ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Тоска Цурикова

Алена Карась, «Российская газета», 1.10.2003
МИХАИЛ Угаров обошелся с пьесой Максима Курочкина «Цуриков», которую переименовали в «Трансфер», самым что ни на есть примитивным образом. Он произвел на свет нечто вроде читки — три элегантных стула, несколько столь же элегантных деталей, полное ограничение в сценических эффектах, тишина и принципиальная неназойливость театра. Так поставить пьесу мог только драматург, знающий законы и смыслы драматических ходов, но не умеющий сочинить для них мускулистую, исполненную объемов и парадоксов театральную плоть. Он поставил ее прозрачно, открыв ее обжигающую современность.

Пьеса Курочкина — история про некоего Цурикова, нового русского героя-бизнесмена, давно не спящего с женой, не соблазняющего секретаршу Машу, уставшего от налоговой инспекции, но прежде всего — от себя самого, живущего по заведенным правилам и испытывающего странную тоску. Тоска Цурикова написана тем неотчетливым, легкомысленным и абсолютно прозрачным письмом, которое так отличает драматургию Курочкина: этой тоски как бы и нет, но вся она разлита в атмосфере напряженных и абсурдистских диалогов с женой, приятелем, секретаршей и любовником жены. Традиция, в которую Курочкин вписывает свой текст, и есть драма абсурда в ее беккетовском изложении. Ничего не понятно, но напряжение растет, тоска разливается и хочется выть.

Курочкин рассказывает жизнь Цурикова просто и страшно. И не поймешь, что в ней — реально, а что — ирреально. Сначала к нему домой является его погибший сослуживец Пампуха, веселый молодой человек, которого никто в армии не бил, а он однажды взял и выстрелил себе в рот. Цуриков отдает ему свою жену, а сам удаляется в ад, откуда ему прислал приглашение его отец. Он несуетливо собирается, берет с собой секретаршу Машу и любовника жены Диму, деловито фотографируется на загранпаспорт и отправляется в путь.

Ад ждет его за порогом, а точнее — прямо здесь, на той же сценической площадке. Пока секретарша и любовник смиренно посиживают на авансцене, точно стражники в «Гамлете», в ожидании своего предводителя, сам Цуриков ведет странные беседы с отцом (Алексей Петров). Отец у него — вовсе не зловещая тень, а занятый своими проблемами мужчина. Единственное, что отличает его от живого, — это экзотический способ препровождения времени: в преисподней он живет с маленькой девочкой лет четырех-пяти. В этом невероятном кульбите отчетливо проявляется исполненный изобретательности и парадоксальности курочкинский стиль. Извращение или сильнейшее проявление человечности — чего больше в этом адском развлечении отца? Насквозь проницаемая для обыденности ноосфера — огромная информационная воронка, втягивающая прошлое, настоящее и будущее, — заменила место таинственного античного рока.

Цуриков без излишнего трагизма переживает свою внезапную тоску, стоически принимает приход мертвого Пампухи, бессмысленно прозябает в аду, даже не обратив внимания на проходящего мимо жалкого Бога-заику (Владимир Нелинов), которому стыдно возвращаться на небеса. Его собственная жена, раздражающая его своими глупыми вопросами, все давно понимает и любит его, как может (нервная и изящная работа Елены Дробышевой). Да и все остальные принимают фантастические обстоятельства пьесы спокойно и сдержанно.

Михаилу Угарову ничего не стоило бы сочинить из этого инфернального туристического трансфера цепочку презабавных аттракционов с чертями, господом богом и недотепой-фотографом, передающим Цурикову записочку в ад: «Дорогая тетя, как вы там, у меня все плохо, забери меня отсюда». И хотя черти поют у него песенку, и хотя фотограф (Алексей Крижевский) эффектно возжигает свой адский слепящий огонь, и хотя тетушка (Ольга Лапшина) произносит трогательные и смешные монологи о своем обожаемом, не по годам развитом племяннике, весь строй спектакля сдержан и прост. В нем легко открывается жизнь современного человека, механическая, бессмысленная, трепетная, исполненная тоски и проницаемая для всего, что раньше становилось предметом экзотической метаморфозы: ад совсем рядом, он - в ежедневном течении жизни, его не нужно живописать подробно и обстоятельно.

Актер Анатолий Белый — Цуриков совершает инфернальный трансфер в той неподражаемо-элегантной манере, которая стала его отличительным актерским клеймом. Он спокоен и сдержан, только внезапно его глаза просвечиваются небесной влагой, едва заметной слезной дымкой познания. Он возвращается из ада в квартиру, постепенно изгоняет из нее веселого самоубийцу Сашу Пампуху ( Олег Долин), любовника Диму (Артем Смола), секретаршу Машу (Юлия Чебакова) и остается наедине с женой. И нет в этой сценической конструкции никакого пафоса, никакой морали. Просто они начинают жизнь в непрерывном трансфере, с бесконечно открытой визой в ад, с ежедневными сигналами из запредельного, лишенного всякой инфернальности, ставшего родным, сопредельным.

Элегантность — тот стиль, которым отмечен этот совсем не эффектный спектакль. Возможно, изобретательная, но аскетичная тайнопись Курочкина требует чуть более мускулистого, эффектного театра. Чтобы иногда с ужасом узнать историю Пампухи, чтобы заплакать над записочкой несчастного недотепы-фотографа, чтобы явление девочки — адской возлюбленной отца — обжигало так же, как когда-то знаменитый мунковский «Крик». Для этого Михаилу Угарову понадобилось бы родиться режиссером. Но достаточно и того, что у него хватило пристального интереса к пьесе Максима Курочкина, умного и образованного литератора, сильно чувствующего жизнь.
Пресса
Анатолий Белый в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 2.07.2017
Увидеть стихи, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 21.12.2016
Анатолий Белый: «Поэзия — это духовная терапия», Ксения Позднякова, Культура, 30.11.2016
Бал Воланда в прямом эфире, Андрей Васянин, Российская газета, 10.11.2016
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
Анатолий Белый в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 29.02.2016
Послушайте! Поэты войны, телеканал «Культура», 22.11.2015
Анатолий Белый: «Чайка» – это парадокс“, Анжелика Заозерская, Труд, 19.11.2015
Послушайте! Поэты Серебряного века, телеканал «Культура», 15.11.2015
Произведения Чехова прочитали в разных уголках мира, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.09.2015
Чеховские онлайн-чтения увлекли людей по всему миру, видеосюжет телекомпании НТВ, 25.09.2015
По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015
Новый сезон в МХТ имени Чехова открылся тремя спектаклями, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2015
Анатолий Белый: Дома играю роль лошадки, программа «Культпросвет», телеканал «Мир 24», 29.08.2015
Анатолий Белый на «Худсовете», телеканал «Культура», 20.05.2015
Анатолий Белый в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 5.04.2015
МХТ на ярославской сцене, видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославсль), 20.01.2015
МХТ имени Чехова дал спектакль на ярославской сцене, видеосюжет Первого ярославского телеканала, 19.01.2015
Гвардия Белого, Влад Васюхин, Ваш досуг, 23.10.2014
Анатолий Белый: МХТ – мой театр по группе крови, Культурный обмен с Сергеем Николаевичем, ОТР, 22.10.2014
Алексей Кравченко для спектакля по МакДонаху вживался в роль в психушке, Марина Шнайдер, Комсомольская правда (Пермь), 14.10.2014
13 вопросов Анатолию Белому, Пресс-служба МХТ, 25.09.2014
Дуэтом о «Новой драме», Дмитрий Кириченко, Театральный мир, № 8-9, 10.09.2014
Лучшие постановки МХТ им. Чехова покажут онлайн, видеосюжет телекомпании НТВ, 9.09.2014
Воронежцы увидят спектакли МХТ им. Чехова в режиме реального времени, видеосюжет телканала «Губерния» (Воронеж), 8.09.2014
Анатолий Белый в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 29.04.2014
«Человек-подушка». Впервые в Перми, видеосюжет Урал-Информ Пермь, 14.10.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Презентация книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь», видеосюжет Театра п/р О. Табакова, 27.03.2013
Олег Табаков представил книгу «Моя настоящая жизнь», видеосюжет телеканала «Звезда», 27.03.2013
Анатолий Белый. Причудливые извивы психики, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 14.02.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Неделя в культуре: С Константином Сергеевичем, но «вне Системы», Григорий Заславский, Независимая газета, 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Станиславский как доверенное лицо Сталина, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Анатолий Белый: «Я папа сентиментальный!», Вера Копылова, Московский комсомолец, 1.08.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
Мастер и Маргарита в страшилке для взрослых, Алла Шевелева, Известия, 7.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
Поглощенные Летою, Юрий Фридштейн, Планета Красота, № 7-8, 07.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Тоска Цурикова, Алена Карась, «Российская газета», 1.10.2003
Ненормативная премьера, Алексей Филиппов, Известия, 27.04.2002