Так победим!

Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
К пьесе «Так победим!», в центре которой образ вождя Революции, драматург Михаил Шатров двигался, накапливая опыт и знания, набирая высоту мысли, поднимая «планку» художнической ответственности.
К театральному воплощению этого произведения режиссер Олег Ефремов шел, наметив точку отсчета еще тогда, когда стал во главе МХАТа СССР имени М. Горького.
К воссозданию сценического образа Владимира Ильича Ленина Александр Калягин готовился всю свою актерскую жизнь, глубже и глубже всматриваясь в души людей для того, чтобы пристальнее вглядеться в личность вождя Революции. 
Мхатовский спектакль «Так победим!» — это синтез самых разных сюжетных, театральных, эстетических пластов, где четко сохранено режиссером и актерами одно единство — единство большевистской идеи, единство ленинской мысли. Драматург любит точные даты ленинской жизни — они словно вехи жизни страны, словно горящие лампочки Ильича, остающиеся гореть навсегда, как та, под зеленым абажуром, что осталась гореть на столе в ленинском кабинете, хотя уже нет хозяина…
Что же завещал вождь Революции дню завтрашнему? Спектакль построен так, что завещание Ленина — это не только несколько последних его трудов, это целая ленинская жизнь, где кремлевским светом высвечены основные ее этапы, важнейшие среди самого важного.
А важнейшее среди самого важного — благосостояние людей, упрочение материальной базы страны, немедленное решение продовольственной проблемы.
Важнейшее среди самого важного — мир. Все завоевания власти Советов станут незыблемы, если война будет признана безумием, а мирное сосуществование государств разных экономических систем — торжеством разума.
Важнейшее среди самого важного — партийная дисциплина. Нет! — прожектерству, волюнтаризму, левой фразе, правому соглашательству. Да! — интересам народа, разумному хозяйствованию, верности основам демократического устройства общества. И, в первую очередь, необходимы здесь проверенные партийные кадры, кристальная личность большевика, его умение слушать массы, помочь там, где народы поднимаются к миру и социализму.
Это и есть ленинское завещание потомкам. Зрители очищают себя нравственно на этом спектакле, ибо каждое слово Ленина сверяется с нашим временем. Обращением к будущему звучат ленинские слова. Вот, к примеру, один из эпизодов спектакля.
На Х съезде РКП(б) идет голосование резолюции «О единстве партии». Символически поставлена эта сцена. Мы слышим фамилии делегатов съезда — и короткое, увесистое, раскатистое — «За! За! За!». И так, замирая, но все еще растворяясь в воздухе, набатно слышится это «За!». Это последнее, что мы слышим в спектакле. «Против!» — сломлено напором ленинского гения, «За!» — вот музыка спектакля, на протяжении действия которого не раз и не два вступал а схватку Ленин с врагами революции. 
Александр Калягин воссоздает сценический образ Владимира Ильича Ленина и как абсолютно заново увиденный человеческий характер, и как продолжение лучших актерских и драматургических традиций. Здесь и портретность, и постижение внешнее, и, что еще важнее, — постижение духовное.
Драматург и театр победили в первую очередь потому, что рассказали современности о современнике, о великом современнике всех времен и народов.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1994
Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1964
1962
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол