ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Моцарта сгубили бабы?

Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Великий Моцарт не дает покоя потомкам. Только в МХТ им. Чехова спектакль о его жизни «Амадей» — главный долгожитель. Теперь взялись за смерть композитора. «Концерт обреченных» — так называется премьера, которую сыграли на Малой сцене Художественного. Драматург Дмитрий Минченок предложил свою версию смерти великого музыканта. Ее разыграли силами двух больших актрис. 

Про смерть смотрят бифронтально: сцена расположена меж двух трибун, на которых сидят зрители. Но этого мало: друг напротив друга, но по диагонали расположены два квартета, и каждый по очереди играет музыку то Моцарта, то Сальери. Прямо как два дуэлянта: один «резвый, кудрявый, влюбленный», другой — минуэтно-пафосный. «Стреляются» на струнных инструментах. В качестве секундантов — а вот это самое интересное — выступают вдовы Моцарта и Сальери.

Дамы встретились, чтобы положить конец расхожей легенде: завистник Сальери отравил душку Моцарта. Вдова душегуба — солидная дама в черном, как следователь с Лубянки, вопросами загоняет в угол вдову недруга своего мужа — такую же ветреную и верткую, как покойный гений. 

 — Констанца, покажите ваши каблуки. Каблук раздвоен! А теперь смотрите на следы на этой картине: на них тоже раздвоение, как на каблуке.

Констанца ведет себя как птица, загнанная в угол. Следствие по делу ведет Тереза Сальери. По ходу призывая в свидетели квартет пожилых музыкантов, который играет музыку ее мужа — весьма грамотную, но унылую. Хотя одна из них называется «Тарантелла. Праздник молодого вина». От такого вина явно не словишь кайфа. Зато молодые музыканты под руководством Констанцы Моцарт наяривают витальность.

Следственный эксперимент, восстанавливающий события последнего дня, режиссер Юрий Еремин строит на двух дуэтах — актерском и музыкальном. Первый интересен сочетанием двух столь разных индивидуальностей — Евдокии Германовой (Констанца Моцарт) и Ольги Барнет (Тереза Сальери). Ломкая пластика Констанцы как об утес бьется с монументальностью Терезы. Беззащитность схлестывается с амбицией, сдавая одну позицию за другой. И кажется, что мы вот-вот поверим, что Моцарт пал не от руки Сальери, а от руки собственной женушки. Однако…

Впрочем, не все ли теперь равно, от чего умер гений, — он давно сгнил в общей могиле. Интересно другое: жены достойны своих мужей, или мужчины выбирают жен по себе. Во всяком случае, Констанца в парике и камзоле внешне походит на исторический портрет супруга. Но что важнее — и внутренне безумна, как гений, вдохновенно интуитивна. Жена Сальери — грамотна, образованна, закомплексованна и со своей тайной.

А тайна в том, что она всю жизнь любила Моцарта и отравила его невольно. Последняя сцена действительно полна трагизма и держится на Ольге Барнет. Всякая версия имеет право на существование: Моцарт мог стать жертвой, например, героина, но любовная — романтичнее. Доказательная база — убедительна в своей актерской части. А вот музыкальная… Послушаем мнение профессионала.

Композитор Лора Квинт:
 — Красивая фантазия, хотя я уверена, что Моцарт умер от сифилиса, который в то время не лечили. Мне не понравилось другое: музыканты сознательно так играют музыку Сальери, что она выглядит унылой. А ведь он был очень хорошим композитором. Это достаточно грубый режиссерский прием — на контрасте музыки доказать превосходство одного композитора над другим. 
Пресса
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
10 вещей Ольги Барнет, OpenSpace.ru, 1.06.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
Прокурор своих ролей, Ольга Егошина, Новые известия, 1.09.2011
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003
Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001