ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Смех и слезы Мольера

Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Новый театральный сезон обещает много интересного. На афишах все чаще появляются названия спектаклей, отмеченных яркими актерскими удачами, смелыми творческими поисками режиссеров. В их числе — премьера Художественного театра «Тартюф» Ж. -Б. Мольера в постановке А. Эфроса.
В памяти старых театралов еще живет прежний легендарный спектакль — творческое завещание К. С. Станиславского. его последняя работа, завершенная учениками.
Новый «Тартюф» в чем-то перекликается с заветами великого режиссера, обогащая наши представления о комедии, увлекая стремительными ритмами, подлинной театральностью. Здесь все весело, озорно, непринужденно.
На сцене нет быта. На фоне золотистых тканей нависает неправдоподобно огромная люстра со множеством светильников как воплощение величия и богатства дома. Люстра, играя роль суперзанавеса, поднимается в начале каждого акта и опускается по его окончании. Оформление Д. Крымова, так же, как и костюмы, удивительно созвучно мольеровской комедии и сразу же настраивает зал на мажорное восприятие происходящего.
И, действительно, с первых минут комедийные перипетии закручиваются в вихревом ритме, монологи произносятся на едином дыхании (перевод М. Донского), реплики сверкают, словно скрещивающиеся клинки.
Безмерно ослеплен Оргон А. Калягина мнимыми достоинствами Тартюфа, решительно отвергая все доводы, все подозрения домочадцев. Переполненный собственным великодушием, он отдает Тартюфу все — дочь, имущество, деньги. А став очевидцем его лицемерия и предательства, впадает в столь неистовый приступ бешенства, что готов сокрушить, уничтожить все вокруг.
К. С. Станиславский говорил на репетициях «Тартюфа»: «Ритм должен ощущаться в глазах… жить в актере и когда он говорит, и когда молчит». Это в полной мере относится к Оргону Калягина, к его темпераменту, необычайной выразительности.
Оргон — главный в этом спектакле, от него исходят, пульсируют нервные точки, которые передаются другим — прежде всего Дорине Н. Гуляевой.
Она живет всеми событиями в доме, первой распознает в Тартюфе его истинную сущность, оказываясь умней, активней хозяев, и, не боясь, открыто высказывает свое возмущение. Монологи Дорины сложны — в страстном порыве обличения надо передать все оттенки стихотворной речи. И надо отдать должное актрисе — она делает это мастерски.
Олицетворением благородной сдержанности, изящества, изысканных манер предстает Эльмира — А. Вертинская. Ее волнение, беспокойство не проявляются так открыто, как у других. 
Все, что говорит и делает Эльмира, исполнено тонкой иронии, грации. И только, когда в увлечении игрой, специально задуманной ею для изобличения Тартюфа, она оказывается в объятиях обманщика, нежный голосок начинает звенеть горестной мольбой о помощи, нервно стучит кулачок в перекладину стола, вызывая мужа. В дорогом, редком и совершенно новом для себя качестве явилась актриса в этой роли.
Ну, а Тартюф — воплощение всех пороков, классический образ лицемера, ханжи, труса и закоренелого негодяя — каким он предстает в спектакле? С. Любшин из всей палитры красок. характеризующих его героя, выбрал, пожалуй, лишь одну — сластолюбие. 
В спектакле единый актерский ансамбль, для характеристики каждого персонажа найдены точные, выразительные краски. Госпожа Пернель — А. Степанова высокомерна, строга и упряма, до последней минуты убеждена в святости, непогрешимости Тартюфа, его разоблачение воспринимает как крах всей жизни, ее привычных устоев. Клеант (Ю. Богатырев) — этот всегдашний скучный резонер, изливающий свой здравый смысл в длиннющих монологах. неожиданно обрел ироничную, пародийную окраску. В приливе красноречия он говорит взахлеб, не в силах остановиться, уже не слыша самого себя. И эффект получился ошеломляющий: буквально каждую тираду Клеанта Богатырева зал награждает громом аплодисментов,
Непривычно выглядят и молодые влюбленные — Мариана (Е. Королева) и Валер (Б. Дьяченко). Не слышно их резкого, звонкого протеста, впрочем, сами они не так наивны и бесхитростны, давно искушены в житейских делах, знают цену отцовскому наследству.
Можно спорить, не притупилось ли сатирическое жало Мольера от столь яростного напора яркой зрелищности, театральности, буффонной искрометности спектакля? Можно спорить… Но эти мысли появляются уже потом, при трезвом раздумье над увиденным. А на спектакле трудно противостоять, не поддаваться обаянию безудержной остроумной режиссерской фантазии. Здесь все в движении, здесь царит дух радостной мольеровской импровизации. 
И зал, благодарный за подаренный ему истинный праздник театра, отзывается на каждую режиссерскую находку, актерскую удачу дружным взрывом смеха, взрывом аплодисментов. На этом спектакле как-то особенно ощущаешь, насколько истосковался зритель по настоящей комедии, яркой зрелищности, подлинной театральности.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир