ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Драма для кукол

Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
В этом сезоне фаворитом «Золотой маски» стал театр под управлением Олега Табакова. И все благодаря режиссеру Миндаугасу Карбаускису. В список номинантов попали два его спектакля: камерная инсценировка фолкнеровского романа «Когда она умирала», ставшая в прошлом году лидером театральных рейтингов, и менее удачный в художественном плане, но зато более представительный «Дядя Ваня» с Олегом Табаковым и Мариной Зудиной в главный ролях, идущий на сцене МХТ. Если добавить к этому списку горьковских «Мещан» в постановке Кирилла Серебренникова, ставших одной из самых громких премьер прошлого сезона и имеющих неплохие шансы на победу, то театральный холдинг Олега Табакова становится в шорт-листе премии непререкаемым лидером. У него в общей сложности 14 номинаций, причем у Миндаугаса Карбаускиса и актера Дмитрия Назарова, сыгравшего Астрова в «Дяде Ване» и Тетерева в «Мещанах», — по две на брата. В номинации «Лучшая женская роль» четыре из шести позиций занимают актрисы табаковского гнезда — Евдокия Германова, Евгения Добровольская, Ирина Пегова и Алла Покровская, а в мужской номинации фигурируют также Андрей Мягков и сам Олег Табаков.

На фоне внушительных достижений этого крупного театрального хозяйства успехи других коллективов выглядят как-то скромно. Из сотни столичных премьер прошлого сезона в номинантах «Маски» оказались всего два спектакля большой формы: сатириконовский «Ричард III» в постановке Юрия Бутусова и «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса. Но «Сатирикон» в театральной среде почему-то считается слишком легкомысленным, для того чтобы стать обладателем главной национальной премии, к тому же «Ричард» многим критикам показался недостаточно трагическим. Поэтому он может рассчитывать разве что на премию Константину Райкину за лучшую мужскую роль или художнику Александру Шишкину за оформление спектакля. Что касается Камы Гинкаса, то он в прошлом году наконец-то получил «Маску» за «Даму с собачкой» — предыдущий спектакль чеховской трилогии, в которую входит и «Скрипка», а вторую премию за тот же цикл ему вряд ли дадут. Еще два московских спектакля, «Правила поведение в современном обществе» РАМТа и «Лестничная клетка» театра «ОКОЛО дома Станиславского», включены в список «малой формы», первый — ради актрисы Нелли Уваровой, а второй — ради режиссера Юрия Погребничко.

Театральные достижения Санкт-Петербурга в нынешнем шорт-листе тоже выглядят довольно скромно — всего две премьеры. Театр имени Комиссаржевской выдвинут за постановку Александра Морфова «Дон Жуан», а театр «Приют комедианта» — за спектакль авангардного режиссера Андрея Могучего «PRO Турандот». Провинциальный театр в этом году представлен как уже хорошо знакомыми зрителям «Маски» коллективами, так и одним дебютантом премии. Якутский Саха-театр имени Платона Ойунского, запомнившийся москвичам экзотической постановкой национального эпоса о деве-богатыре, и постоянный участник фестивалей «Золотой маски» Омский театр драмы в этом году взялись за Эжена Ионеско: первый поставил абсурдистского «Макбета», а второй — драму «Король умирает». Дебютантом будет Тильзит-тетар из города Советска. Правда, выдвинутые на соискание премии «Три сестры» были поставлены там отнюдь не новичком в премиальных гонках Евгением Марчелли.

Любопытно, что все номинированные спектакли поставлены по классическим произведениям. Исключение составляет лишь «Лестничная клетка» Людмилы Петрушевской, но и она написана четверть века назад. Выделив для молодых драматургов и режиссеров отдельный полигон под названием «Новая драма», «Золотая маска» в этом году отказалась от спорных имен и потрясений, выглядит солидно и предсказуемо, как и полагается главной национальной премии, отметившей 10-летний юбилей.

Но неожиданности все-таки есть. Они касаются театров кукол и номинации «Новация». Если в последние годы эксперты с трудом наскребали по всей России хотя бы по два спектакля в каждый из этих разделов премии, то для грядущего фестиваля кукольных спектаклей набралось целых четыре, а постановок, не укладывающихся в привычные жанровые рамки, — целых пять. Эксперты признались, что куклы и «Новация» могут принести зрителям больше сюрпризов и положительных впечатлений, чем драма: прошлый сезон в драматическом театре выдался слабоватым.
Пресса
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В «МК» победила мышца любви, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Защищенность меня пугает, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
«Дифирамб» с Евдокией Германовой, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.07.2006
Евдокия Германова: «Я человек-оркестр», Галина Черняева, ПСИХОЛОГИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ, 29.04.2006
Евдокия Германова: «Я всегда держу дистанцию», Николай Хрусталев, Экран и сцена, 18.02.2006
Золушка, ставшая королевой, Константин Терезин, Madame Figaro, 1.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Современный Декамерон, Артем Солнышкин, Досуг&развлечения, 24.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Кровать для десятерых, Александр Смольяков, Культура, 3.03.2005
КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Жизнь из пепла, Дина Радбель, Эгоист generation, 1.11.2004
Театр-студия п/р О. Табакова, Александр Смольяков, ГДЕ, 16.07.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, 2.02.1996
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, 28.11.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, 1990
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер