ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Евреинов прощен

Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Столетие МХАТа отпраздновали уже год назад, но?второй век его истории никак толком не?начнется. Чтобы всерьез пустить часы, требуется настоящее событие. Поэтому каждую премьеру на?большой сцене и зритель, и?закулисье ждут с?томленьем упованья. На?постановку Романом Козаком пьесы Николая Евреинова ?Самое главное? руководство театра, кажется, возлагало особые надежды.

Судя по?тому, что Роман Козак уже второй раз ставит ?Самое главное? (первый раз?он?сделал это несколько лет назад в?Риге), он?всерьез считает пьесу значительным драматургическим произведением. Якобы в?одном авторитетном западном рейтинге евреиновское произведение числится среди десяти лучших пьес ? не?то?уходящего века, не?то?вообще всех времен и?народов.

Глядя на?сцену, ни?за?что не?поверишь в?объективность составителей топ-десятки. (Читая текст, кстати, тоже). Длинная и?путаная пьеса написана безо всякой заботы о?композиции, чувстве меры и вкусе. Правда, роль памятника эпохе она выполнить в?состоянии: Николая Евреинова, теоретика, режиссера и?драматурга, эмигрировавшего из?Совдепии в?середине 20-х?годов, многие считали одной из?ключевых фигур русского театрального авангарда, чуть?ли не?вторым по?значимости, сразу после Мейерхольда. Его коньком была теория театрализации бытия, убеждение, что только через сознательное лицедейство можно преодолеть кошмар жизни.

Об этом, в?сущности, и?пьеса ? о?благородной лжи искусства, с?помощью которой актеры провинциальной труппы пытаются осчастливить обиженных судьбой обитателей неких меблированных комнат. Конечно, в?конце XX века слабость драматургии ? не?аргумент против спектакля. Разыграть на?театральной сцене, как известно, можно любую чепуху, да?так, что войдешь в?учебники. Но??Самое главное? поставлено и?сыграно в?Художественном театре так, как будто к?названию пьесы здесь отнеслись буквально, как будто речь и впрямь идет о?последней великой истине искусства. Как будто Евреинов, искренне придававший этому сочинению торжественность своего главного манифеста, действительно живее всех живых.

Неряшливый и?неубедительный пафос театральности был бы?совсем невыносим, если?бы не?актеры. Занятые среди прочих в?спектакле Виктор Гвоздицкий, Оксана Мысина, Игорь Золотовицкий и?Александр Феклистов разбивают свои роли и?рольки на?отдельные моменты и?эпизодики, в?каждом из?которых без видимого труда концентрируют на?себе зрительскую приязнь. Но?даже?им, упакованным?в костюмы культового театрального художника Юрия Харикова, не?под силу доказать, что театр совершает что-то ?главное?. Хотя сам факт, что Евреинова, всю жизнь пренебрежительно отзывавшегося о?Станиславском, после семидесятипятилетнего забвения реабилитировали именно на?сцене Художественного, говорит о?благородстве последнего. МХАТ зла не?помнит.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир