ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Встречаясь взглядом с Лениным

Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
…Ленин писал, что Россия марксизм «поистине выстрадала». В спектакле каждое слово, фраза Ильича, как его играет Александр Калягин, выстраданы, рождаются не только логикой великого революционного теоретика и практика, мгновенно проникающего в самую суть социальных и политических конфликтов. Это еще и нечто лично пережитое, ощущаемое каждым нервом непосредственного участника битвы, в которой он сам ежеминутно может получить смертельный удар.
Мы впервые видим на сцене Ленина, который может задохнуться от гнева и боли, испытать приступ неудержимой ярости, и Ленина, уже как бы заглянувшего за роковую последнюю черту и поставленного перед необходимостью подводить итоги, писать Завещание. Калягин еще продолжает искать и наверное никогда не завершит этот поиск, но он уже вошел в образ, живет в нем свободно, с ощущением художника, все увереннее выходящего на те рубежи, которые поначалу могли показаться недосягаемыми.
На первый взгляд в спектакле есть противоречие между столь эмоциональным исполнением роли Ленина, жизненно полнокровным решением его образа как человека, о котором по праву можно сказать, что все человеческое ему не чуждо, и теми почти условными фигурами его соратников и оппонентов всех оттенков, что появляются опять-таки под условными именами. Но спектакль, как уже отмечалось, — это материализованная мысль, внутренний монолог, поэтому кажущееся, хотя и дающее право поспорить с драматургом противоречие разрешается тем, что ведь, и ведя диалог, Ленин продолжает, уже в косвенной форме, все тот же монолог. А когда мы мысленно ведем с кем-то спор, то это уже не разговор с живым человеком, который и смотрит на тебя по-особому, и говорит с присущими только ему интонациями и жестами, а полемика с мыслью, что развивал этот человек, с мыслью, освобожденной, так сказать, от всех телесных одежд.<…>
В начале этой статьи упоминалось об общественно-политической линии в творчестве МХАТа. Ее исток — год 1900, постановка пьесы Генрика Ибсена «Доктор Штокман», завершающейся такими словами главного героя: «Самый сильный человек в этом мире тот, кто остается одиноким». В те годы Ленин еще только создавал свою партию. Ныне, в спектакле «Так победим!», Ильич, как бы полемизируя с трагическим ибсеновским героем, обращается в финале к нашим современникам.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир