Игорь Миркурбанов: «Если я буду жалеть себя, я обворую вас»

Алла Шендерова, Театральная афиша, 20.01.2016
Появившись три года назад на сцене МХТ – сыграв в спектакле «Идеальный муж. Комедия» Лорда, звезду шансона, он же бывший киллер с лицом тонкого интеллектуала, Миркурбанов с первых спектаклей делал с залом что хотел. Константин Богомолов в своих постановках азартно сталкивает стили и жанры, пафос с иронией, а мистификацию с реальностью – вот и его актер виртуозно сочетает крайности. Игорь родился в Казахстане, вырос в Кемерове. В юности увлекался физикой, сменил несколько вузов, перепробовал много рабочих специальностей, в итоге окончил Новосибирскую консерваторию. После диплома отправился поступать в театральный – и попал в ГИТИС. Студентом был принят в Театр имени Маяковского. Сыграл Актера в культовом спектакле Евгения Арье «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»: тогда, в 1992-м, публика реагировала на Миркурбанова так же остро, как и сегодня. После окончания ГИТИСа по приглашению Арье он уехал в Израиль и стал одним из ведущих актеров театра «Гешер». Сыграв Адама в спектакле по роману Йорама Канюка «Адам – сын собаки» (история жертвы холокоста – клоуна, вынужденного исполнять в лагере роль «собаки» коменданта), получил приглашение сниматься у Спилберга в «Списке Шиндлера». Не снялся, потому что не смог оставить театр. От нашумевшего в Европе спектакля сохранилась короткая запись на YouTube, на ней, к сожалению, не видно, что в роли Адама Миркурбанов ходил по канату и даже на нем танцевал. И каждый раз терял два-три кило – не только из-за акробатики, а потому, что позволил себе быть «непрофессионалом» – пропускать все через себя: «Вот представьте: среди зрителей были и люди с номерами на руках – те, кто прошел через концлагерь. И перед ними „играть“?» Вот, может быть, это упорное нежелание беречь себя и есть главное в Миркурбанове – одном из самых ярких российских актеров.

– Вашей биографии позавидовал бы любой писатель или путешественник. Изучали физику, потом Новосибирская консерватория, потом ГИТИС, потом разные театры и даже страны – ощущение, будто в одном человеке соединилось несколько биографий! Вы каждый раз начинали с начала или одно плавно переходило в другое?

– Знаете, где бы я ни был, есть ощущение, что я… в командировке. Перефразируя одно японское изречение, скажу так: кто идет по канату, не простынет. Не знаю, придет ли ощущение покоя, но, если человек живет по каким-то датам, он так или иначе встраивает себя в жизнь социума. Я же берегу свое ощущение невстроенности: живу от события к событию, от премьеры к премьере. Поэтому спрашивать меня что о географии, что о биографии – занятие неблагодарное: память у меня избирательна, вбивать в нее то, что не окрашено эмоционально, все равно что вбивать гвоздь в рисовые посевы. Последовательность событий может путаться, но меня это, поверьте, не тяготит. 

– Год назад вы говорили, что после театра «Гешер», где играли по 25 спектаклей в месяц, в Москве между спектаклями успеваете соскучиться. Теперь вы почти каждый вечер выходите на сцену МХТ или «Ленкома», а еще снимаетесь и поете. Как справляетесь с таким графиком?

– 11-12 спектаклей в месяц – это ведь не 28-29, ерунда все это по сравнению с балетным станком. Актер должен уметь приспосабливаться к разным режимам, как в спорте, как в балете. Накачиваются мышцы. И потом усталость на сцене – не всегда скверно, она иногда дает интересный результат. Актерский организм – штука хитрая и мудрая: там, где раньше не хватало суток восстановиться, начинает хватать полчаса. А в кино… Хотелось бы ответить вам, как говорит Констанция в спектакле «Мушкетеры. Сага. Часть первая»: «Профессий много, но… прекрасней всех кино», – но лучше промолчу. У нас в кино все так умно устроено, что актер, когда заканчиваются съемки, никакого отношения к фильму не имеет – ни коммерческого, ни творческого. Поэтому у нас даже прекрасные актеры потом в нищете загибаются, им всем миром что-то собирают – тем, кто снимался всю жизнь. Потому и берут актеры все, что им дают сейчас, потому и кино такое – сиюминутное. Праздник на один день.

– Я недавно слышала, как в интервью на «Эхе Москвы» вы говорили про актерский соблазн заставить зрителя себя жалеть – не своего героя, а именно себя.

– Да, любит наш брат, а уж сестра особенно, пострадать. Вообще, это вечная такая история, сопутствующая любым текстам, в которых есть хоть какие-то проблески лиризма или романтизма, – немедленно возникает желание пострадать и пожалеть себя любимого.

– Как этого избежать?

– Странный вопрос. Витамины колоть и укреплять вегетатику. Понимать, где я, а где персонаж. У Пушкина ведь «Над в ы м ы с л о м слезами обольюсь…» – не над собой. Видимо, оттого, что у нас как-то не принято ходить к психологу и выговаривать ему свои потаенные обиды и комплексы, для многих артистов сцена стала тем местом, где можно наконец излить их и освободиться. Сладок актеру такой текст, он легко присваивается и становится о себе несчастном, так тонко чувствующем и глубоко страдающем. А он часто совсем про другое! Тут странная вещь: в тот момент, когда вы истово жалеете себя, упиваетесь слезами и испытываете от этого вакхический экстаз, я в зрительном зале тупо и вежливо жду, когда вы закончите. Потому что я, во-первых, знаю, что мы с вами в театре и паровоз никого не переедет, а во-вторых, сквозь бахрому соплей предательски просвечивает ваш актерский эгоизм. Вообще, это самый скрытый, потому самый приятный вид сценического эксгибиционизма – публичная демонстрация своих чувств к самому себе. На сцене ведь тоже есть бихевиористы и интуитивисты. Интуитивисты играют не про себя и в этом заразительны, и этим держат. А бихевиористы – они в своих проявлениях следуют рефлекторным импульсам, и зритель после первых двух-трех душевных движений понимает, что эти с… опять его обворуют: оставят у себя то, что положено чувствовать ему, зрителю, то есть попросту – если я, актер, буду жалеть себя, я обворую вас.

– Выходит, своего персонажа жалеть тоже опасно?

– Жалеть своего персонажа необходимо и очень даже полезно. Не зря великий говорил про «адвоката своего персонажа». Во-первых, когда ты жалеешь его, в этом уже есть элемент отстранения: значит, ты способен различать. Я плачу по Федору Павловичу Карамазову, по его аду, его неустроенности, его знанию, что сыны родные его убить хотят. Но если артист Миркурбанов начнет страдать по Игорю Миркурбанову, где будут Достоевский с Богомоловым?..

– Пытаюсь представить, жалели ли вы князя Мышкина, когда читали его монолог на вступительных экзаменах в ГИТИСе перед Андреем Гончаровым.

– Это странная была история: я приехал в ГИТИС в последний день – и попал сразу на третий тур. Прочел Достоевского и больше ничего не потребовалось – ни петь, ни плясать. Достоевским я зачитывался в довольно раннем возрасте – еще до Толстого, Чехова и других великих, кто потом как-то меня образовывал и чем-то со мной делился. Конечно, я тогда делал все достаточно примитивно. Но сама нервическая вербальность Достоевского, его бесконечные речевые повторы и фуги – все это было так близко мне: «…Когда уже голова на плахе лежит, и ждет, и… знает, и вдруг услышит над собой, как железо склизнуло! Тут, может быть, только одна десятая доля мгновения, но непременно услышишь! И представьте же, до сих пор еще спорят, что, может быть, голова когда и отлетит, то еще с секунду, может быть, знает, что она отлетела…» В то время такие вещи на меня очень сильно действовали.

– А Дюма вы в детстве читали? С какими чувствами?

– Читал ли я «Трех мушкетеров»? Наверное, читал, но меня этот романтизм не захватил: отчетливых восторгов в памяти не сохранилось. Но тут есть одно уточнение: может быть, я прочел его слишком рано – я в 6 лет пошел в школу, а читать начал и того раньше, так что к одиннадцати уже почти всего Фолкнера перечитал.

– Что же вы читали в 6 лет?

– Как в анкетах пишут – разное…

– Когда вы увидели текст Константина Богомолова «Мушкетеры. Сага. Часть первая», вы…

– Сразу понял, что это текст Богомолова, никакой это не Дюма: этот текст самоценен. На сегодня «Мушкетеры» – предельный театральный эксперимент. Так свободно с архетипами в кино работают Тарантино и братья Коэны, а в театре затрудняюсь назвать кого-либо. Этот жанр я бы назвал треш-эпик, или, как говорит Богомолов, постромантизм, постромантический эпос.

– Богомолов на репетиции объяснял вам жанр?

– Нет. Он вообще не так много объясняет. Но, как выяснилось, когда впрямую работаешь с архетипами, это не просто дядя Петя и тетя Валя – персонажи сами начинают расти. Но, вообще, мне требуется дистанция, чтобы оценить и проанализировать этот спектакль.

– Выходя на сцену, вы ставите себе какие-то цели кроме чисто профессиональных?

– Во-первых, я не считаю, что, играя, могу кого-то исправить: невозможно ставить себе такую цель. Я могу даже думать, что живу для того, чтобы выйти на сцену – вот сегодня, в этот вечер. Это я думаю, и никто не запретит мне так думать. Но считать, что я выхожу в спектакле для того, чтобы вас исправить или как-то на вас повлиять, я не имею права: это уведет в такие дебри пассионарности. Когда вы приходите на спектакль, вы видите коллективную попытку создания чего-то, что названо словом «спектакль». Я должен быть в этом честен, но сознательно пытаться на кого-то влиять – увольте.

– Почему в Израиле вы решили поставить поэму «Москва – Петушки»? Это была ностальгия?

– Нет, не думаю. Мы ехали с театром из Иерусалима в Тель-Авив, и у меня в голове возникли вдруг заснеженный тупичок Курского вокзала и человек в черном пальто и шапочке. Потом возник Кремль. Я, кстати, до сих пор думаю, как странно все это связано. Первая строчка, которую я произнес со сцены МХТ в спектакле «Идеальный муж. Комедия», – «Привет, Кремль!», а первая фраза, которую я произносил в Ерофееве, – «Все говорят: Кремль, Кремль…» Там был балканский симфорок, под который я орал, глядя на красный экран: «Кремль сиял передо мной во всем великолепии. ..» И гимн возникал. Я же в юности просыпался под этот гимн: он звучал по радио в шесть утра и служил вместо будильника – люди специально оставляли радио включенным. И вот я придумал пробуждение пьяного человека, уснувшего в подъезде и потом умершего в этом же подъезде – под гимн. И эти несколько секунд-минут-часов, которые он в этом подъезде провел, – такое виртуальное путешествие, – это и была его агония. И вот так с гимном и Кремлем все сложилось. Ну а тексты у Ерофеева совершенно блестящие. 

– Если бы у вас сегодня была возможность встретиться с Венедиктом Ерофеевым, что бы вы у него спросили?

– Не знаю. Я бы ничего не спрашивал – я бы просто на него смотрел. Что касается «Петушков», это все-таки память. Память о том окраинном периоде империи, который сегодня напоминает о себе достаточно настойчиво и грубо.

– Репетируя с вами «Вальпургиеву ночь», тоже по текстам Ерофеева, Марк Захаров сказал, что особо не выделял вас, пока вы учились на его курсе в ГИТИСе, но теперь, задним числом, гордится таким учеником. Как вам с ним работалось?

– Марк Анатольевич – блестящий мастер, прежде всего в том, что касается формы. Но это таит опасность: если артист не подкрепляет это своим содержанием, он подставляется. В институте он ставил с нами «Мудреца» – начинал с нами то, что потом стало грандиозным спектаклем «Ленкома». Я играл Мамаева и тогда в первый раз понял, что могу смешить. И вот мы репетировали, все замечательно придумывалось, но на повторах не получалось. Все, что предлагает Захаров, очень трудно закрепить: тут уже нужно актерское содержание. Есть, кстати, фраза Захарова, которую я помню всю жизнь: «Иногда очень важно сыграть как плохой артист».

– Самозванца в ленкомовском «Борисе Годунове» вы играете уже больше года. Я недавно пересмотрела этот спектакль – заметила, что вы стали играть тише, скупее. Ваши персонажи сильно меняются со временем?

– Думаю, да. Надеюсь, что с ними что-то происходит. Самозванец иногда выходит тихим, чаще – наглым, разбушлаченным. Но это не мне судить, а вам. Чем вообще жив театр? Тем, что спектакль каждый раз меняется. И каждый раз играешь, словно впервые.

– С чего вы начинаете, когда получаете роль?

– С текста. Я читаю не свои реплики, а текст целиком. Если автор слышащий, то в тексте всегда есть музыка диалога. Константин Богомолов – очень слышащий, у него всегда есть определенная музыка. А ведь фраза – ее ритм – определяет характер персонажа.

– И вокруг этого вы начинаете что-то выстраивать?

– Нет, я не выстраиваю ничего своего. Я просто озвучиваю ту мелодию, которая там есть.

– Что вы читаете, когда появляется время?

– Начал нового Пелевина, но, к сожалению, углубиться пока не успеваю. Сейчас вдруг стал читать интуитивистов начала XX века и увлекся. Читаю по поводу зеркальных отражений: есть множество теорий о том, что человек видит себя не таким, какой он есть, а это напрямую связано с театром. Слушаю в YouTube лекции нейролингвиста Татьяны Черниговской, это целый цикл лекций о том, что наш мозг и мы сами – не одно и то же и мы на самом деле ничего о себе не знаем. Вы же уже поняли, что я всегда и все тащу в профессию, а работа с эмпатией – то, чем занимаются нейропсихологи и нейролингвисты, – есть и в моей практике. В театре же, по сути, происходят ежевечерние психологические опыты. (Смеется.)

– Какие вам нужны условия для работы?

– Тяжелый вопрос. Прежде всего мне нужно быть в гармонии с тем, что я делаю. У меня никогда не получалось делать что-то, что не нравится, но надо, – скажем, из-за того, что это хорошо оплачивается. А из бытовых условий мне нужен минимум.

– За последние полгода у вас появилось три премии: «Золотая маска» за роль Федора Павловича, «Хрустальная Турандот» – за Веничку и премия «МК» – за него же. Слава меняет что-то в восприятии мира?

– Знаете, что такое слава? Это когда на гастролях «Карамазовых» в Саратове нас с Виктором Вержбицким подвезли к вокзалу, мы вышли, и к нам подошел человек, попросил автограф и при этом сказал: ну, вы – артист (это Вите), а вы – певец“. И я сказал Вите: „Вот это слава: ты – артист, а я – певец“. Хотя эта история не совсем про славу – это про людей. Они иногда спрашивают: можно с вами сфотографироваться? Ты говоришь: конечно, потом тебя догоняют и говорят: „Подождите, плохо получилось, давайте еще раз. А теперь с моей подругой. А теперь снимите очки…“ В человеческой природе неизбывная привычка садиться на шею, так что приходится говорить „нет“. В остальном же слава – вещь полезная. В нашей профессии она дает уверенность и безусловность, „безусловность“ – очень важное слово. У молодого артиста или артиста, не обремененного славой, много сил уходит на то, чтобы убедить публику в безусловности того, что он делает. „Кто ты, чтоб я тебя слушал?“ – думает публика. Награды же освобождают от поиска аргументов: я говорю – и это так, мне не надо это доказывать. Эта безусловность на сцене очень важна: если ты сам начинаешь в себе сомневаться, зритель моментально это чувствует.

– О чем вы жалеете?

– Очень о многом. Я думаю: вот это надо было сделать иначе, вот тут я недоделал… А вообще, я жалею о том, что нельзя встретить того мальчика, который лежал на зеленой траве, смотрел в синее небо и о чем-то таком думал. Хочется вернуться назад и хоть немного побыть им – без всего, что наросло потом.

– Чего вы не прощаете?

– Да все уже прощаю. Я теперь уже понимаю, насколько человек уязвим, слаб, телесен, а тело имеет свойство болеть, диктует свои условия. Хотя, конечно, есть вещи, которые прощать нельзя. И я способен их понять – но не простить.

– Когда лучше: когда рядом талантливые люди или хорошие?

– Проще, конечно, с хорошими. Хотя… Вот скажите мне вы: вам с какими лучше?

– Я не верю в плохих и хороших. Есть просто люди. Я их жалею. А с талантливыми все же интереснее.

– Признаюсь: мне с людьми всегда было непросто. Но сейчас я думаю, что с людьми и не может быть просто. И не должно. Но вообще, вы не совсем правы: есть, есть хорошие люди! Вот моя мама – хорошая, и я точно это знаю.

Интервью опубликовано в журнале „Театральная афиша“ № 2, 2016 г.
2016
«Высокий идеал московских всех мужей» — из будущего, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 31.12.2016
Механика любви, Алина Артес, Wecherom.ru, 30.12.2016
350Сентрал-парк Вест, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 26.12.2016
Артём Волобуев: «Для меня дуракаваляние стало работой», Полина Колесниченко, Аргументы и факты, 17.12.2016
Богомолов поставил в МХТ Вуди Аллена, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.12.2016
РАМТ поздравил своего патриарха, Елена Владимирова, Театрал, 13.12.2016
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
«Театральный роман» в семи экземплярах, Зоя Игумнова, Известия, 9.12.2016
Дмитрий Назаров в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.12.2016
Вудиальный театр, Вячеслав Суриков, Эксперт, 5.12.2016
«В отчаянной попытке остаться вдовой», Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 5.12.2016
Любовь и измены без всякого хулиганства, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 4.12.2016
«Афиша»: фильм «Союзники» и спектакль «Сентрал Парк-Вест», видеосюжет телеканала «Москва 24», 1.12.2016
На что сходить в театр в декабре, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 1.12.2016
Марина Зудина в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 28.11.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Вуди Аллен и Константин Богомолов. Что-то будет, Ольга Демченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 26.11.2016
В МХТ им. Чехова покажут спектакль по Вуди Аллену, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.11.2016
«МК» вручил театральную премию лучшим актерам и режиссерам России, Александр Мельман, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 23.11.2016
Вечно молодой, Людмила Прохорова, Ревизор, 21.11.2016
Театральная премия «МК» собирает лучших, Московский комсомолец, 20.11.2016
«Лёха» — спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016
Юлия Поспелова: «В театре можно всё», Юлия Шумова, конкурс новой драматургии «Ремарка», 15.11.2016
«Москва 24» о премьере «Спящего принца», видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.11.2016
Бал Воланда в прямом эфире, Андрей Васянин, Российская газета, 10.11.2016
Театральный педагог с большой буквы, Оксана Полякова, Вечерняя Москва, 10.11.2016
Филипп Янковский программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 30.10.2016
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
А чайка — награда за верность, решили театральные актеры, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 28.10.2016
Филипп Янковский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 26.10.2016
Биография Владимира Кашпура, РИА Новости, 26.10.2016
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Сквозь розовые очки, Елена Федоренко, Культура, 19.10.2016
«Dreamworks. Мечта сбывается» в МХТ имени Чехова, Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 18.10.2016
Купеческий сын. От Алексеева к Станиславскому, Татьяна Басова, Super Стиль, 14.10.2016
На сцене МХТ им. А. П. Чехова расцвел розарий, Наталия Козлова, Мир женской политики, 12.10.2016
С «Домом» как к себе домой!, Юлия Миленькая, Литер (Казахстан), 4.10.2016
Большие гастроли, Ксения Евдокименко, Время (Казахстан), 4.10.2016
Театр должен действовать на воображение, а не на нервы, Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 4.10.2016
Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями», Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Театральный фестиваль Tolstoy Weekend. Как это было, видеосюжет канала «ТелеТула», 3.10.2016
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
В МХТ имени Чехова наступила весна, Дарья Лабутина, Татьянин день, 30.09.2016
Мюзикл для «первой леди» английской литературы, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.09.2016
Белогорье встречает лучших актеров России, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.09.2016
Тигр из «Табакерки», Елена Дьякова, Новая газета, 19.09.2016
Как в зеркале жизни, Юлия Владимирова, Наш Красноярский край, 11.09.2016
Сергей Безруков выиграл велогонку среди артистов, Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.09.2016
В Ясной Поляне Пореченков увидел тень Толстого, Елена Шулепова, Российская газета, 10.09.2016
Театр, который исполняет желания, Дарья Лабутина, Татьянин день, 9.09.2016
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
Олег Табаков: «Грешно не верить…», Сергей Грачев, Аргументы и факты, 7.09.2016
На сборе труппы в МХТ Табаков удивил всех, видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.09.2016
МХТ открывает 119-ый театральный сезон, Мир женской политики, 3.09.2016
Фотопроект «Город на память». МХТ имени Чехова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 2.09.2016
Константин Богомолов сменил имидж ради пьесы Вуди Аллена, ИА Национальная служба новостей, 31.08.2016
Табаков примерит китель губернатора, Зоя Игумнова, Известия, 31.08.2016
МХТ им. Чехова открывает 119-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2016
Открытие сезона в МХТ превратилось в моноспектакль, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.08.2016
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
Террариум единомышленников, Александр Малюгин, Аргументы недели, 25.08.2016
В СССР его «прокляли и забыли», Дмитрий Суворов, Уральский рабочий, 24.08.2016
Русский Де Ниро, Ольга Стопинская, vesti.lv, 23.08.2016
Новый театральный сезон вступает в борьбу за зрителя, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2016
Олег Табаков сегодня отмечает свой 81-й день рождения, Елена Милиенко, Новые известия, 17.08.2016
Юрий Стоянов: «Я прятался от Табакова», Виктор Борзенко, Театрал, 17.08.2016
Олег Табаков: 80+1, Известия, 17.08.2016
Театр рождается по необходимости, Александр Малюгин, Аргументы недели, 11.08.2016
Николай Чиндяйкин: «Здесь осталась часть моего сердца», Маргарита Зиангирова, Омская правда, 9.08.2016
Игорь Миркурбанов: «Удивить меня трудно», Елена Тришина, Театрал, 7.08.2016
В Москве стартует новый театральный сезон, видеосюжет Первого канала, 4.08.2016
Олег Ефремов и театральная Москва, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести FM», 23.07.2016
Пазл из слоновой кости, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 22.07.2016
Почему Алексей Варламов считает Булгакова и Алексея Толстого антиподами, Елизавета Вознесенская, Российская газета, 7.07.2016
Эскиз спектакля «Зулейха открывает глаза» представлен в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2016
Интервью с Инной Сухорецкой, Мила Денёва, Open minded people, 1.07.2016
«Зулейха открывает глаза» на сцене и на экране, Ренат Гадельшин, Московский комсомолец (Казань), 30.06.2016
«МК» подводит итоги театрального сезона, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.06.2016
…В себе на ощупь ищет солнце, Алексия Мелевская, Аргументы недели, 30.06.2016
Дарья Юрская в программе «Звонят, откройте дверь!», Московский образовательный интернет-канал, 29.06.2016
Катарсис от московских гостей, Татьяна Смирнова, Курск сегодня, 28.06.2016
В Курске – пролетная… чайка!, Городские известия, 25.06.2016
В Школе-студии МХАТ выпускникам вручили дипломы, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2016
Бандерас для небедных, Евгения Заболотских, Гудок, 24.06.2016
Александр Молочников: «Бунтарство проявляется в каждом», Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 23.06.2016
МХТ имени Чехова — в Курске, видеосюжет телерадиокомпании «Сейм» (Курск), 23.06.2016
Большие гастроли, видеосюжет ГТРК «Курск», 23.06.2016
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом всё труднее находить звёзд», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 19.06.2016
Рецензия: «Макбет», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.06.2016
И народные артисты, и артисты «из народа», Виктор Борзенко, Театрал, 13.06.2016
Человек на поводке у судьбы, Анастасия Вильчи, Index-art, 9.06.2016
Игорь Верник в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 5.06.2016
«Такое дело есть — любить», Анастасия Скорондаева, Российская газета, 3.06.2016
«Ночь поэзии» прошла в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2016
Черешня для избранных, Элеонора Лукьянова, Вечерняя Москва, 31.05.2016
Марина Давыдова — Олегу Табакову, Марина Давыдова, Colta.ru, 31.05.2016
Фестиваль «Радуга» продемонстрировал многоцветье современного театра, Екатерина Данилова, Страницы Воронежской Культуры, 29.05.2016
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Мария Третьякова, Экран и сцена, 28.05.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
Макбет начинает и проигрывает, Светлана Наборщикова, Известия, 25.05.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 23.05.2016
Интервью с композитором Игорем Вдовиным, Иван Ивашкин, Open minded people, 22.05.2016
Магический МХТ: путешествие в закулисье, Ольга Григорьева, Театральный буфет, 22.05.2016
“Dreamworks”, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 19.05.2016
На петербургском фестивале «Радуга» на сцену вышли московские «Бунтари», видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 19.05.2016
«Радуга» окрасилась в цвета бунтарства, Евгений Авраменко, Известия, 18.05.2016
Удивлять зрителей? Всегда готовы!, Елена Добрякова, Вечерний Петербург, 17.05.2016
«Призрачно всё в этом мире бушующем…», Юлия Бурулёва, World Podium, 15.05.2016
Великий и неповторимый Станиславский, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести ФМ», 14.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Интервью с режиссером Виктором Рыжаковым, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
«Радугу» в Питере откроют московские «Бунтари», Елена Добрякова, Мой район (Санкт-Петербург), 13.05.2016
На потребу реплики, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.05.2016
То ли девушка, а то ли виденье, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.05.2016
Мечтоносец, Елена Жихарева, Русский пионер, 12.05.2016
Любил Москву как женщину, Александр Васькин, Независимая газета, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
В ТЮЗе будет РАДУГА, Экстраблог.РФ, 28.04.2016
«Макбет» — трагедия власти, Марина Эратова, Закулисье, 28.04.2016
Зрителю нужна интонация, Елена Захарук, Саратовская панорама, 27.04.2016
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Гастроли Московского Художественного театра имени Чехова завершились, Светлана Бородич, видеосюжет ГТРК «Саратов», 25.04.2016
Гастроли МХТ завершились в «19.14», Саратовские областные новости, 25.04.2016
В «Киномаксе» начали транслировать столичные спектакли, Марина Сурикова, Телефакт (Челябинск), 25.04.2016
Юрий Стоянов: «В театр нельзя „забежать“, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 22.04.2016
В Саратове начались гастроли МХТ, Саратовские областные новости, 21.04.2016
Алексей Кравченко в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 19.04.2016
«Макбет свободен только на поле боя», Зоя Игумнова, Известия, 19.04.2016
Нина Гуляева отмечает юбилей, Татьяна Петренко, Театрал, 18.04.2016
Поздравления с юбилеем принимает Нина Гуляева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2016
Весна театральная, Коммерсантъ, 12.04.2016
В гостях у LIFE78 актер МХТ Александр Молочников, видеосюжет телеканала LIFE78, 9.04.2016
Александр Семчев: «Я знаю, как набрать вес», Екатерина Смирнова, Тверской информационный портал, 8.04.2016
Трикстер нашего времени, Валерия Турецкая, startup.ru, 6.04.2016
Режиссер Марина Брусникина: «Человек не меняется вообще», Светлана Полякова, Новые известия, 4.04.2016
МХТ имени Чехова привез в Петербург сразу три премьеры, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 1.04.2016
«Бунтари». Коллаж, Валерия Новокрещенова, Rara Avis. Открытая критика, 31.03.2016
Критик. Как говорить о войне?, Марина Тимашева, телеканал «Культура», 31.03.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
МХТ покажет в Петербурге обновленный хит № 13D, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Савва Морозов: созидать или разрушать?, Лариса Михайлова, Великая эпоха, 28.03.2016
Москва и Петербург обменялись театрами, Светлана Мазурова, Российская газета, 27.03.2016
13 вопросов для Софьи Райзман, Пресс-служба МХТ, 25.03.2016
Олег Табаков вручил именную премию, видеосюжет телеканала «РЕН-ТВ», 24.03.2016
Служебный вход в жизнь театра, Александр Андриевич, Geometria.ru, 24.03.2016
Олег Табаков вручил именную премию, Ксения Коробейникова, Московский комсомолец, 24.03.2016
«Космический» зал в Камергерском, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 22.03.2016
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Александр Молочников в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 21.03.2016
8 вопросов для Валерия Трошина, Пресс-служба МХТ, 15.03.2016
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Владимир и Ия, Антон Орехъ, радио «Эхо Москвы», 12.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
МХАТ: от Станиславского и Немировича-Данченко до Ефремова, Григорий Заславский, Борис Любимов, радио «Вести ФМ», 5.03.2016
На Малой сцене МХТ поставили комедию об одиночестве, видеосюжет телеканала «Культура», 4.03.2016
Марина Брусникина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 3.03.2016
«Ничего себе звезда, которая стоит в очереди за рыбой!..», Елена Константинова, Свободная пресса, 2.03.2016
Извините, я еду к вам, Нелли Проторская, Диалог культур, 2.03.2016
Талант и добросердечие Ии Саввиной, Михаил Захарчук, Столетие, 2.03.2016
Исполнилось 80 лет со дня рождения Ии Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 2.03.2016
Биография Ии Саввиной, РИА Новости, 2.03.2016
Материнская доля большой актрисы, Николай Старых, Коммуна (Воронеж), 1.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
Анатолий Белый в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 29.02.2016
Пьянящая свобода бунта, Лариса Каневская, Театральный мир, № 2, 26.02.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
«Телефон доверия». МХТ им. А. П. Чехова, Полина Тихонова, World Podium, 24.02.2016
80 лет со дня рождения Ии Саввиной, телеканал «Культура», 24.02.2016
Павел Ващилин: «Театр начинается с режиссера», Камилла Конвэй, Планета Красота, № 1-2, 20.02.2016
Бунтари: Мама, это рок-н-ролл, Екатерина Балуева, Субкультура, 19.02.2016
Наталья Тенякова в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 19.02.2016
Театр рвется на экраны, Вечерняя Москва, 15.02.2016
В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016
Ещё нет, Александр Журов, блог журнала «Новый мир», 13.02.2016
Бунтари, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2016
Виктор Хориняк: «Я был тронут добротой детей в Подмосковье», Денис Сутыка, Подмосковье сегодня, 29.01.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
16 вопросов для Наташи Швец, Пресс-служба МХТ, 26.01.2016
«Достоевский» Богомолова, Света Анош, Театрон, 25.01.2016
Бунтарская премьера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 23.01.2016
Афиша: спектакль «Бунтари» в МХТ, видеосюжет телеканала «Москва 24», 23.01.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Игорь Миркурбанов: «Если я буду жалеть себя, я обворую вас», Алла Шендерова, Театральная афиша, 20.01.2016
Алла Тарасова. Загадочная королева сцены, Мария Морозова, SuperStyle, 20.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Рок-н-ролл жив — «Бунтари» в МХТ им. А. П. Чехова, Софья Ефимова, Театральный буфет, 18.01.2016
13 вопросов для Нины Гусевой, Пресс-служба МХТ, 18.01.2016
Клуб веселых и народнических, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.01.2016
Трэш-водевиль с мушкетерами, Ирина Шведова, Московская правда, 15.01.2016
Биография Евгении Ханаевой, РИА Новости, 2.01.2016