ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ
>  12 февраля
Отмена спектакля «Лес» 13 февраля
Уважаемые зрители!
В связи с болезнью актрисы 13 февраля на Основной сцене отменяется спектакль «Лес». Билеты подлежат возврату в кассы театра в срок по 17 февраля включительно. Стоимость билетов, приобретённых на официальном сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.
Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  11 февраля
Спектакли МХТ на сцене Театриума на Серпуховке
Уважаемые зрители!
В продажу поступили билеты на спектакли МХТ, которые в начале апреля будут идти на сцене Театриума на Серпуховке п/р Терезы Дуровой (ул. Павловская, 6):
2 апреля — «Примадонны» (стоимость билетов от 500 до 3000 р.),
3 апреля — «№ 13D» (стоимость билетов от 750 до 5000 р.).
>  10 февраля
100 лет со дня рождения Александра Володина


10 февраля исполняется 100 лет со дня рождения драматурга Александра Моисеевича Володина (1919-2001).

Пройдя войну, в 1949 г. он окончил сценарный факультет ВГИК. В том же году, не найдя места в Москве, переехал в Ленинград, где работал на киностудиях «Леннаучфильм» и «Ленфильм». В театре дебютировал в 1956 г. пьесой «Фабричная девчонка». Затем были написаны «Пять вечеров», «В гостях и дома», «Старшая сестра», «Идеалистка», «Назначение», «С любимыми не расставайтесь», «Две стрелы», «Кастручча», «Дульсинея Тобосская», «Ящерица», «Мать Иисуса», киносценарии «Звонят, откройте дверь!», «Похождения зубного врача», «Дочки-матери», «Фокусник», «Осенний марафон». В Володине нашли своего автора БДТ Георгия Товстоногова и ранний «Современник». Его пьеса «Дульсинея Тобосская» — лирико-философский этюд на темы «Дон Кихота», — стала первой режиссерской работой Олега Ефремова по его приходе во МХАТ в 1971 г.

Как писала о Володине театровед Инна Соловьёва: «К нему потянулись едва ли не все режиссёры, с чьим творчеством связано обновление сцены после эпохи сталинизма… Ему же достались и наиболее жёстокие удары от тех, кто отстаивал нормы социалистического реализма. Вместо поэтизации силы драматург предлагал внимание к человеку — существу уязвимому, нежному, полному жизни и не имеющему брони. Этой задаче отвечала драматургическая техника его пьес — лёгкость переходов, характеры, намеченные двумя-тремя штрихами, воздушность композиции, в которой ничто не пригнано и сохраняется возможность изменения, импровизации. В сюжете становится важен счастливый случай, он же — фокус, он же — чудо. В более поздних пьесах Володина исчезают невымышленные места действия — комнаты в старых домах, общежития, магазины, туманные набережные Ленинграда. Возникает условная Испания (“Дульсинея Тобосская”), столь же условный древний Иерусалим (“Мать Иисуса”) или болотистые леса, где первобытные люди как бы репетируют все те проблемы, с которыми человечеству предстоит возиться до скончания века (остросюжетные притчи “Две стрелы” и “Ящерица”). При всем том Володин — один из немногих современных драматических поэтов, о ком можно сказать, что он не изменял себе и прожил органичную для себя жизнь. О ней рассказывается в его коротких “Записках нетрезвого человека”».

С 2005 г. на Новой сцене МХТ идёт спектакль Виктора Рыжакова по пьесе А. М. Володина «С любимыми не расставайтесь».
В 2007 г. по инициативе Олега Табакова во дворе его театра на Чаплыгина в знак благодарности был установлен памятник ведущим драматургам второй половины ХХ века – Александру Володину, Александру Вампилову и Виктору Розову.
В день столетия Александра Володина Музей МХАТ открывает в фойе Малой сцены МХТ выставку, где представлены фотографии и премьерная афиша «Дульсинеи Тобосской».
>  9 февраля
145 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда


9 февраля исполняется 145 лет со дня рождения реформатора театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874-1940).

Судьба накрепко связала творческий путь гениального режиссёра с биографией МХТ – в 1898 году выпускник Московского Филармонического училища по классу Вл. И. Немировича-Данченко стал одним из ведущих актёров новообразованного Художественного театра. Ещё во время учёбы Мейерхольд обращал на себя внимание высочайшим уровнем культуры, оригинальностью и живостью ума. Вчерашний ученик Немировича-Данченко после первых репетиций с К. С. Станиславским становится его верным адептом, учеником, последователем. «Станиславский, – писал Мейерхольд в письме родным, – не талантливый, нет. Он гениальный режиссёр-учитель. Какая богатая эрудиция, какая фантазия!».
Первые сезоны Художественного театра – время расцвета актёрского таланта Мейерхольда. Среди его программных работ – Иоанн Грозный, Треплев и Тузенбах, принц Арагонский («Венецианский купец» В. Шекспира), Иоганнес («Одинокие» Г. Гауптмана), Терезий («Антигона» Софокла). Утонченное и нервное искусство Мейерхольда, его интеллигентность привлекли симпатии Чехова; их переписка продолжалась вплоть до кончины писателя.
В 1902 году случилась первая принципиальная размолвка молодого актёра с вчерашними учителями. Как следствие – уход Мейерхольда из Художественного театра. В «Товариществе новой драмы» (Херсон, Тифлис, Севастополь и другие южные города) молодой режиссёр Мейерхольд поначалу копировал спектакли МХТ, но постепенно стал находить новые приёмы, идя по пути создания собственного театрального языка. В 1905 году Станиславский предлагает ему продолжить эксперименты в Студии на Поварской, которую мечтает сделать филиалом Художественного театра. Мейерхольд принимает это предложение, однако этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь…
Казалось, что пути Мейерхольда и Станиславского разошлись навсегда — в 20-30-е годы театральная практика и философия Мейерхольда контрастировала традиционному искусству Художественного театра. Но это только казалось. «У МХТ одно время было 4 студии. Я могу дать разгуляться воображению и допустить, что мой театр – тоже одна из студий МХТ, но только, конечно, не пятая, а, скажем, учтя дистанцию, нас отделяющую – 255-я. Ведь я тоже ученик Станиславского и вышел из этой альма-матер».
В начале 1938 года, когда театр Мейерхольда был закрыт и тучи сгущались над головой мастера, его старый учитель Константин Станиславский позвал опального Мейерхольда работать в руководимом им Оперном театре. И снова, как сорок лет назад, они репетировали вместе. Но в августе Станиславский умер, а ещё через год Мейерхольд был арестован и 2 февраля 1940 года расстрелян.
>  8 февраля
Новые исполнители
Сегодня, 8 февраля, роль Вовы в спектакле «Деревня дураков» впервые исполнит Павел Ворожцов.
>  8 февраля
Отмена спектакля «Офелия боится воды» 9 февраля
Уважаемые зрители!
9 февраля отменяется спектакль «Офелия боится воды». Билеты подлежат возврату в кассы театра в срок по 13 февраля. Стоимость билетов, приобретённых на официальном сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.
Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  8 февраля
Ушёл из жизни Сергей Юрский


Сегодня, 8 февраля, на 84-м году жизни не стало народного артиста России Сергея Юрьевича Юрского, великого актёра и кровно близкого нам человека.

Ведущий артист товстоноговского БДТ, после вынужденного ухода из театра в 1978 г. и переезда из Ленинграда в Москву, он 40 лет был актёром и режиссёром театра имени Моссовета, сотрудничал со «Школой современной пьесы», театром Ермоловой…
В Московский Художественный театр Сергей Юрьевич пришёл в 1983 году на роль Джако в спектакле «Обвал». В 1992-93 гг. на сцене МХАТ шёл поставленный им спектакль «Игроки-XXI» («АРТель АРТистов Сергея Юрского»), где он исполнил роль Глова. Вместе с женой Натальей Теняковой и дочерью Дарьей играл в спектакле «После репетиции» (реж. В. Долгачёв, 1996), затем играл Жевакина в «Женитьбе», поставленной Р. Козаком в 1997 г., Ярду в спектакле Я. Буриана «Нули» (2002). Был частым гостем и участником мхатовских вечеров, нашим другом, незыблемым авторитетом… Его уход — тяжёлая потеря для всех нас.

Художественный театр глубоко скорбит и выражает соболезнования Наталье Максимовне Теняковой, Дарье Юрской и всей семье Сергея Юрьевича, его близким, друзьям и коллегам.

Прощание с артистом состоится в театре имени Моссовета 11 февраля. Начало гражданской панихиды в 11 часов. Сергей Юрский будет похоронен на Троекуровском кладбище.
>  7 февраля
Конкурс «Смотри и пиши»


Победителем конкурса «Смотри и пиши» в январе стала Ирина Красильникова за отзывы на спектакли «Серёжа» и «Три сестры».
Победитель получит бесплатные билеты на спектакли репертуара.
>  7 февраля
Альбом «Неизвестный Станиславский. Материалы к постановкам, мотивы декораций, эскизы костюмов, гримы»


Издательство «Бослен» выпустило в свет альбом «Неизвестный Станиславский. Материалы к постановкам, мотивы декораций, эскизы костюмов, гримы». В него вошли зарисовки из книг, рисунки с натуры, эскизы декораций и варианты планировок к спектаклям, сделанные К. С. Станиславским. В музее МХАТ решили собрать эти работы, ранее известные по редким и разрозненным публикациям разве что специалистам, в одном издании и адресовать его широкому кругу читателей. Альбом не только открывает еще одну грань таланта Станиславского, но и дает возможность познакомиться с процессом подготовки спектаклей выдающегося режиссера, реформатора русского театра. Вступительная статья рассказывает об истоках театрального дара Станиславского и одновременно рисует портрет этого во всех отношениях незаурядного человека.
Составитель, автор текстов и комментариев – директор музея МХАТ Марфа Бубнова.
>  6 февраля
Изменения в репертуаре
Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание на изменения в репертуаре.

19 февраля и 30 марта на Новой сцене отменяется спектакль «В. Ж.». Билеты подлежат возврату в кассы театра в срок по 23 февраля и 3 апреля соответственно. Стоимость билетов, приобретённых на официальном сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.

19 февраля на Новой сцене состоится спектакль «Боюсь стать Колей», 30 марта — «Пролётный гусь». Билеты можно приобрести в кассах и на сайте МХТ. 

Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.
Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  5 февраля
Журнал «Театр»: эпоха Табакова в МХТ


Вышел в свет новый номер журнала «Театр», посвященный эпохе Олега Табакова в МХТ имени А. П. Чехова и памяти Дмитрия Брусникина.
С сегодняшнего дня его можно найти в книжных магазинах Москвы: «Театральные книги» в здании Центральной научной библиотеки СТД РФ, «Порядок слов» в «Электротеатре», «Фаланстер», «Циолковский», «Ходасевич», «Москва», «Дом книги на Новом Арбате», «Библио-Глобус», «Порядок слов» в Санкт-Петербурге. А также — в интернет-магазине OZON.ru.
>  5 февраля
Лекция Владислава Иванова «Василий Сахновский в Художественном театре»
МХТ имени А. П. Чехова представляет в 2019 году цикл лекций по истории Художественного театра.

13 февраля на Новой сцене МХТ состоится лекция искусствоведа Владислава Иванова «Василий Сахновский в Художественном театре».

История режиссера, прошедшего школу театрального модернизма Федора Комиссаржевского и связавшего свою судьбу с Художественным театром в пору его советизации. Его видели наследником дела Станиславского и Немировича-Данченко, а оказался Сахновский в глухой ссылке.



Василий Григорьевич Сахновский (1886–1945) — режиссер, театровед, педагог. Учился на философском факультете Фрейбургского университета, окончил историко-филологический факультет Московского университета. Со студенческих лет пишет рассказы, публикует научные и критические статьи, читает лекции по истории театра в различных вузах. С 1912 года Сахновский преподает в студии Федора Комиссаржевского, которая была преобразована в Театр-студию им. В. Ф. Комиссаржевской, там же начинает заниматься режиссурой. В 1919 году становится руководителем Показательного театра в Петрограде, далее переходит в Московский драматический театр (б. Корш). В 1923 году Сахновский возрождает Театр им. В. Ф. Комиссаржевской. В ранние советские годы выходят его первые монографии. В 1925 году Сахновский был приглашен в Художественный театр К. С. Станиславским в качестве замены Вл. И. Немировича-Данченко, который с Музыкальной студией уехал на долгие гастроли в США. В 1927 году формируется управление художественной частью, где Сахновскому отводится должность заведующего режиссерским управлением. С 1929 года Сахновский — председатель Режиссерской коллегии (запечатлен Михаилом Булгаковым в «Театральном романе» под фамилией Полторацкий). С 1931 года заведует художественной частью. В 1932 году назначен Станиславским своим заместителем, а в 1940-м становится заместителем Немировича-Данченко, который видел в нем преемника на посту главы МХАТа. В ночь с 4 на 5 ноября 1941 года арестован, позже выслан. В 1942 году освобожден, продолжает работу во МХАТе, возглавляет только что открытую Школу-студию МХАТ. 



Владислав Иванов — доктор искусствоведения, заведующий сектором театра Государственного института искусствознания. Окончил театроведческий факультет ГИТИСа в 1972 году у Павла Маркова. Редактор-составитель регулярно выходящего альманаха «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века, книг „Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т“, „Евгений Вахтангов в театральной критике“. Лауреат премии Станиславского в номинации „Театроведение“. Лауреат премии Правительства г. Москвы и премии министерства культуры РФ за монографию „Русские сезоны театра „Габима““.

Лекции будут проводиться для всех желающих бесплатно. Приглашаем всех заинтересованных в познании истории отечественного театра.

Стать слушателем лекции можно, прислав запрос на адрес: zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.

Аккредитация СМИ: pressamxt@yandex.ru
>  4 февраля
Гастроли
Красногорск, на сцене ДК «Подмосковье»

«Примадонны» — 24 февраля

Ростов-на-Дону, на сцене Ростовского академического театра драмы им. М. Горького

«Дворянское гнездо» — 11 марта

Краснодар, на сцене Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького

«Дворянское гнездо» — 13 марта

Санкт-Петербург, на сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова

«Свидетель обвинения» — 13 марта
«Северный ветер» — 14 марта

Зарайск (Московская область), на сцене Районного центра культуры имени В. Н. Леонова

«С любимыми не расставайтесь» — 22 марта
«Телефон доверия» — 23 марта
>  2 февраля
Вопрос с проездом автотранспорта МХТ имени А. П. Чехова через Камергерский переулок решен
1 февраля официально решен вопрос о проезде по Камергерскому переулку во внутренний двор театра. Знак «Пешеходная зона» перенесен с Тверской улицы на 100 метров к дому № 4. Таким образом, проезд автотранспорта театра больше не нарушает правила дорожного движения. 

Напомним, что въезд с Камергерского переулка является для театра единственным. Мы очень сожалеем, что вопрос, который должен был быть решен еще несколько лет назад, так долго оставался открытым и создал ненужное напряжение между театром и пешеходами. Подключившиеся к ситуации и не разобравшиеся в ней СМИ нанесли урон репутации театра и его сотрудникам. Кроме того, были сорваны репетиции, под угрозой срыва находились спектакли театра и гастроли БДТ. 

Наконец, благодаря Правительству Москвы, Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и ГИБДД ситуация разрешена, и нормальная жизнь театра восстановлена. Благодарим руководителей и сотрудников городских ведомств за поддержку, внимательное отношение и помощь в решении этого вопроса.
>  1 февраля
О главном!
Московский Художественный театр поздравляет Ольгу Литвинову и Константина Хабенского с рождением дочери! От всего сердца желаем здоровья и счастья! Ура!