ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Тары-бары в бочкотаре

Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Спектакль про путешествующую по российским дорогам бочкотару режиссер Евгений Каменькович уже когда-то ставил. И хотя повесть Василия Аксенова имеет хитро закрученный эпиграф «Затоварилась бочкотара, зацвела желтым цветком, затарилась, затюрилась и с места стронулась», про нынешнюю «Бочкотару» уместнее сказать, что она и не затарилась, и не затюрилась, а затабачилась. Ведь, в конце концов, как раз Олег Табаков-то и настоял на регенерации этого спектакля.

Старая «Затоваренная бочкотара» держалась в репертуаре «Табакерки» семь лет, с 1989 по 1996 год, и играли в ней те, кого в то время было принято называть молодым театральным поколением: Сергей Безруков, Марина Зудина, Евдокия Германова, Владимир Машков, Андрей Смоляков и прочие актеры, приобретшие теперь уже и солидность, и славу, и положение в обществе. Та «Затоваренная бочкотара» выпускалась без малого двадцать лет назад в подвале, который тогда называли не иначе как театром-студией. Сейчас его все чаще зовут просто Театром Табакова, забывая о той добавке, что стоит в названии после дефиса. В этом смысле восстановление «Затоваренной бочкотары» с молодыми актерами важно для театра еще и как манифест о намерениях. Нам намекают, что здесь вроде как опять студийным духом запахло, да и вообще коснеть в рутине никто не намеревался.

Восстанавливать «Затоваренную бочкотару» стоило еще и потому, что все лучшие свои спектакли Евгений Каменькович действительно выпустил именно со студийцами — и не важно, были ли это «фоменки», «женовачи» или питомцы Табакова. В общем, затея беспроигрышная, с какой стороны ни глянь. Спектакль по повести Василия Аксенова решен в очень характерной для Евгения Каменьковича манере — в жанре легкого коллективного трепа обо всем и ни о чем. Это свое пристрастие режиссер пронес сквозь годы, обнаружив его и в постановках по пьесам Ольги Мухиной «Ю» и «Страх и трепет», и в недавней блестящей работе «Самое важное» по роману Михаила Шишкина «Венерин волос». Если бы персонажи этих, таких разных спектаклей Евгения Каменьковича когда-нибудь встретились все вместе, то, уверен, легко нашли бы общий язык. А если вдруг вообразить, какую песенку они могли бы спеть друг дружке, то это было бы что-нибудь мажорное и ни к чему не обязывающее — какое-нибудь «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота».

«Мы едем, едем, едем», — запросто могли бы спеть и герои «Затоваренной бочкотары». Едут они, трясясь, в раздолбанном грузовичке, затоваренном бочкотарой, в город Коряжск, и путешествие их будет долгим и беззаботным. Их «тра-та-та» не умолкает ни на минуту — герои сочтут нужным поделиться информацией обо всех котах, которых везут с собой, как бы эти коты не назывались. Пожилая лаборантша Степанида Ефимовна в остроумном исполнении совсем не пожилой Ангелины Миримской, шепелявя, расскажет про особенности охоты на жука фотоплексируса, солидный дяденька Вадим Афанасьевич Дрожжинин (Евгений Миллер), поправив очки, выдаст нам абсолютно бесполезное, но полное досье на латиноамериканскую страну Халигалию, а еще какой-то старичок (Александр Скотников) гордо продемонстрирует распухший палец и потребует медицинских советов, которые тут же в изобилии и обрушатся на него. Иногда герои видят фантастические сны — кто про латиноамериканскую хунту, кто про боцмана Допекайло — и простодушно делятся ими с публикой. Иногда пишут письма не пойми в какие инстанции или просто любимым, заставляя зрителей опускать конвертики в почтовый ящик, невзначай оказавшийся в зале.

Рядом с героями-путешественниками, «ликуя, кружит в березах», по выражению Аксенова, Романтика, и этой самой Романтике (Мария Сокова) достались пышные телеса, зычный голос и отчего-то форма железнодорожной проводницы. Где-то на заднем плане хороводят злодейского вида Пороки, ищущие случая коварно проникнуть в сны персонажей. Но всем хорошо, все довольны друг другом. Вот только иногда у зрителя, пресытившегося этим веселым и изысканным трепом, сам собой всплывает тоскливый вопрос: «А к чему это они?». В лучших спектаклях Евгения Каменьковича среди необязательной трескотни, среди всех этих затоваренных слов, обрушившихся на зрителя, вдруг непременно обнаруживалась какая-то ничтожная малость, которая и становилась «самым важным». В «Затоваренной бочкотаре»-2007 эту малость слишком уж трудно вычленить. Окончательно и бесповоротно здесь победило коллективное «тары-бары».
Пресса
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В «МК» победила мышца любви, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Защищенность меня пугает, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
«Дифирамб» с Евдокией Германовой, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.07.2006
Евдокия Германова: «Я человек-оркестр», Галина Черняева, ПСИХОЛОГИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ, 29.04.2006
Евдокия Германова: «Я всегда держу дистанцию», Николай Хрусталев, Экран и сцена, 18.02.2006
Золушка, ставшая королевой, Константин Терезин, Madame Figaro, 1.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Современный Декамерон, Артем Солнышкин, Досуг&развлечения, 24.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Кровать для десятерых, Александр Смольяков, Культура, 3.03.2005
КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Жизнь из пепла, Дина Радбель, Эгоист generation, 1.11.2004
Театр-студия п/р О. Табакова, Александр Смольяков, ГДЕ, 16.07.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, 2.02.1996
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, 28.11.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, 1990
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер