ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Поглощенные Летою

Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
Какая еще там новая жизнь!
Наше положение, твое и мое,
безнадежно.

Из пьесы «Дядя Ваня»

Под занавес сезона дошел наконец-то до спектакля Московского Художественного театра «Дуэль». Будний вечер, понятно, какая жара, громкой (читай — скандальной!) известности у спектакля нет, поскольку его автор, режиссер Антон Яковлев, человек интеллигентный и нормальный. Так вот, к вящему моему изумлению (и удовольствию!) я обнаружил перед театром людей, безутешно жаждущих лишнего билета, а в самом зале — приставные стульчики, ступенечки и т.д.

Режиссер

А спектакль серьезный, умный, строгий, в равной степени авторский и актерский: много — то есть столько, сколько положено — текста, который очень складно и осмысленно воссоздается. А стало быть — подлинно режиссерский. Антон Яковлев в компании молодых режиссеров выделяется этим доверием к Слову и к Актеру, в этом, видимо, а не в «самовыражении», воплощая свои творческие амбиции. Сюжет чеховский — трудный (вопрос: есть ли у него легкие?), ибо: очень много слов и очень мало действия. Важно, мне кажется, первое — избегнуть назидательности, второе — вынесения приговоров. Выяснения, кто в этом словесном и мировоззренческом споре прав, а кто неправ. По одной причине — таковых нет. Не тот писатель. И не оттого, что релятивист и соглашатель — а оттого, что присуще ему было редкостное на самом деле сочетание: трезвости в отношении к людям и снисходительности к ним. 

Актеры

«Дуэль» Лаевский — фон Корен воплощают Анатолий Белый (увы, не видел второго исполнителя Александра Усова) и Евгений Миллер. Судя по почти синхронности выпуска, Белый одновременно репетировал два спектакля: «Дуэль» и «Обрыв», где он играет Бориса Райского, — что само по себе не вполне рядовое актерское проявление. Мне показалась роль Лаевского намного более случившейся (относительно Райского слышал по телевидению собственное признание актера, что пока он его не сыграл, — делает честь!). Готов предположить в случае «Дуэли» намного более подробную и вдумчивую режиссуру. Лаевский у Белого в самом деле — до миллиметра подробен, с неожиданной пластикой «гуттаперчевого мальчика», когда легкость и умение сделать все, того и гляди оборвутся тем, что «сломается». Очень слабый человек, подточенный, словно бы подмытый, оттого не слишком прочно в жизненной почве укорененный, одновременно из последних сил фанфаронствующий, старающийся «сохранить лицо», что уже почти невозможно и что он лучше других понимает. Безмерно униженный и оскорбленный неслучившейся своей жизнью… Он одновременно ужасно нелеп — и замечательно изящен. Ерничает — и исповедуется, сам пугаясь и того, и другого. В каком-то смысле — «человек без свойств». Или человек без стержня. Живет какими-то фантомами и миражами. В постоянном конфликте с самим собой…
Мне показалось, что в этой сценической версии знаменитого чеховского сюжета «дуэль» только на поверхности происходит в отношениях между двумя людьми. А на всей — бездонной! — глубине этого айсберга каждый выясняет отношения со своим иным «я», ведя дуэль, невидимую, но и нескончаемую, с самим собой.
Лаевский у Белого, быть может, чуть преувеличенно слаб. Фон Корен у Евгения Миллера, со своими нескончаемыми монологами и сентенциями, со своей декларируемой готовностью уничтожать людей, подобных Лаевскому — чрезмерен намного более очевидно. Подчас — до откровенной самопародии. 

«Дуэлянты»

Отношения двух этих людей доходящие, казалось бы, до откровенной ненависти, быть может, куда более сложные. Враги? Антиподы? Или — два различных воплощения попытки любыми силами — проявиться, обозначиться, прозвучать. Стать интересным, необычным, загадочным — пусть только лишь в глазах этой не слишком искушенной провинциальной публики. Публики, исполняющей функцию зрителя. Ведь в чем, как не в этом, истоки конфликта, к примеру, Печорина и Грушницкого. В перетягивании зрительского внимания. 
Эта подспудная ироничность нисколько не отменяет драматизма жизней и судеб «дуэлянтов» — напротив, вполне по-чеховски делает его еще более пронзительным и неразрешимым, потому что, как мне увиделось (быть может, почудилось, даже померещилось?), при всем словно бы антагонистически-полярном несходстве, судьбы их схожи. И суть их характеров — общая: любимая русская суть, которую незабвенный Миша Бальзаминов именовал «мечтания». После всех криков и воплей, пафосных деклараций и взаимных обвинений, после всех всплескиваний руками (Лаевский) и размахивания кулаками (фон Корен) они снова сойдутся и подружатся.

Русские чудаки

У Гоголя была история о том «как поссорились», а у Чехова (в версии Антона Яковлева) — «как помирились». Слишком уж красноречива немая мизансцена финала: поверхность, которая служила то столиком на пикнике, то неким подиумом, с которого герои взывали к миру, будучи перевернутой, оказывается лодкой. В которую долго и заботливо усаживают фон Корена, и вот он уселся, и … ничего. Ни-че-го.
Русские чудаки — и русский абсурд. Никто никуда отсюда не уедет (недаром, на протяжении всего спектакля, настойчивые возгласы Лаевского «В Петербург, в Петербург…» столь вызывающе напоминали понятно что: «В Москву, в Москву…»). Они останутся здесь: и изящно-инфантильный Лаевский, и брутально-самоуверенный фон Корен, и «сопровождающие лица»: доктор Самойленко (Дмитрий Назаров; одни усы и густой бас чего стоят, а уж когда в парадный мундир облачился — то ли смеяться, а то ли плакать?) и дьякон Победов (Валерий Трошин, со своим смешным, точно детским голосочком, и если кому придет в голову полагать Чехова «воцерковленным», вспомните про этого незадачливого дьякона).
У Чехова местом действия является Кавказ — и в спектакле есть, конечно, некие признаки восточной экзотики: заунывная музыка (композитор Александр Маноцков), зловещее присутствие неких второстепенных персонажей. Здесь «все как у людей»: свой полицейский (Кирилин — А. Агапов), и свой представитель «торговой буржуазии» (Ачмианов — П. Левкин), и свой Мустафа (В. Кулюхин) и свой «свет», воплощенный в даме по имени Марья Константиновна (О. Васильева), и своя грешница, Надежда Федоровна (Е. Панова).

Только одного здесь нет — воздуха. И еще отсюда нет выхода.

Созданная фантазией художника Николая Слободяника неизменная на все действие декорация рождает мысль о заброшенности и безадресности, об отсутствии каких-либо конкретных географических координат. Сделано это ненавязчиво и с большим вкусом, без резких мазков, оттого осознается постепенно, по мере все большего вхождения, погружения в спектакль, который словно бы обволакивает, словно бы всасывает тебя в свою стихию, которой невозможно противиться. Словно на какие-то мгновения схлынула волна — и открылись скрытые в ее водах человеческие судьбы, а потом волны накатили снова, и все исчезло. Поглощенные Летою…
Пресса
Анатолий Белый в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 2.07.2017
Увидеть стихи, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 21.12.2016
Анатолий Белый: «Поэзия — это духовная терапия», Ксения Позднякова, Культура, 30.11.2016
Бал Воланда в прямом эфире, Андрей Васянин, Российская газета, 10.11.2016
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
Анатолий Белый в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 29.02.2016
Послушайте! Поэты войны, телеканал «Культура», 22.11.2015
Анатолий Белый: «Чайка» – это парадокс“, Анжелика Заозерская, Труд, 19.11.2015
Послушайте! Поэты Серебряного века, телеканал «Культура», 15.11.2015
Произведения Чехова прочитали в разных уголках мира, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.09.2015
Чеховские онлайн-чтения увлекли людей по всему миру, видеосюжет телекомпании НТВ, 25.09.2015
По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015
Новый сезон в МХТ имени Чехова открылся тремя спектаклями, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2015
Анатолий Белый: Дома играю роль лошадки, программа «Культпросвет», телеканал «Мир 24», 29.08.2015
Анатолий Белый на «Худсовете», телеканал «Культура», 20.05.2015
Анатолий Белый в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 5.04.2015
МХТ на ярославской сцене, видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославсль), 20.01.2015
МХТ имени Чехова дал спектакль на ярославской сцене, видеосюжет Первого ярославского телеканала, 19.01.2015
Гвардия Белого, Влад Васюхин, Ваш досуг, 23.10.2014
Анатолий Белый: МХТ – мой театр по группе крови, Культурный обмен с Сергеем Николаевичем, ОТР, 22.10.2014
Алексей Кравченко для спектакля по МакДонаху вживался в роль в психушке, Марина Шнайдер, Комсомольская правда (Пермь), 14.10.2014
13 вопросов Анатолию Белому, Пресс-служба МХТ, 25.09.2014
Дуэтом о «Новой драме», Дмитрий Кириченко, Театральный мир, № 8-9, 10.09.2014
Лучшие постановки МХТ им. Чехова покажут онлайн, видеосюжет телекомпании НТВ, 9.09.2014
Воронежцы увидят спектакли МХТ им. Чехова в режиме реального времени, видеосюжет телканала «Губерния» (Воронеж), 8.09.2014
Анатолий Белый в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 29.04.2014
«Человек-подушка». Впервые в Перми, видеосюжет Урал-Информ Пермь, 14.10.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Презентация книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь», видеосюжет Театра п/р О. Табакова, 27.03.2013
Олег Табаков представил книгу «Моя настоящая жизнь», видеосюжет телеканала «Звезда», 27.03.2013
Анатолий Белый. Причудливые извивы психики, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 14.02.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Неделя в культуре: С Константином Сергеевичем, но «вне Системы», Григорий Заславский, Независимая газета, 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Станиславский как доверенное лицо Сталина, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Анатолий Белый: «Я папа сентиментальный!», Вера Копылова, Московский комсомолец, 1.08.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
Мастер и Маргарита в страшилке для взрослых, Алла Шевелева, Известия, 7.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Тоска Цурикова, Алена Карась, «Российская газета», 1.10.2003
Ненормативная премьера, Алексей Филиппов, Известия, 27.04.2002