ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Крик над озером

Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
Перед началом «Чайки» по обстановке в зале казалось: сейчас откроется занавес и на сцене пойдет не спектакль с 30-летней историей, а что-то новое и одновременно ефремовское. Во всяком случае, такое ожидание читалось в лицах зрителей, рассматривавших юбилейные программки, об этом говорило и появление в зале (под вспышки фотокорреспондентов) Олега Табакова. За несколько десятилетий состав исполнителей неоднократно менялся, смещались акценты, чеховская пьеса звучала то комедийно, то ближе к трагедии, а на 450-м спектакле и вовсе возникло впечатление, что Олег Ефремов через свою «Чайку» снова говорит с сегодняшним залом.

Как сказал ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский (его выступление предваряло спектакль), «Чайка» в судьбе Олега Ефремова была совершенно особым спектаклем. Ею он завершал свою работу в «Современнике» в 1970 году и ею же подытожил первое десятилетие работы во МХАТе. Причем две постановки существенно отличались друг от друга. Если в 1970 году Ефремов превращал Чехова в памфлетиста (интеллигентские разговоры шестидесятников; люди говорят, но не слышат друг друга, ссорятся и выясняют отношения), то в 1980 году в спектакле громче зазвучала нота всеобщего понимания и смирения. Она звучала и несколькими годами позже, после известного раскола МХАТа на «доронинский» и «ефремовский»; звучала она и в 1998 году — в год столетия театра; звучит она и сейчас — при новом поколении исполнителей.

Евгения Добровольская сыграла все женские роли в этом спектакле. А сегодня она — Аркадина. В ее исполнении это болтливая, нервная кокетка из провинции, в характере которой словно борются два начала: с одной стороны, она светская львица (французские туалеты носить умеет, живет с модным беллетристом Тригориным), с другой — она мать, страдающая от неудач своего сына Кости Треплева, пытавшегося покончить с собой. «А ты без меня опять не сделаешь чик-чик?» — спрашивает она предельно участливо. И пусть в ее словах слышен наигрыш: Аркадина, как известно, — не совсем успешная актриса. Проявляет сострадание, как привыкла «изображать» его на сцене. Заламывает руки и, кажется, вот-вот заплачет от своей нелегкой женской доли. Правда, эти страдания гроша ломаного не стоят. Евгения Добровольская виртуозно сыграла это в сцене, где ее героиня поправляет повязку своему раненому сыну. Вот бинт и голова в нежных материнских руках, вот заботливо осматривает она рану, но поскольку Костя начинает ее упрекать в глупой любви к Тригорину, то материнская любовь тут же переходит в ненависть. Как отталкивает она Костину голову, как срывает повязку, как играет при этом свое женское горе — горе несостоявшейся светской львицы.

Под стать ей Тригорин (Анатолий Белый) — самоуверенный щеголь, с короткой стрижкой, в модном костюме, обходительный и благородный. Но за этими манерами проступает демоничность. Такой способен открывать любые двери, обманывать, жить в свое удовольствие. Его тайная связь с Ниной Заречной (Анастасия Скорик) становится столь же важной в спектакле, как и литературное противостояние с Треплевым. Ефремов (а вслед за ним и режиссер новой редакции Николай Скорик) сделал акцент на прозрачности, четкости каждой сюжетной линии пьесы. Это спектакль не только о любовном треугольнике (Треплев, Тригорин, Нина), не только о драматурге-самоубийце, не только о страданиях его матери, но и о каждом конкретно. Экспансивная до истерики Маша (Ирина Пегова), ее глупый муж учитель Медведенко (Алексей Шевченков), страдающая от неразделенной любви Полина Андреевна (Римма Коростелева), пожилой, ироничный и все понимающий Сорин (Сергей Сосновский)…

Разбирать взаимоотношения между персонажами ефремовской «Чайки» — занятие увлекательное, как шарада. Но есть в этой постановке еще одно действующее лицо, которое у Чехова прописано лишь пунктиром — природа, красота бездушного мира, в котором погибают люди. Отдаленный крик чайки над озером звучит надрывно, передавая обитателям имения не только тревожное настроение, но и мысли о бесконечной неустроенности жизни — словно мятущаяся душа молит о помощи. Недаром Нина Заречная так пронзительно сравнит себя с чайкой, а в конце спектакля вернется к колдовскому озеру, где прошло ее детство, юность и где она сделала первые шаги на театральной сцене. Нервозность, неустроенность исходит и от старой беседки-театра, расположенной в старом саду. Шаткая, продуваемая ветром, она временами выезжает из глубины на авансцену: кажется, еще немного и старые колонны полетят в зрительный зал, а вместе с ними рухнет и мир усадьбы — со всеми ее горестями.

С этого спектакля в 1980 году началось сотрудничество театра с художником Валерием Левенталем. И сегодня во всех учебниках сценографии балет занавесей, «живая» беседка, мерцающий природный фон описан, как один из интереснейших образцов театрального искусства. Впрочем, такое оформление становилось и фоном не только для чеховской истории, но и для игры многих поколений мхатовских артистов. За минувшие годы Аркадину играли — Татьяна Лаврова, Ирина Мирошниченко, Екатерина Васильева; Треплева — Андрей Мягков, Владимир Симонов, Роман Козак, Михаил Ефремов; Сорина — Андрей Попов, Владлен Давыдов, Олег Табаков, Петр Щербаков, Вячеслав Невинный; Нину Заречную — Анастасия Вертинская, Елена Проклова, Елена Майорова, Евгения Добровольская и другие. Каждая эпоха вносила новые краски, но всегда было что играть.
Пресса
Анатолий Белый в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 2.07.2017
Увидеть стихи, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 21.12.2016
Анатолий Белый: «Поэзия — это духовная терапия», Ксения Позднякова, Культура, 30.11.2016
Бал Воланда в прямом эфире, Андрей Васянин, Российская газета, 10.11.2016
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
Анатолий Белый в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 29.02.2016
Послушайте! Поэты войны, телеканал «Культура», 22.11.2015
Анатолий Белый: «Чайка» – это парадокс“, Анжелика Заозерская, Труд, 19.11.2015
Послушайте! Поэты Серебряного века, телеканал «Культура», 15.11.2015
Произведения Чехова прочитали в разных уголках мира, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.09.2015
Чеховские онлайн-чтения увлекли людей по всему миру, видеосюжет телекомпании НТВ, 25.09.2015
По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015
Новый сезон в МХТ имени Чехова открылся тремя спектаклями, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2015
Анатолий Белый: Дома играю роль лошадки, программа «Культпросвет», телеканал «Мир 24», 29.08.2015
Анатолий Белый на «Худсовете», телеканал «Культура», 20.05.2015
Анатолий Белый в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 5.04.2015
МХТ на ярославской сцене, видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославсль), 20.01.2015
МХТ имени Чехова дал спектакль на ярославской сцене, видеосюжет Первого ярославского телеканала, 19.01.2015
Гвардия Белого, Влад Васюхин, Ваш досуг, 23.10.2014
Анатолий Белый: МХТ – мой театр по группе крови, Культурный обмен с Сергеем Николаевичем, ОТР, 22.10.2014
Алексей Кравченко для спектакля по МакДонаху вживался в роль в психушке, Марина Шнайдер, Комсомольская правда (Пермь), 14.10.2014
13 вопросов Анатолию Белому, Пресс-служба МХТ, 25.09.2014
Дуэтом о «Новой драме», Дмитрий Кириченко, Театральный мир, № 8-9, 10.09.2014
Лучшие постановки МХТ им. Чехова покажут онлайн, видеосюжет телекомпании НТВ, 9.09.2014
Воронежцы увидят спектакли МХТ им. Чехова в режиме реального времени, видеосюжет телканала «Губерния» (Воронеж), 8.09.2014
Анатолий Белый в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 29.04.2014
«Человек-подушка». Впервые в Перми, видеосюжет Урал-Информ Пермь, 14.10.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Презентация книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь», видеосюжет Театра п/р О. Табакова, 27.03.2013
Олег Табаков представил книгу «Моя настоящая жизнь», видеосюжет телеканала «Звезда», 27.03.2013
Анатолий Белый. Причудливые извивы психики, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 14.02.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Неделя в культуре: С Константином Сергеевичем, но «вне Системы», Григорий Заславский, Независимая газета, 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Станиславский как доверенное лицо Сталина, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Анатолий Белый: «Я папа сентиментальный!», Вера Копылова, Московский комсомолец, 1.08.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
Мастер и Маргарита в страшилке для взрослых, Алла Шевелева, Известия, 7.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Тоска Цурикова, Алена Карась, «Российская газета», 1.10.2003
Ненормативная премьера, Алексей Филиппов, Известия, 27.04.2002