Помни о человеке

М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
«Помни: к человеку запасных частей нет» — этот лозунг среди прочих других крупно намалеван на железной стене того цеха, где варят сталь и в оранжевых сполохах огня мелькают силуэты людей с лопатами. Слова эти запоминаются. Не потому только, что имеют прямое отношение к опасной профессии сталевара, но главное потому, что восходят к той мысли, ради которой Олег Ефремов поставил пьесу Геннадия Бокарева «Сталевары» на сцене Московского Художественного театра.
Перед нами — пьеса о рабочем классе, которую все ждали. Но не только о нем. Горячий дымный цех, конец квартала, когда надо во что бы то ни стало «закруглить» цифры, когда выполнение плана становится подчас самоцелью. Старый сталевар, идущий на сомнительный «допуск» ради цифры, и новый подручный сталевара, резко против подобной привычной «халтуры» восстающий. Словом, еще один вариант того самого производственного конфликта, который недавно был в «Человеке со стороны».
Как будто та же расстановка сил: и «человек со стороны» — новый подручный Виктор Лагутин, и старый, дружный коллектив мартеновского цеха, с ним в противоборство вступающий. Но пьеса Бокарева как бы продолжает разговор, начатый и не законченный Дворецким. Разумеется, Виктор Лагутин (каким его играет новый для МХАТа актер В. Расцветаев) прав, когда, сжав зубы, бескомпромиссно отстаивает свою веру. И бригада «гегемонов», которую ведет за собой веселый, ловкий парень Петр Хромов, не может этого не чувствовать.
Словом, появился новый герой. Но постепенно, шаг за шагом этот герой показывает себя жестоким фанатиком веры, который способен ради этой веры смять человека, спокойно перешагнуть через судьбу старика-сталевара, заняв его место, способен подорвать дружную человеческую спайку, противопоставить себя всему коллективу, полагая, что он один «шагает в ногу».
«Такая вера тебя скоро на самый край поставит, — раздумчиво говорит Лагутину старый друг его отца — начальник смены Варламов, — и сам не заметишь, как из того, кто за веру на костер идет, станешь тем, кто в этот костер дрова подкладывает». Вот о чем в сущности поставлен этот спектакль. И когда Лагутин доходит в одиноком упрямом максимализме до самого края, до срыва, тут к нему на помощь приходят люди, те самые, которых он не брал в расчет.
И тогда подлинным героем этого спектакля оказывается рабочий коллектив — бригада, где живут и работают парни разные, может быть, не без греха, но зато каждый из них знает цену человеку, бережет друга, помнит, что «к человеку запасных частей нет». И в том остром столкновении, которое разворачивается в бригаде сталеваров, проходят свою науку все: не только Виктор Лагутин, что стоит в финале перед всем «миром», потрясенный, сраженный его добротой, но и те самые парни, которые им возмущались, но которые сами чистотой его правды очистились.
Такая пьеса появилась сегодня на сцене МХАТа. Быть может, она написана и сыграна неровно. Но режиссера, видимо, не смутила авторская неопытность, гораздо важнее ему было то, что первую пьесу написал инженер, человек с «документальным» знанием дела, а не из «вторых рук».
В добротной манере, просто и строго играют Ю. Леонидов Варламова и В. Давыдов старого сталевара Сартакова. Но в центре спектакля оказывается, на мой взгляд, Е. Евстигнеев, играющий подручного сталевара Петра Хромова с умным юмором и точной мерой современности. Его манера исполнения входит подчас в противоречие с манерой исполнения некоторых других ролей.
В чем разница? Очевидно, в какой-то пластичности, легкости верхнего бытового слоя, за которым угадывается нечто более значительное. Короче говоря, в том самом «подводном течении», о котором всегда заботился К. С. Станиславский. И молодые (да и не очень молодые) актеры Е. Киндинов, Н. Никольский, Г. Епифанцев, В. Кашпур, Б. Щербаков следуют вот этой манере игры Евстигнеева.
Бригада молодых сталеваров становится здесь «гегемоном», определяет — эмоционально, идейно и эстетически — весь сценический тонус постановки. Такого спектакля о рабочем классе у нас в Москве, по моему убеждению, еще не было.
Взаимоотношения людей в процессе производства, казалось бы, будничная материя. Но именно она здесь увлекает и волнует неожиданной правдой и новизной, а не та личная, любовная линия, которая и автором и актерами проведена куда более невнятно и бескровно. И тут даже такая интересная актриса, как Н. Гуляева, в роли Зои Самохиной теряет обычное обаяние, и становятся менее любопытны даже такие емкие характеры, как Лагутин — В. Расцветаев и Хромов — Е. Евстигнеев.
О. Ефремов смело пошел навстречу всем видимым трудностям и одержал победу. Он, которого всегда отличало тонкое чутье современника, поставил спектакль единой, слитной, живой атмосферы (в чем ему помогли художник И. Сумбаташвили и композитор Э. Колмановский). Простой производственный конфликт разрастается до сложнейшей проблемы воспитания человека наших дней. Пожалуй, среди всех других спектаклей, поставленных Ефремовым до сих пор на сцене МХАТа, этот впервые поднимается до такого серьезного и прямого разговора о современности.
К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко завещали Художественному театру строгую требовательность в работе над каждым спектаклем, который должен продолжать свою жизнь после премьеры. Думается, что режиссер не остановится па достигнутом, и «Сталевары» станут спектаклем долгой жизни.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1994
Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1964
1962
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол