Не наше все

Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Пьеса ?Самое главное??? опасная пьеса. Путаная, мешающая пародию, клоунаду и?трагический балаган с?элементами патетики и?трагической арлекиниады, она (хоть и?написана в?1921?году) явно принадлежит Серебряному веку. Главный герой?? площадной комедиант, дешевый мистификатор, надувающий глупых обывателей, ? оказывается театральным пророком, одержимым жертвенной идеей преображения жизни театром. Сжигаемый в?огне своей безумной арлекиниады, он?умирает, принеся себя в?жертву этому преображению. Местного ?мага? играет Виктор Гвоздицкий?? легкокрылый эльф того старинного театра, в?котором гротеск и?патетика были связаны крепчайшими узами. Игра Гвоздицкого рациональна и?суха, но?только для того, чтобы удерживать под контролем состояние романтического транса, сотрясающего все его существо. Когда в?начале спектакля, костюмированный в?толстозадую гадалку, он?забавляет публику откровенно ярмарочной игрой, трудно догадаться, что в?финале его трагический Арлекин будет истекать ?клюквенным соком?, скорбно оглядывая зрительный зал. Гвоздицкий рожден для этого парадоксального театра, в?котором грубая буффонада, ирония и?гротеск замешены на?дрожжах высокого сострадания к?падшему человеку.

Клоун божий, он?и?самого себя почитает последним и?нелепейшим из?его созданий. Оттого так таинственна игра Гвоздицкого, так, кажется, проникнута скрытым, сакральным смыслом. Оттого он?так несчастен и?одинок среди большинства своих партнеров, для которых пародия?? лишь пародия, грубая буффонада?? лишь буффонада (особенно это одиночество чувствуется здесь, на?сцене МХАТа).

Но заглянем в?пьесу. Доктор Фрегори, таинственный антрепренер, нанимает трех актеров уездной труппы, чтобы они участвовали в?его театре и, спустившись с?подмостков, вошли в?жизнь реальной городской семьи. Для того чтобы узнать тайны этого семейства, он?поначалу выдает себя за?знаменитую гадалку и, наконец, является в?театр, чтобы завербовать актеров. Он?присутствует на?репетиции местной труппы, о?которой один из?ее участников говорит: ?Ничего возвышенного и?поэтического вы?здесь не?увидите?.

Пиранделловский трагический мотив утраты своего лица предстает у?Евреинова в?балаганном антураже, сопровождаемый театральной пародией и?капустником. ?Самое главное?, повторимся, очень опасная пьеса. На?сцене МХАТа имени Чехова она превращается в?пьесу об?утрате театром своей миссии, о?потере своего лица.

Когда-то, в?начале своей истории, Художественный театр с?удовольствием участвовал в?капустниках ?Летучей мыши?, высмеивая собственные и?чужие штампы и?выдавая публике маленькие секреты театральной кухни. Сегодня театральная кухня стала забавлять публику едва?ли не?более, чем театр, а?сам МХАТ превратился в?один из?главных источников кухонных сплетен. Театру больше нечего сказать миру. Только?бы выжить, дать своим полуголодным актерам хлеб насущный? Пьеса Евреинова оказалась весьма кстати. Добавьте еще общее сознание кризиса в?среде театральных людей, падение искусства актера, частную ситуацию МХАТа имени Чехова, и?станет ясно, на?чем хотел сыграть постановщик Роман Козак.

Евреинов всегда утверждал, что театр?? грубое искусство на?потребу толпы, что аристократизм приписали ему более поздние эпохи, истинная, древняя?же природа театра имеет в?основе наслаждение насилием, жестокостью и?зрелищем смерти.

Точно пытаясь довести эту мысль до?абсурда, Козак создает на?сцене дешевый балаган, цель которого?? высмеять дурной театр и?воспеть высокую и?трагическую участь подлинного актера. Проблема только в?том, что пошлость из?объекта пародии то?и?дело превращается в?реальную плоть спектакля, разливается по?подмосткам. Когда-то, работая в?театре ?Кривое зеркало?, Евреинов называл пародию эшафотом, куда выставлялась для всеобщего осмеяния вся современная зрелищная культура. Выстроенный на?подмостках нынешнего Художественного театра, этот эшафот становится местом подлинной казни для всего современного театра.

Не зря спектакль идет на?фоне задника, изображающего Колизей?? место одного из?самых кровавых и?жестоких развлечений римской толпы. В?финале этот Колизей, превратившись в?огромное колесо истории, грозно нацелился на?зрительный зал, точно желая раздавить его.

Нелепость, примитивность театрального пространства возведены режиссером Козаком и?художником Юрием Хариковым в?абсолют. Белые занавески кукольного театрика, из-за которых и?являются персонажи парадоксальной евреиновской драмы, шокируют своей нарочитой бедностью. Второй?же акт не?менее шокирует своим разухабистым шиком. Площадной фарс о?деградации театра предстает в?аляповатом одеянии. Публика радуется: театр разоблачен в?своем самом грубом и?нелепом.

В одном только случае весь этот безумный проект с?евреиновской пьесой мог по-настоящему осуществиться?? если?бы режиссер и?актеры были одержимы подлинным вызовом. Тогда их?игра могла?бы стать пылающим обличением пустоты и?фальши нынешнего театра, а?не очередным дополнением к?нему.

Нет-нет, спектакль вовсе не?плох. В?нем (Гвоздицкий всегда за?скобками) и?прелестная клоунесса Оксана Мысина и?блестящий комический актер Александр Семчев, и?Вячеслав Невинный-младший, сыгравший историю неудачного самоубийства студента точно и?трогательно.

Спектакль ?Самое главное? вовсе не?плох, он?просто не?исполнил своих претензий. Кроме одной?? со?сцены Художественного театра было громогласно заявлено: ?Ничего возвышенного и?поэтического вы?здесь не?увидите?. И?значит, опять надо ждать лучших времен.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1994
Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1964
1962
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол