«Заседание парткома»

Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Толчком для сценического действия спектакля под этим названием, премьера которого в субботу состоялась во МХАТе, становится частный как будто факт производственной жизни одной из строительных бригад. Дело в том, что трест перевыполнил план. Каждому, кто в это дело вложил свой труд, причитается премия. И бригаде Василия Трифоновича Потапова — тоже. Однако эту премию получили все, кроме семнадцати человек, кроме бригады Потапова.
Прораб Зюбин, начислявший бригаде премию и даже повезший деньги на стройку, так и говорит: «Я первое, что подумал, разыграть меня хотят… Деньги сгреб и в бригаду: давайте, расписывайтесь! А они — мы премию получать не будем».
Факт, конечно, не обыденный. И потому каждый предлагает ему свое объяснение. Считают, чти произошло недоразумение: то ли мало денег дали и тем бригаду обидели, то ли еще что-нибудь… Желанием поскорее разобраться да и закончить недоразумение охвачены, кажется, все члены парткома, который собрался по требованию бригады.
Уже здесь, в начальных эпизодах пьесы А. Гельмана, точно и логично поставленной О. Ефремовым (режиссеры-ассистенты В. Петров и Л. Монастырский), определяются характеры героев. Они не однозначны, потому было бы несправедливо подыскивать для них какие-либо стандартные, локальные определения. Нет, и обаятельный, широкий в общении с людьми управляющий стройтрестом Батарцев (М. Зимин), и жесткий, точный в формулировках плановик Шатунов (В. Расцветаев), и нагловато-веселый бригадир Кочнов (В. Невинный), и замкнутый начальник стройуправления Черников (Е. Киндинов), да и другие действующие лица спектакля играются исполнителями не только с большой мерой жизненной правды. Они типичны, за каждым характером угадывается отношение к жизни, позиция, биография. 
Я назвала не всех героев спектакля: лишь несколько, идя вслед за театральной программкой. С тем же правом можно говорить и о работе артистов Л. Губанова, А. Георгиевской, А. Калягина, Е. Ханаевой, В. Щербакова. Снова точнейшие характеристики. Снова — живые и очень «похожие» люди.
Характеры эти не получат в ходе сюжета сложного и постепенного развития. Но, поставленные в процессе обсуждения истории с премией в обстоятельства не только неожиданные, но и все более обостряющиеся, они, эти характеры, вдруг проявляются. Вдруг раскрываются не только в сегодняшнем своем качестве, но и в потенции — порой привлекательной, обнадеживающей, а порой и тревожной
…Идет заседание парткома. Странное недоразумение (заседание начинается в ритме стремительном, интонация разговоров чуть ироническая, чуть недоуменная) вдруг оборачивается серьезной, требующей не только размышлений, но и деловой принципиальной реакции проблемой. Замечательно, как меняется вся «конструкция» сценического построения. Замедляется ритм спектакля, растет напряжение, уже отметены первоначальные предположения, что все случившееся — лишь недоразумение. .. А напряжение все растет.
В центре театрального повествования — две фигуры.
В творческой биографии артиста О. Ефремова есть множество ролей, сыгранных с высокой мерой правды. Думается мне, что роль бригадира Потапова — среди лучших из них. Это чрезвычайно простой и в своей простоте — глубокий характер. Рецензионное определение «простой человек», стершись от частого употребления, уже несколько потеряло свою отчетливость.
Так вот, Ефремов — Потапов совершенно простой человек, несколько замкнутый и этой своей замкнутостью, естественно, отгороженный от всякого покровительственного похлопывания по плечу. Человек с большим внутренним достоинством, с глубокой уверенностью в том, что дело государственное — это дело его бригады и его личное дело…
Ефремов ни разу за весь спектакль не использует столь возможные сценические эффекты. Но герой его, невидный человек, одетый в рабочий костюм и потертый беретик, держит все напряжение спектакля.
Чем же так сперва озадачил, затем смутил, а позже обрадовал партком бригадир Потапов? Его бригада подсчитала, что трест получил премию за выполнение заведомо облегченного плана, а значит, нечестно. Анализ положения дел на стройке (и во всем тресте), проведенный бригадой, оказался принципиально точным. И в итоге спектакля, в итоге интереснейших столкновений разных характеров, жизненных позиций партком признал правоту бригады Потапова.
Большую, если не решающую роль в этом справедливом решении сыграл секретарь парткома Соломахин. Если Потапов Ефремова — это одна из уже понятных граней его артистического дарования, то Соломахин для Е. Евстигнеева работа принципиально новая. Может быть, она не завершена и с последующими встречами со зрителями еще более определится. Но с моей точки зрения, перспектива ее чрезвычайно интересная.
На сцене перед нами строго и напряженно размышляющий герой. И в то же время совершенно мягкий, добрый человек. Просто в этом решении, в этом факте он видит большее, чем многие, в данную минуту окружающие его. Он видит знаменательный процесс жизни. Видит техническую революцию, современный технический прогресс, преломляемый в судьбах людей. А через них уже — в судьбах производства.
Так спектакль, начатый скромным производственным фактом — отказом одной из строительных бригад от премии, получает широкое, важное звучание, становится одним из аргументов в обсуждении серьезнейшей проблемы: советский человек в наш век научно-технической революции, мера партийной и гражданской ответственности каждого за все, что происходит в стране.
…Может ли держать внимание зрительного зала спектакль-заседание, спектакль, посвященный лишь производственной проблеме? Да, может, если, конечно, в центре этой проблемы оказывается человек. «Заседание парткома» — прекрасное доказательство тому.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1994
Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1964
1962
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол