ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Поджечь родную мать

Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Миндаугас Карбаускис выбрал для постановки в «Табакерке» один из самых трудных романов Уильяма Фолкнера и создал один из лучших своих спектаклей. В этой жутковатой метафорической истории зрителям предлагается, как в кривом зеркале, разглядеть самих себя.

Миндаугас Карбаускис относится к числу режиссеров, которые, говоря словами поэта, из раза в раз «выбирают трудный путь, опасный как военная тропа». Найти человека, который мог бы связно пересказать сюжет пьесы «Синхрон» (его предыдущей постановки в «Табакерке»), так же сложно, как найти человека, который бы сумел дочитать до конца пьесу «Копенгаген» (его последняя постановка во МХАТе). Тем не менее и там и там Карбаускис сумел соткать свой особый театральный текст из музыки, света и игр с пространством.

Может, умением не только не пасовать перед трудностями жизни, но самим себе их создавать и принимать вызов на этот раз и привлекли режиссера герои Фолкнера. Семейство Бандренов из романа «Когда я умирала» везет тело матери за сорок миль в Джефферсон, где похоронены ее родные. Везут десять дней, преодолевая разлившуюся реку и атаки полчищ грифов, которые летят на запах разлагающегося трупа. Героев не останавливают ни просьбы соседей, ни утонувшие мулы, ни сумасшествие младшего сына Вардамана, ни сломанная нога старшего (Кэша), ни обгорелая спина среднего (Джула). Человеческое упрямство, когда ради придуманной цели человек жертвует всем, — постоянный мотив прозы Фолкнера. Эта стойкость перед лицом невзгод, нервирующая окружающих и не приносящая счастья ее обладателю, — самая привлекательная черта наиболее отталкивающих из его персонажей, таких, как Минк Сноупс или Анс Бандрен.

Сергей Беляев играет Анса Бандрена мужиком, из которого кто-то давно вынул все кости. Небритый, сутулый, его Анс сидит мешком, ходит бочком и говорит плачущим голосом, с упоением напирая на слова: «на свете не было человека, несчастнее меня! Но никто не может сказать, чтобы я сетовал!»? Он одновременно страшен (отец, медленно губящий одного за другим своих детей) и смешон. Прилагательное «уморительный» — это не только об Ансе, но и о мире, в котором он живет.

Тягучую прозу Фолкнера Карбаускис принял как вызов. Кому кроме него и Сергея Женовача (другого ученика Петра Фоменко) пришло бы в голову вообще ставить этого автора. Искать театральные эквиваленты хотя бы простенького описания: «ее голос был тихим и гордым, как флаги в пыли». Пытаться воссоздать рваный скачущий ритм этой многоуровневой завораживающей прозы. Мучительная, оскорбительная в каждой своей подробности жизнь, которая не дает успокоения даже мертвому телу, по Карбаускису, еще и смешна в своей пошлости, в непредсказуемости своих поворотов. Как смешны мучающиеся и мучающие других ее герои. Смешна пафосная ханжа-святоша Кора Талл (прекрасная работа Полины Медведевой). Или тугодум и недотепа Кеш (Алексей Усольцев). Или, наконец, сама покойная Адди Бандрен (Евдокия Германова), которая и затеяла все эти адские похороны. Она разгуливает по сцене в чепце-подушке, присаживается к живым, заглядывает им в глаза. Сама же утешает разревевшегося Дарла (Андрей Савостьянов), который решается на подвиг-кощунство — поджигает сарай с гробом матери, чтобы хоть таким путем дать успокоение ее гниющему телу.

Карбаускис сохраняет в своем спектакле букву Фолкнера и его дух. Сохраняет двойные краски, которыми пользуется Фолкнер, чтобы создать свой мир, где любовь неотличима от ненависти, добро так прочно срослось с чем-то ужасным, что не отделить одно от другого, где предают самые близкие. Мать здесь — мученица и мучительница одновременно. В зале дрожит смех, но не слышно насмешек. В спектакле многое узнаваемо. Так ли далеко отстоят от нас эти ужасные Бандрены? Так ли далеки их странные проблемы и их мироощущение? Может быть, только почувствовав свое родство с ними, зрители становятся способны освободиться и преодолеть в себе монстра. Старый Анс появится в финале, сверкая вставленными зубами, с новой женой под ручкой и с граммофоном, который принесла она в приданое.

В предыдущих работах Карбаускиса все время казалось, что помимо прямых задач, предложенных театром, режиссер ставит себе дополнительные — учебные задачи. Кажется, из режиссеров, начинавших одновременно с ним, он - единственный, кто продолжает приобретать мастерство, а не тратить. Постановка «Когда я умирала» — это работа мастера, сделанная с полной отдачей сил. Все выверено и приведено в равновесие. Режиссер дробит действие на простейшие эпизоды и сцепляет их точно выстроенной логикой переходов. Он ставит перед актерами простейшие задачи и выстраивает им заманчивые и изощренные рисунки ролей, добиваясь слаженной работы ансамбля. Внятный, ясный, сильный этот спектакль перевел театральный сезон в другой регистр: дал точку отсчета «высокого сезона».
Пресса
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В «МК» победила мышца любви, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Защищенность меня пугает, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
«Дифирамб» с Евдокией Германовой, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.07.2006
Евдокия Германова: «Я человек-оркестр», Галина Черняева, ПСИХОЛОГИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ, 29.04.2006
Евдокия Германова: «Я всегда держу дистанцию», Николай Хрусталев, Экран и сцена, 18.02.2006
Золушка, ставшая королевой, Константин Терезин, Madame Figaro, 1.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Современный Декамерон, Артем Солнышкин, Досуг&развлечения, 24.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Кровать для десятерых, Александр Смольяков, Культура, 3.03.2005
КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Жизнь из пепла, Дина Радбель, Эгоист generation, 1.11.2004
Театр-студия п/р О. Табакова, Александр Смольяков, ГДЕ, 16.07.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, 2.02.1996
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, 28.11.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, 1990
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер