свой смысл. Такое наблюдаешь только у тех, кто на своем месте, занимается делом своей жизни.

 — Вы сейчас кусаете локти, что не сняли его в своих фильмах?

 — Я всегда очень радовался за Андрея: он и без меня сыграл множество прекрасных и великолепных ролей.

 — А вы в курсе, что он сыграл Доктора Ватсона в новом «Шерлоке Холмсе»?

 — Все, кто видел фрагменты, был на съемочной площадке, в один голос говорят: прекрасная роль! Я пока не видел. Хотя сам Андрей мне увлеченно рассказывал, что он играет Доктора Ватсона, что ему очень интересно работать над этим проектом, и должно получиться что-то настоящее, неожиданное. На выходе и еще несколько очень интересных сериалов и фильмов с Андреем. Думаю, только сейчас, когда выйдут новые картины, когда вновь покажут на ТВ какие-то старые фильмы с ним, мы все поймем, какой редкий человек и актер жил вместе с нами.

Актриса ЮЛИЯ МЕНЬШОВА: Очень трудно найти какие-то слова… Это более чем неожиданное событие. .. Не приходит сейчас в голову ничего, кроме банальных слов… Это очень печально, ведь впереди у него было все. Он был невероятно талантливым человеком, причем с самых-самых первых шагов — еще в институте, когда он только-только вступил на этот путь. Тогда он был одним из самых сильных студентов, одним из лидеров нашего курса, самым талантливым. Впереди у него было много работы, его ждало много успеха, много признания. .. Это огромная потеря для нас. И огромная потеря для детей, которые очень любили папу…

Режиссер ГРИГОРИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ: Я в шоке от этих известий, это был блистательный артист, которого поцеловал Бог. Мы вместе не успели поработать, к сожалению, но отношения были приятельские. Собирались сделать один проект, но… не успели. Он был очень жизнерадостным человеком. Андрей был, конечно, не простым человеком, но его все любили. Очень жаль, что он ушел. Это был один из лучших российских актеров. Я, во всяком случае, не могу назвать ни одной его неудачной роли. Ужасно жаль.

Актриса ОЛЬГА БУДИНА: Мы потеряли выдающегося артиста и замечательного человека. На сегодняшний день у меня это не укладывается в голове. И к этому невозможно привыкнуть. И я могу сказать, что нам всем его будет очень не хватать. И прежде всего, зрителям. И семье — у Андрея осталось двое замечательных детей. Ком в горле стоит. Правильных слов не находится… Очень тяжело, сложно и непостижимо в это поверить. С Андреем мы снимались вместе в нашумевшем и любимом всеми сериале Александра Митты «Граница. Таежный роман». Помню, как снималась сцена у постели больной Альбины, которую играла Рената Литвинова. Она по сюжету была без сознания, а Андрей (точнее, его герой, майор Вячеслав Ворон) пришел в больницу навещать жену. И вот операторы не могли совсем снимать — Андрей так проникновенно произносил свой монолог, что операторы плакали и теряли фокус на камере… А теперь, получается, мы плачем — мы потеряли фокус… не знаю, на какое время…

Режиссёр КАРЕН ШАХНАЗАРОВ: Я в шоке. Не могу даже как-то смириться с этой мыслью. Абсолютно она не укладывается в голове. В расцвете сил, на подъеме, талантливый необыкновенно человек во всех отношениях. Своеобразнейший актер. Со своим каким-то неповторимым стилем, с особенной пластикой, языком. Какая-то нелепая смерть. Я с ним работал три картины: «Всадник по имени Смерть», главную роль он играл у меня, «Яды» и «День Полнолуния». Первую свою роль в кино он играл у меня в этом фильме, кстати. Довольно поздно он свой путь в кино начал, потом он стал блистательным актером, играл десятки ролей, такие образы создал. Он - человек, который сам себя сделал, приехал откуда-то из Сибири, как-то он пробивался и долго не мог пробиться, так что, все его успехи были заслужены и заработаны тяжелым трудом. Прекрасный профессионал. В общем, это конечно действительно огромная потеря. Всегда, пока жив человек мы избегаем громких слов. А сейчас я скажу — это был выдающийся мастер. Один из лучших мастеров, актеров, среднего возраста уже. Огромная утрата.

 — Карен Георгиевич, в связи с такой странной гибелью Панина, ходят слухи, что это могло быть убийство…

 — Он не был конфликтным, никогда. Вы знаете, он был закрытым человеком, он был в себе. Но я с ним проработал три картины, это много, можно сказать, что это несколько лет жизни. Никогда у меня с ним не было даже намека на конфликт. Он не был капризным, ничего никогда не требовал. У него не было звездной болезни, он даже избегал гламурного мира. Он занимался своим делом, которое очень любил и был предан этому. Но, я даже намека на конфликт или агрессию не видел.

 — Приношу вам глубокие соболезнования. 

 — И я вам. Потому что это потеря для всей страны.

Одну из своих лучших ролей Андрей Панин сыграл в фильме «Преступление и наказание» петербургского режиссера ДМИТРИЯ СВЕТОЗАРОВА. 

 — Дмитрий Иосифович, Панин сыграл десятки прекрасных ролей, но когда я думаю об Андрее в кино, почему-то первым делом вспоминаю именно пристава следственных дел Порфирия Петровича в вашем фильме 2007 года… Вы согласны, что это его лучшая роль?

 — Поймите, мне оценивать свой фильм не скромно. Но что касается его роли, я считаю, что эта работа, как минимум, блестящая. Как минимум… По-моему, он превзошел Иннокентия Михайловича Смоктуновского, который в свое время блистал в этой роли в фильме «Преступление и наказания» Льва Кулиджанова. Могу открыть небольшую тайну: когда, взявшись за Достоевского, я стал думать об исполнителях, то первая и стопроцентная кандидатура, которая всплыла — Андрей Панин. А ведь мы к тому времени даже не были знакомы. На мой взгляд, это удивительное совпадение темперамента, пластики, психики, даже произнесения слов. Ваш звонок застал меня в студии — мы сейчас работаем на озвучании моей новой картины «Снегурочка», и я вспоминал сегодня, как работал Андрей Владимирович — с профессиональной точки зрения, это было удивительно. Обычно актеры пишут звук фразами, а то и целыми абзацами, диалогами, а Андрей писал буквально по слогам и словам. Причем, он постоянно искал какие-то нюансы, которые даже мне порой были не слышны. Я поражался, что же выйдет из этого звучания, когда мы складываем фразы буквально по слогам… Но потом, когда все удивительным образом сложилось, поразился еще больше: все было филигранно сделано, огранён каждый звук, каждое слово, каждое междометие. Я в кино всю жизнь, с раннего детства (Светозаров — не только прекрасный мастер, но и сын легенды советского кинематографа — режиссера Иосифа Хейфица. — Прим. Авт.), но, честно признаюсь, работа Панина в студии звукозаписи была удивительной и совершенно непривычной техникой.

 — Дмитрий Иосифович, а вы меня наповал сразили своим признанием, что Панин переиграл Смоктуновского! Впервые слышу, что кто-то мог сыграть лучше гениального Иннокентия Михайловича…

 — Понимаете, театр и кинематограф — две стихии, весьма не похожие, а то и противоположные. В театре режиссер, имеющий, как правило, дело с постоянной труппой, вынужден выбирать из имеющегося у него состава актеров, и так или иначе приспосабливать актера под роль, искать актера нужного размера, чтобы он влез в костюм этой роли. В этом смысле у режиссера кино есть огромное преимущество — я волен выбирать из всего разнообразия актерских дарований. И я всегда ищу наибольшего совпадения, профессионально говоря, психофизики актера и персонажа. Должен вам сказать, что в этом смысле внутреннее совпадение натуры, природных данных и психического строя Андрея значительно ближе к образу Порфирия, чем у Смоктуновского. Иннокентию Михайловичу все-таки приходилось приноравливать себя, учитывая разный характер их темперамента, второго и третьего плана. Просто Панин ближе изначально к Порфирию, нежели Смоктуновский, хотя оба актеры огромны по масштабу личности. Вообще если говорить о темпераменте дарования, то Панин мне напоминает другого великого актера, с которым мне посчастливилось работать — Олега Ивановича Борисова (в фильме «Прорыв» — Прим. Авт.). Из ряда великих русских актеров, если подбирать, наиболее близкую Андрею фигуру, то им был, безусловно, Борисов.

 — Кстати, тоже при жизни недооцененный, фактически изгнанный из БДТ!..

 — Конечно. Если бы мне пришлось снимать в ту пору, когда Олег Иванович был жив, то он был играл роль Порфирия Петровича.

 — А ведь, действительно, в Смоктуновском в роли Порфирия среди прочего проскальзывало какое-то любование собой, а Панин словно растворился в этом образе…

 — Понимаете, я не люблю высокий штиль, все время ищу низких сравнений, и вот сравнение с костюмом тут наиболее близко. Эта роль «сшита» по Панину. То, что касается Смоктуновского, там был чуть-чуть не его размер, то ли маловат, то ли великоват, то ли рукава коротки, но чуть-чуть на нем не сходился. Панин не растворился, а где-то играл одну из ипостасей своего нутра. Андрей ведь был человек очень не простой, сложный в общении, и к нему довольно сложно было приспособиться по-человечески. По-видимому, Порфирий — это одна из внутренних личин Панина, как человека.

 — На недавнем творческом вечере в Петербурге Елена Яковлева, сыгравшая в вашей картине роль Пульхерии Ивановны Раскольниковой, вспоминала, как трудно давался ей текст ее героини. Актриса говорила, что никогда не испытывает сложности с запоминанием текста, а тут никак не могла запомнить, все время спотыкалась о язык, которым говорят герои Достоевского. Намаявшись, поделилась своей проблемой с Александром Балуевым, игравшим Свидригайлова, и услышала от коллеги: «У меня та же история!» Скажите, а у Панина не было сложностей с запоминанием текста Достоевского?

 — У Панина абсолютно не было. Он не всегда был готов к съемкам, по известным причинам, о которых сейчас мне не хотелось бы говорить, но в тот момент, когда он был готов — это было стопроцентное попадание. Лена Яковлева, кстати, тоже немножко кокетничает: я ни секунды не замечал в ней этого. У Балуева, да, были проблемы с текстом, но эти проблемы шли от того, что изначально текст у Свидригайлова огромный, там целые страницы его монологов в трактире, в комнате Раскольникова. Хотя, конечно, текст Достоевского, действительно, труден, потому что он воспроизводит индивидуальную речь не столько персонажа, сколько самого Достоевского, а этой речи уже 150 лет, характер языка, характер интонаций, да всего-всего — изменился.

 — Такие актеры, такие роли!.. Но, простите великодушно, почему же ваш фильм не «выстрелил», не вызвал такого мощного резонанса, как тот же «Идиот», экранизированный Владимиром Бортко в 2003 году?

 — Мне трудно сказать. Это, может быть и в какой-то степени моя судьба, как режиссера… Кто знает. Я сейчас могу сравнивать лишь судьбу «Преступления и наказания» и судьбу «Идиота». Мало кто знает, что в одном из писем Николаю Николаевичу Страхову, Достоевский писал: «Я изговнял роман», и он был очень недоволен в результате тем, что вышло… К тому же Бортко и его продюсеры вытащили из «Идиота» мелодраматическую «подзвучку». Знаете, что такое экранизация? Это, говоря современным языком, эквалайзер, дирижирование многими голосами, тем более что Достоевский, по Бахтину, полифоничен, одни голоса можно приглушить, а вытащить другие. Также можно вытащить одни мотивы и приглушить другие. Вот мне кажется в «Идиоте» Бортко была «вытащена» мелодраматическая основа Достоевского, я же в «Преступлении и наказании» хотел воссоздать всю сложную полифонию этого романа, изначально идя на то, что это будет вещь довольно сложная для восприятия. Возможно, и в этом причина…

 — В любом случае, если по другим актерам, в частности, по исполнителю роли Раскольникова Владимиру Кошевому, у меня были вопросы, то игрой Панина я был сразу восхищен, понимая, что еще и плод вашей совместной работы…

 — Как бы то ни было, но мне очень приятно, что по моему фильму в Японии изучают Достоевского. И японцы знают Порфирия Петровича именно по игре Панина.

 — После «Преступления…» желание еще работать с Паниным у вас было?

 — У меня есть понятие «труппы», но не в театральном смысле, а в кинематографическом. Под «труппой» понимаю узкий круг актеров, которые мне близки, интересны, которых я готов ставить в будущих «заездах». И вот к этой моей виртуальной труппе, конечно же, принадлежал Андрей Панин. Я очень на него рассчитывал, не могу сейчас сказать в каких ролях, но это был мой артист.

 — Интересно, а в новом своем фильме «Снегурочка» в роли профессора, который бросает все, влюбившись в юную блондинку (ее играет отличный театральный актер БДТ Валерий Дегтярь), вы могли бы представить Панина?

 — Нет, не мог. Потому что Дегтярь играет воплощение мягкого питерского интеллигента, Андрей был значительно жестче, я бы даже сказал «жесточе». Его актерская мягкость — это был первый слой. Отсюда и родился Порфирий: внешне мягкий, как кошка, а внутри жесткий, как железо. Такого, как Панин, молодая блондинка бы не провела — тут другой случай. Теперь уже бессмысленно загадывать, и безумно жалко, что теперь мне не удастся позвонить ему и попросить, как я обычно говорю, «помочь» мне, уже не получится. Ведь таких артистов, как Андрей, я думаю, можно перечесть по пальцам одной руки. В связи с этим хочу вспомнить Константина Леонтьева (российский философ, публицист. — Прим. Авт.), который говорил, что на Руси святых через одного, а порядочного человека не сыскать. Вот на Руси «звезд» масса, а больших артистов можно перечесть на пальцах одной руки…

 — У Андрея Панина были ведь одно время и режиссерские амбиции. Как раз в период вашей работы над Достоевским в 2007 годы он вместе с Тамарой Владимирцевой снял как режиссер фильм «Внук космонавта», где сам сыграл одну из главных ролей. Вы наверняка говорили с ним о режиссерской профессии!

 — Я не видел фильма, который поставил Андрей, и мы об этом не говорили, возможно, для него это была больная тема. Но, дело в том, что существует теория видов искусств, которая вкратце сводится к тому, что один вид искусства, стремясь в сферу соседнего, близкого ему, престает быть тем, чем он был, и не обладает качествами другого. Грубо говоря, поэзия, стремящаяся к музыкальности, перестает быть поэзией, не становясь музыкой. Мне кажется, то же самое можно говорить о творческих профессиях — артист, стремящийся в близкую к нему, но все-таки не его, сферу, режиссуру, редко становится хорошим режиссером. И даже картина Бена Аффлека"Операция «Арго», несмотря на «Оскар-2013», на мой взгляд, это наглядно демонстрирует…

Режиссёр ПАВЕЛ ЧУХРАЙ: Андрей Панин — один из любимейших моих актеров и настоящий соратник в кино. Для меня его уход — это огромная потеря. Но, как я понимаю, не только для меня, но для всех его друзей, коллег, всех, кто с ним работал. Показательно, как сейчас всколыхнулась вся страна — блогосфера, СМИ, телевизионный каналы, газеты… Все так или иначе откликнулись на эту печальную весть. И это говорит о том, что он занимает очень важное место в нашей культурной жизни. Конечно, он недооцененный. Но фильмов у него много, и они будут еще долго идти. И для меня работа с ним была счастьем, потому что роль в «Водителе для Веры» я писал на него. Я представлял себе именно такого героя. Когда я писал его поступки — я видел Андрея Панина. И поэтому было очень легко работать — он человек работоспособный, увлеченный и очень скромный на площадке. Он никогда не капризничал, не выказывал своего недовольства — всегда с юмором. В этом смысле самая большая благодарность и теплые воспоминания о нем остаются… К сожалению, последние два года мы с ним мало пересекались… До этого я предложил ему роль в своей картине «Русская игра» по Гоголю. Но он в это время снимал фильм как режиссер и был очень увлечен и делить время не мог. И я только радовался за то, что он нашел себя в новой творческой жизни в качестве режиссера. Может быть, у него не так громко складывалась режиссерская жизнь, как актерская… Но актер он был замечательный. Я видел в театре его гротескные роли — они всегда были просто безумно искрометные, смешные, с ощущением жанра. Он вообще — актер, который очень чувствовал жанр. У него была потрясающая интуиция… Уже позже я узнал — он родился в 1962 году. А наш фильм «Водитель для Веры» рассказывает именно об этом времени — когда Андрюше было полгодика. Он прекрасно ощущал это время, его тонкости ему не надо было расшифровывать, нет… Он сразу все понимал… Большое счастье работать с такими актерами и большое горе их потерять…

Актёр ЛЕОНИД БИЧЕВИН: Самое светлое мое воспоминание о работе над фильмом «Морфий» Алексея Балабанова — именно партнерство с Андреем Паниным, знакомство с этим удивительным человеком. На съемках всегда царила очень теплая атмосфера. И хотя Панин мог быть каким-то закрытым, дистанцированным (все мы так можем вести себя в какие-то моменты), но от него никогда не веяло холодом. Он всегда был теплым — такого оранжевого настроения человек. Для меня, во всяком случае. Минусов я не знал и не видел… Я с ним был мало знаком… Но я всегда помню и с гордостью буду вспоминать, что работал с таким замечательным актером. Помимо лучших человеческих качеств, он был уникальным актером. Мне казалось, что это просто экстраординарного таланта и одаренности человек. Я таких — его возраста и даже младше — не знаю. Таких — нет. Жаль только, что он не успел сделать всего того, что мог сделать. Не до конца реализовался. И я всегда буду вспоминать о нем как об одном из лучших актеров современности. Это очень горькая потеря…

Продюсер ЕВГЕНИЙ ФРИДЛЯНД: Мне очень стыдно! Много лет назад я, абсолютно зашоренный своим шоу-бизнесом, сказал своему другу и земляку Саше Корчинову, который сидел десять лет с Андреем Паниным за одной партой, нехорошо об Андрее. Якобы мне его жаль, что роли он играет однотипные и сам чуть ли не одинаковый в них во всех. А что я мог сказать, если в театр не ходил, с Андреем встречался по гостиницам, а на отдыхе — по баням. Когда же я более пристально стал следить за своим товарищем, мне как откровение стали телепередачи «Интервью с Андреем Максимовым» и «Серебряный шар» Виталия Вульфа. В первой Панин для меня открылся не только как большой актёр, но и как талантливый режиссёр и даже театральный теоретик! А Виталий Вульф заставил меня просто рыдать, столько похвалы и превосходной степени я никогда не слышал от Вульфа не только о молодых и современных артистах, но даже о мэтрах и легендах! И действительно, из нынешнего поколения он был самым ярким и востребованным актёром. В памяти всплывает малюсенькая, но гениально сыгранная роль в «Жмурках». Играл он настолько достоверно и точно, что казалось, Андрей и в жизни такой же как его персонажи. А в жизни он был мягкий, добрый и очень скромный! Я очень хотел его снять в клипе. Это была наша последняя встреча. Я привёз его домой, заставил слушать новую песню группы «Ассорти». Сценарий и раскадровка были сделаны под него. Он мялся, ему было неудобно отказывать, но потом он сказал: «Жень, ты хочешь, чтобы я сыграл героя-любовника с пятью девочками и меня выгнали из дома?». Этот аргумент был убедителен! Больше мы не встретились. Андрюшка, я зла на тебя не держу! В сердце только восхищение и любовь! И светлая память!

Андрей Панин не успел завершить работу над тремя фильмами. В сериале «Гетеры майора Соколова» актер сыграл только две трети эпизодов (его герой возглавлял разведгруппу из юных красавиц, которая должна была в 1939 г. уничтожить пробравшуюся в СССР диверсионную банду). В сериалах «Шерлок Холмс» и «Бомба» он снялся, но не успел озвучить роли. Режиссер «Бомбы» ОЛЕГ ФЕСЕНКО рассказал «Вечерке», как он планирует выйти из положения. 
 — Если телевидение пойдет на уступки и не будет придираться к качеству звука, мы оставим его голос. Если канал скажет, что это не устраивает его по техническим причинам, тогда будем обсуждать. Я буду бороться за то, чтобы оставить его голос, потому что переиграть Панина невозможно. Большая часть роли идет на английском языке, а мало кто умеет играть на иностранном языке, со всеми нюансами хорошей актерской игры. Надеюсь, мне пойдут на встречу. В сериале Панин сыграл русского эмигранта Донперского, много лет живущего в Америке. Действие происходит в 1941 г., его будущий зять, американец курсант морской пехотинец Стэнли Либер, пропадает без вести. А женитьба дочери для Донперского связана с обретением солидной суммы денег. И Донперский предлагает советской разведке выгодное сотрудничество. Советскому студенту Ивану Гучкову меняют внешность, создают легенду и засылают в Америку, выдав за вернувшегося Стенли Либера. Разведчик Гучков должен проникнуть на завод по обогащению урана в Неваде.

Получается, что Панин опять сыграл злодея. Режиссер это не отрицает, но в то же время не полностью соглашается.

 — Действительно, Панина ценили за его возможности очень тонко создавать злодеев, — говорит Олег Фесенко. — Он обладал отрицательным обаянием. Но хотелось бы подчеркнуть и нотки доброты, которые есть в его герое. Он действует в предлагаемых обстоятельствах. Он понимает, что если его зять не объявится, у него нет другой возможности получить эти деньги из банка. А нашим разведчикам это на руку, потому что заслать агента в США очень трудно.

По мнению Олега Фесенко, несмотря на то, что Андрей Панин сыграл почти в 8 десятках фильмов, его талант так и не был полностью раскрыт режиссерами, все предпочитали эксплуатировать его злодейскую «харизму».

 — Он как раз вышел на уровень, в котором мог бы сниматься в серьезных ролях, — говорит Олег Фесенко. — Из него мог бы выйти идеальный Гамлет. У него также все рвалось внутри: быть или не быть. И внешность у Панина была подходящая: Гамлету было около 36 — 38 лет, во времена Шекспира он бы выглядел как раз как нынешний 50-летний человек. У меня была мысль сделать с ним «Гамлета». Теперь уже не придется…
2013
Идеальные идиоты и враги народа, Николай Берман, Иван Архипов, Газета.ru, 28.12.2013
Три ключевых события: Киев, МХТ им. Чехова и РИА Новости, Марина Токарева, Новая газета, 11.12.2013
Пока не прощенный, Григорий Заславский, Профиль, 11.12.2013
Хаос правит, Ольга Шакина, Ведомости, 11.12.2013
Сцена погрома, Марина Токарева, Новая газета, 9.12.2013
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
Чертовы дети, Татьяна Власова, Театрал, 6.12.2013
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013
Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
И снился страшный сон Алеше, Николай Берман, Газета.ru, 29.11.2013
Достоевщинка, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.11.2013
Владимир Машков принимает поздравления с юбилеем, видеосюжет телеканала «Культура», 27.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
«Братья Карамазовы»: фильм ужасов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
«Мои „Карамазовы“ ближе к Владимиру Сорокину», Алла Шендерова, Ваш досуг, 25.11.2013
Идеальный помощник, Андрей Ванденко, Итоги, 25.11.2013
Табакову вручили Орден почетного легиона, телеканал «Культура», 19.11.2013
Табакова теперь нужно называть «командор», Анна Балуева, Комсомольская правда, 18.11.2013
Во МХАТе появились кавалеры и офицеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.11.2013
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Безруков гонял актеров плеткой, а Крючкова учила жизни, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.11.2013
Школе-студии МХАТ исполнилось 70 лет, видеосюжет телеканала «Мир 24», 12.11.2013
Юбилей школы-студии МХАТ, Сибирское агентство новостей, 12.11.2013
Школа-студия МХАТ отметила юбилей, официальный сайт Министерства культуры РФ, 12.11.2013
Школа-студия МХАТ отмечает 70-летний юбилей, видеосюжет телеканала «Звезда», 11.11.2013
Игорь Золотовицкий на «Худсовете», видеосюжет телеканала «Культура», 11.11.2013
Школа-студия МХАТ отмечает 70-летие, видеосюжет Пятого канала, 11.11.2013
Русские раскупили билеты на МХТ, Пражский экспресс, 10.11.2013
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 8.11.2013
Школа-студия МХАТ готовится отметить 70-летие, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.11.2013
Игорь Миркурбанов: надо отличать театр от КВН, Алла Шендерова, Ваш досуг № 43, 5.11.2013
В «МК» вручены призы номинантам Театральной премии-2013, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 1.11.2013
Московскому Художественному театру — 115 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2013
Легендарный МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет Первого канала, 26.10.2013
Олег Табаков получил «Золотую чайку», Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.10.2013
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
Анатолий Смелянский: «Никаких тут правил нет. Никаких», Марина Давыдова, «Театр» № 10, 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
МХТ отчитался перед Саратовом очередной премьерой, Новости Саратовской губернии, 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
Анатолий Смелянский: «Театр – нервное окончание страны», Азамат Рахимов, Наша газета (Женева), 16.10.2013
«Человек-подушка». Впервые в Перми, видеосюжет Урал-Информ Пермь, 14.10.2013
Игорь Верник: «Женщины мне всегда помогают», Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2013
Год назад не стало Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2013
Сказка — ложь?, Эмилия Деменцова, Театрон, 3.10.2013
Разрушение договора, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 10.2013
Разрушение договора, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 10.2013
Разрушение договора, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 10.2013
Категорический императив с катапультой, Анна Степанова, Петербургский театральный журнал, 10.2013
Серийные модели ада, Ольга Егошина, Новые известия, 30.09.2013
Чудо в перьях: 7 знаменитых воплощений «Синей птицы», Илья Маршак, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 29.09.2013
Спектакль в одном отделении, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.09.2013
Стражи махмудовской государственности, Марина Токарева, Новая газета, 27.09.2013
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет», Анна Чужкова, Культура, 27.09.2013
Крестовина тайны, Алена Карась, Российская газета, 26.09.2013
Кафка сказок, Николай Берман, Газета.ru, 26.09.2013
Небо в лампочках, Наталия Каминская, Театрал, 26.09.2013
Премьера в МХТ: Вертикаль не стоит, Олег Зинцов, Ведомости, 25.09.2013
Сказка, призывающая в свидетели, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 24.09.2013
В МХТ имени Чехова пришли оборотни в погонах, Алла Шевелева, Известия, 23.09.2013
О том, что мы можем, Алла Шендерова, Огонёк, 23.09.2013
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
Эйхман капут?, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.09.2013
Олег Табаков: «Я большой спец по кайфу», Анна Балуева, Комсомольская правда, 16.09.2013
Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок — видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013
За стеной всё те же мы, Ксения Ларина, The New Times, 16.09.2013
«Толстый, большой, добрый», Алёна Корк, Иркутский репортёр, 16.09.2013
Братьев не выбирают, Сергей Петров, Ведомости, 13.09.2013
Драматургия слова от Марины Брусникиной, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 11.09.2013
Наталья Егорова: «Всё хорошее и плохое во мне из Сибири», Алёна Корк, конкурент (Иркутск), 10.09.2013
Артисты МХАТа — в Чите, видеосюжет телекомпании «Россия 1» (Чита), 9.09.2013
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
Сезон в пространстве истории, Ольга Егошина, Новые известия, 5.09.2013
Театр смотрит во все стороны, Алексей Филиппов, Независимая газета, 5.09.2013
МХТ имени А. П. Чехова исполняется 115 лет, видеосюжет телеканала «Москва 24», 4.09.2013
Табаков не приходит один, Марина Токарева, Новая газета, 4.09.2013
Олег Табаков: «Театр — это живое дело», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 4.09.2013
Олег Табаков сыграл хозяина театра, Виктор Борзенко, Театрал, 4.09.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
МХТ имени Чехова открывает новый сезон, телеканал «Культура», 3.09.2013
Он в Аргентине, Ольга Фукс, Театральная афиша, 09.2013
Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013
Актер Дмитрий Дюжев приехал в Иркутск с труппой МХТ им. Чехова, Яна Лисина, Комсомольская правда (Иркутск), 30.08.2013
МХАТ покажет иркутянам четыре спектакля, Дарья Галеева, Аргументы и факты (Иркутск), 29.08.2013
Актрисы МХТ имени Чехова перепели в Кемерове песни Джастина Тимберлейка и The Beatles, Григорий Денисенко, Комсомольская правда (Кемерово), 29.08.2013
Живой звук от московских артистов, видеосюжет программы «Вести-Кузбасс», 29.08.2013
5 самых ярких кинообразов Олега Табакова, Мария Трошенкова, Вечерняя Москва, 17.08.2013
Актёр Юрий Чурсин: «Не хочу усугублять фобии зрителя», Ирина Стропова, обозреватель «Добрый вечер», 9.08.2013
Мельпомена по понятиям, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.07.2013
Душевные гастроли, Алёна Корк, Иркутский репортёр, 15.07.2013
Игорь Верник рассказал, как наказывал себя улыбкой, Ольга Сабурова, Собеседник, 13.07.2013
Скромное обаяние Мягкова: народный артист отмечает юбилей, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 8.07.2013
Андрей Мягков празднует 75-летие, Татьяна Петренко, Театрал, 8.07.2013
Биография Андрея Мягкова, РИА Новости, 8.07.2013
«Свидетель обвинения»: богиня полюбила, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 28.06.2013
Из Шаубюне в МХТ, Полина Мандрик, To4ka-Treff, 26.06.2013
Авангард Леонтьев: «Романтизм — любимейшее мной свойство!», Светлана Микулина, Московский комсомолец в Саратове, 26.06.2013
Олег Табаков: Я люблю и, значит, я живу, Александр Славуцкий, Вечерняя Москва, 24.06.2013
Анатолий Смелянский в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 23.06.2013
Пришелец, Татьяна Джурова, Петербургский театральный журнал, 23.06.2013
В «Зазеркалье» Петербурга проходят гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 20.06.2013
Страшные сказки МХАТа, Яна Букчина, Сноб, 17.06.2013
Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013
Критика офисного разума, Николай Берман, Газета.ru, 11.06.2013
Проект «Немецкий театр. Впервые на русском» стартовал в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.06.2013
«Срез общества» — это когда бритвой по лбу!, Сергей Шахиджанян, Комсомольская правда, 9.06.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Немецкий театр выходит на московскую сцену, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.06.2013
75 лет со дня рождения Татьяны Лавровой, видеосюжет телеканала «Культура», 7.06.2013
Вспоминая старый МХАТ. Михаил Яншин, Всеволод Шиловский, телеканал «Культура», 6.06.2013
Врачи искусства, Дарья Саркисян, Большой город, 6.06.2013
Вспоминая старый МХАТ. Павел Массальский, Всеволод Шиловский, телеканал «Культура», 5.06.2013
Нерифмованная ночь: поэзия в МХТ, Николай Чикишев, Русский пионер, 4.06.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
Вспоминая старый МХАТ. Анастасия Зуева, Всеволод Шиловский, телеканал «Культура», 3.06.2013
Евгений Миронов в программе «Познер», Владимир Познер, Первый канал, 3.06.2013
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Павел Чинарёв в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 2.06.2013
Максим Матвеев в программе «Личное время», телеканал «Культура», 31.05.2013
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Елены Майоровой, видеосюжет телеканала «Культура», 30.05.2013
В Москве впервые пройдет «Ночь поэзии. XXI век», Мария Лазарева, Московский комсомолец, 29.05.2013
Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2013
Девушка в шляпке, или «Старушка не спеша…», Григорий Заславский, Независимая газета, 26.05.2013
Женщина в шляпе с видом на кабаре, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.05.2013
Роберт Фоллс. Продолжатель традиций, Частный корреспондент, 15.05.2013
Он человеком был, Олег Табаков, Российская газета, 13.05.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
«Ретро» Мягкова всегда в моде, Татьяна Гущина, GorodLip.ru, 7.05.2013
Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013
Олег Табаков: «Свободно увольняю людей», Роман Крецул, Взгляд, 6.05.2013
На сцене МХТ прозвучат песни военных лет, видеосюжет телекомпании «Москва 24», 3.05.2013
«Круги» Жоэля Помра — впервые в российской столице, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2013
Когда умирают стены, Татьяна Ратькина, Русский журнал, 24.04.2013
МХТ представляет премьеру «Начнем все сначала», видеосюжет телеканала «Москва 24», 20.04.2013
В МХТ имени Чехова прошло чествование Станислава Любшина, видеосюжет телеканала «Культура», 19.04.2013
Про МХАТ она знала все, Независимая газета, 8.04.2013
Станислав Любшин отмечает 80-летие, Вечерняя Москва, 6.04.2013
Актеру Станиславу Любшину исполняется 80 лет, видеосюжет телекомпании «Мир», 6.04.2013
Последний князь, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.04.2013
Он ждал чего-то другого, Независимая газета, 5.04.2013
Застава Любшина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 5.04.2013
Максим Матвеев в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 4.04.2013
«Позови меня в даль светлую», Станислав Любшин!, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.04.2013
Олег Табаков: «Меня пытались извести», Анна Балуева, Комсомольская правда, 4.04.2013
Острова. Станислав Любшин, телеканал «Культура», 3.04.2013
Смех да и только, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 28.03.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Презентация книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь», видеосюжет Театра п/р О. Табакова, 27.03.2013
Олег Табаков вручил награды имени себя, Марина Шимадина, Известия, 27.03.2013
Олег Табаков: «Актёрство — это же весёленькое дело», Анна Балуева, Комсомольская правда, 27.03.2013
Международный день театра. Один день за кулисами, видеосюжет Первого канала, 27.03.2013
Олег Табаков не хочет ни с кем ссориться, Елена Ларина, Трибуна, 27.03.2013
Олег Табаков представил книгу «Моя настоящая жизнь», видеосюжет телеканала «Звезда», 27.03.2013
Олег Табаков раздал премии и представил свою новую книгу, видеосюжет телекомпании «ТВ-Центр», 27.03.2013
Олег Табаков: «Совесть надо выращивать», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 27.03.2013
Суд публики, Анна Наринская, Коомерсантъ Weekend, 15.03.2013
Немножко счастья имени Миронова, Аргументы недели, 14.03.2013
Олег Табаков предлагает переместить памятник Чехову, Екатерина Пичугина, Московский комсомолец, 12.03.2013
Олег Табаков в программе HARD DAY'S NIGHT, телеканал «Дождь», 12.03.2013
Андрея Панина проводили в последний путь аплодисментами, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2013
Москва прощается с Андреем Паниным, видеосюжет ИТАР-ТАСС, 12.03.2013
Москва простилась с Андреем Паниным, Елена Юринская, Российская газета, 12.03.2013
В Москве простились с Андреем Паниным, видеосюжет телеканала «Вести», 12.03.2013
В Москве прощаются с актером Андреем Паниным, видеосюжет телеканала «Звезда», 12.03.2013
В Москве прощаются с Андреем Паниным, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.03.2013
В Москве прощаются с актером Андреем Паниным, видеосюжет Пятого канала, 12.03.2013
Антон Яковлев: «Осторожно! Здесь думают и переживают», Алла Митрофанова, православный журнал «Фома», 7.03.2013
Не стало Андрея Панина, видеосюжет телеканала «Культура», 7.03.2013
Коллеги об Андрее Панине, Вечерняя Москва, 7.03.2013
«Мужа» протестировали на благонадежность, Московский комсомолец, 1.03.2013
Сегодня в Москве простились с Виктором Сергачевым, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2013
Москва простится с Виктором Сергачевым, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
У причала, Глеб Ситковский, Ведомости, 28.02.2013
Умер Виктор Сергачев, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.02.2013
Владимир Наумов: «Витя был рожден для сцены», Мария Москвичева, Московский комсомолец, 27.02.2013
Вдова Виктора Сергачёва: «Произошел разрыв аорты, так нам сказали врачи», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.02.2013
Умер актер Виктор Сергачев, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.02.2013
На 79-м году жизни скончался актер Виктор Сергачев, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.02.2013
Скончался актер Виктор Сергачёв, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 27.02.2013
Ушел из жизни Виктор Сергачев, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2013
Умер актер Виктор Сергачев, видеосюжет телеканала «Вести», 26.02.2013
«Идеальный муж. Комедия»: что будет после смеха, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 25.02.2013
МХАТ распахнул двери в интернете, видеосюжет ИТАР-ТАСС, 21.02.2013
Новые интернет-территории МХТ, телеканал «Культура», 21.02.2013
Ожившая сказка, Елена Козинова, Аргументы недели, 21.02.2013
Opus magnum Константина Богомолова, Ксения Ларина, The New Times, 18.02.2013
Чиновники-геи любят друг друга на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Хитёр монтёр!, Андрей Ванденко, Итоги, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Анатолий Белый. Причудливые извивы психики, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 14.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
Персонажи спектакля старательно выжимают из жизни все соки, Арина Мороз, радио «Коммерсантъ-FM», 11.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Аргентина далеко, а МХТ рядом, Геннадий Демин, Трибуна, 6.02.2013
Идеальный муж. Комедия, Алла Шендерова, Ваш досуг, 28.01.2013
«Новые страдания юного В.» — премьера постановки Бархатова, видеосюжет телеканала «Культура», 28.01.2013
Пойми незнакомца, Екатерина Васенина, Театрал, 28.01.2013
Температура нормальная, Ирина Алпатова, Новые известия, 28.01.2013
Хроника юбилейных дней Станиславского, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена, 26.01.2013
Другой Станиславский, Юрий Богомолов, РИА-Новости, 25.01.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Немировичем будешь?, Олег Зинцов, Ведомости, 21.01.2013
Неделя в культуре: С Константином Сергеевичем, но «вне Системы», Григорий Заславский, Независимая газета, 21.01.2013
Конференция «Станиславский и мировой театр», видеосюжет телеканала «Культура», 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбилей Станиславского: в биографии гения до сих пор много белых пятен, Зинаида Курбатова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 21.01.2013
Как Станиславский сохранил себя в СССР, Владимир Колязин, Независимая газета, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Время — честный человек, Елена Дьякова, Новая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
.Всеобъемлющая система Станиславского, Катерина Архарова, Русская служба BBC, 20.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
«Брат звал в МХАТ», Анна Чужкова, Культура, 18.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
Станиславский как доверенное лицо Сталина, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Поверим?, Ирина Корнеева, Российская газета, 18.01.2013
Внутренний мир человека — вечный предмет искусства, Марина Квасницкая, Независимая газета, 17.01.2013
Станиславский искал ключ к подсознанию, Любовь Ермакова, Pravda.ru, 17.01.2013
Великий реформатор сцены, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 17.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
На Новодевичьем кладбище почтили память Станиславского, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
«Сосать деревяшку на сцене не очень удобно», Алексей Крижевский, Газета.ru, 17.01.2013
Человек-система, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.01.2013
Кирилл Серебренников и тайная комната, Алла Шендерова, Ваш досуг, 14.01.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
Олег Табаков в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 10.01.2013
Редкий кадр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.01.2013