ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Юность — это возмездие

Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Только что на?его сцене прошла премьера ?Привидений? Генрика Ибсена (режиссер-постановщик Николай Скорик). Если в?начале века интеллигенцию потрясало революционное слово Ибсена в??Докторе Штокмане? со?Станиславским и??Бранде? с?Качаловым, сегодня столь?же актуально звучит семейная драма ?Привидения?. Конфликт отцов и?детей, старшего поколения, отказывающегося признать свои ошибки, и?младшего, более слабого, больного от?пошлости жизни и?мечтающего об?идеалах,?? это и?сегодня реальная общественная проблема. Кроме того, сыграть фру Альвинг (роль, между прочим, из?репертуара Элеоноры Дузе) мечтает каждая актриса, переходящая на?роли возрастного плана, так что во?время первого представления ?Привидений? на?Анастасию Вознесенскую?? фру Альвинг?? были устремлены напряженные взоры артисток театра, входящих в?состав художественного совета, который по?традиции ?принимает? каждую премьеру, и?нетрудно догадаться, что после спектакля Вознесенская услышала много нелицеприятных слов.

Даже если сделать скидку наvволнение первого показа на?публике, из-за которого, возможно, половину реплик в?зале просто не?было слышно, в?новой постановке все равно обнаруживаешь немало несуразностей. Например, герои так часто закрывают и?открывают зонтики, подставляя их?под жалкие струйки воды в?дверном проеме, что вспоминается эпизод: однажды Чехову смертельно надоел комариный писк во?время действия, тщательно воспроизводимый на?сцене Художественного, и?он сказал: ?Следующая моя пьеса начнется репликой: ?Надо?же, совсем нет комаров!?? К?надоедливому ?дождю? добавляются группки детей (они играют будущих обитателей приюта, задуманного фру Альвинг), которые к?месту и?не?к?месту высыпают на?сцену, своими оживленными мордашками только подчеркивая бутафорность обстановки. Потом, когда за?монументальными конструкциями Бориса Мессерера зажжется что-то зловеще красное, символизирующее пожар, невольно задумаешься о?проблемах театральной рутины и?поиске новых форм, с?разговора о?которых и?начался МХАТ сто лет тому назад. Впрочем, в?наших театральных ?академиях? это опасная и?обидная тема для разговора: не?случайно многие спектакли Художественного и?Малого театров становятся чем-то неуловимо похожи друг на?друга, о?чем их?создатели и?не?подозревают, так как друг к?другу на?премьеры не?ходят.

В?пьесе Ибсена есть две чрезвычайно выигрышные роли?? фру Альвинг и?пастор Мандерс, и?одна куда менее благодарная?? это Освальд, сын героини. Тем не?менее Андрей Панин в?роли Освальда пока что играет интереснее?и, что немаловажно, современнее. Анастасия Вознесенская и?Андрей Мягков (пастор Мандерс) явно недобирают трагизма, ограничиваясь внешним правдоподобием. Для представителей среднего мхатовского поколения актеров долгое общение с?драматургией Шатрова и?Гельмана, конечно?же, не?прошло даром: они с?теми?же интонациями и?той?же степенью погружения в?образ начинают играть классику, а?она в?ответ мстит. Актриса, например, совершенно не?подводит свою героиню к?финалу, к?прозрению, когда та?понимает, что собственной ложью сгубила сына. Ее?словам о?том, что все будет хорошо и?выглянет наконец солнце, не?верит даже режиссер?? иначе зачем ему в?этот момент спускать сверху некое зеленое полотно, расшитое листьями и?призванное выразить надежду на?лучшее. Иное дело?? Освальд. Андрей Панин смело и?жестко играет его болезнь, его душевное расстройство, готовность в?любой момент взорвать мнимое благополучие отчего дома, точно выражая важную для Ибсена мысль: ?Юность?? это возмездие?. Его резкая, на?грани дозволенного, манера напрочь сметает не?только ханжескую мораль старшего поколения, но?и?архаику постановки как таковой?? со?всеми ее?зонтиками, вазами с?цветами, бокалами и?так далее. Внушительных размеров дом фру Альвинг, тщательно воссозданный в?знаменитых производственных мастерских Художественного театра, дрогнул под этим напором, но?устоял.

В чеховском МХАТе сегодня много сильной молодежи, а?совсем недавно в?труппу влилась большая студийная группа?? целый курс выпускников Школы-студии. 2?декабря на?новой сцене они покажут свою премьеру?? пьесу Клима (Владимира Клименко) ?Джульетта и?ее?Ромео?. Взаимодействие разных поколений в?знаменитых стенах обещает быть драматичным, но?интересным.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир