ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Тартюф, Оргон и другие

Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Спектакль я посмотрела дважды. Ощущение — будто видела два разных, по-своему прекрасных спектакля. Новые коротенькие реплики, иная реакция, другие интонации у актеров. Изменены некоторые мизансцены. И от этого — сместились акценты, стал иным рисунок и даже логика игры в пьесе Мольера, где все образы выписаны удивительно прямолинейно в просто. Хотя не так уж просты и односложны в своей внешней потешности герои спектакля Эфроса.
Анатолий Эфрос на сцене Художественного театра поставил спектакль о драме человека, потерявшего веру, о трагедии праведника, лишившегося духовных благ.
Оргон, каким его играет А. Калягин, исступленно верит в человека добродетельного, сумевшего объяснить ему, в чем высший смысл бытия. Оргон счастлив от этой любви.
Лишь развлечения ради соглашается подслушать игру Эльмиры с совратителем (все равно это невозможно!). Но тем сильнее потрясение, тем убийственнее правда.
И снова спектакль. Та же сцена классической комедии Мольера. Калягин — Оргон теперь покидает укрытие иначе. Он трезв, спокоен. Уже не сомневается, что рядом с ним ханжа, предатель. Вместо потрясения — прозрение. Так быстро взял себя в руки, с такою легкостью оправился от обрушившегося!..
Я дважды смотрела спектакль — как будто слушала две разные мелодии на одну тему. Волнение не проходило: где истина? «Нужно посмотреть третий раз», — говорят мне. И опять — что-то новое, неожиданное в спектакле?
То, что пережил Оргон Эфроса и Калягина, ясно и понятно. Состояние душевного надлома, когда утрачиваешь веру в созвучное тебе существо, знакомо едва ли не каждому из нас, живущих. Наверное, никогда нельзя предугадать, какой будет ваша внешняя реакция в момент душевного кризиса. И потому, может быть, каждый раз по-иному переживает актер судьбу своего героя.
Так непредсказуемо поведение Эльмиры А. Вертинской. Она всякий раз нова в ответ на примитивно-хищное обольщение Тартюфа.
На репетиции «Тартюфа», где довелось мне побывать, актеры откровенно развлекались: строили гримасы, бегали, падали, награждали друг друга шлепками, дарили объятиями. Тогда казалось, они все еще сочиняют, упиваясь комичностью диалогов и ситуаций. Когда спектакль устоялся, я поняла: это режиссер оставляет для актеров сцены, где они могли бы веселиться в ритме мольеровских стихов в стиле театра Пале-Рояль. И как обычные люди переживали бы страсти в предложенных обстоятельствах. И тогда каждый спектакль — репетиция следующего.
Но, чтобы не кривить душой, вероятно, следует сказать: раскованность не каждого актера в спектакле интересна. Тартюфы были всяческими на разных сценах: обрюзгший повеса, авантюрист-предприниматель, презрительно-наглый избранник судьбы, активно подлый лицемер. Необычен святоша и у Анатолия Эфроса: холодная, скользкая мышь (не зря актер на сцену выходит в сером бархатном костюме). Он не гнушается мелкими делишками, способен на неприкрытую подлость. Замысел интересен, С. Любшин, единственный в спектакле, ведет роль в некомедийном стиле. Задуманно прямолинейно, в лоб преподносит он идею, что все святое — разрушимо. Что людские блага можно приобрести недорогой ценой. Некомедиант в столь праздничном, феерическом, приближенном к стилистике мольеровского театра, спектакле. Мы не всегда принимаем его рядом со сверкающей игрой А. Калягина и А. Вертинской; темпераментным и характерным Ю. Богатыревым (Клеант), рядом с по-гоголевски узнаваемой А. Степановой (госпожа Пернель) или комичной в своем испуге Е. Королевой (Марианна).
В нынешнем «Тартюфе» фантастически-фарсовая интрига в доме парижанина Оргона разыгрывается под непрестанные взрывы смеха зрителей. Драматизм постигаешь, когда уходишь из зала. А день спустя тянет еще раз посмотреть спектакль — как перечитать хорошую книгу.
Наверняка уместно вспомнить, что для новой постановки комедии Мольера МХАТ пригласил режиссера из Московского драматического театра на Малой Бронной.
 — Грешно такого режиссера не приглашать в академический театр,- говорит главный режиссер МХАТа О. Н. Ефремов. — Он являет собой пример определенной режиссуры: жесткая трактовка всего спектакля, образов, сцен, подчинение единому стилю. А это в традициях Художественного театра.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир