ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Последние: Великая драма Горького

Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
Один из героев драмы Горького «Последние» определяет свою семейную жизнь как «трагический балаган». Сыгранная в 1908 г. Пьеса рассказывает о семье шефа полиции Коломийцева. Публика увидела болезненную деградацию правящего класса России. 

Поставленная на сцене Театра п/р О. Табакова режиссером Адольфом Шапиро пьеса «Последние» действительно о «последних», потому что Горький предвидел их надвигающийся конец. Исходя из этого Шапиро трансформирует содержание горьковской драмы в современный, необычайно выразительный сценарий. В его мастерском воплощении трагическое и смешное чередуется свободно как в реальной жизни. Иван Коломийцев — жестокий и бессовестный шеф полиции. Его жена Софья чувствует, что жизнь с ним наполнена ложью. Но больше всего она страдает от того, что живя с таким отцом ее пятеро детей становятся испорченными или ущербными. Старшие сын и дочь (Андрей Смоляков и Надежда Тимохина) — циничны, младшие (Сергей Безруков и Марианна Шульц) утрачивают свои романтические иллюзии. Средняя дочь, угрюмая и неприветливая Любовь (Марина Зудина) — горбата. Иван изуродовал ее, когда она была маленьким ребенком, подозревая, что Любовь — дочь его брата Якова, что на самом деле оказывается правдой.

Нелюдимый, смиренный, смертельно больной Яков (Евгений Киндинов), в доме которого живет семья, долгие годы любил Софью. Прикованный к своему креслу-каталке, он беспомощно наблюдает отвратительные сцены резких упреков и обвинений, шокирующих откровений и признаний, криков и слез. Посреди этого сгустка страстей время от времени появляется группа музыкантов духового оркестра, одетых в зеленые полицейские мундиры. Играя с пышной торжественностью, оркестр добавляет происходящему ироничный акцент. Иван, каким его играет художественный руководитель театра Олег Табаков, отвратительный, пошлый подлец. Но публика не может не посмеяться над его самолюбованием.

Образ Соколовой, матери юного революционера, арестованного по лживому обвинению Ивана, был первоначально задуман, как воплощение духовности, достоинства и гордости. Но здесь эта женщина (Евдокия Германова) более похожа на беспокойную ворону в черной одежде.

Софья, в исполнении прекрасной актрисы Ольги Яковлевой неизменно остается камертоном основной идеи пьесы, ее трагической мелодией. Ее губы сжаты в привычной муке, а глаза выражают тяжесть невысказанных бесконечных испытаний. Ее боль выплескивается наружу в душераздирающих криках или едва различимом шепоте в ее обращении к Богу: «За что?» И в этом горький упрек и обвинение. Позже, когда во время одного из обычных скандалов умирает в своем кресле Яков, она не произносит ни слова. Оставшись с ним одна, Софья в раздумии говорит о его ужасной жизни и не менее страшном конце и кажется, она сама уже пересела барьер, где жизнь переходит в смерть.

Когда старая няня увозит каталку с телом Якова, духовой оркестр медленно играет популярную мелодию. Он обрывает ее резким аккордом — так делается последний штрих на этой картине человеческих безрассудств и страданий. 
Пресса
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В «МК» победила мышца любви, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Защищенность меня пугает, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
«Дифирамб» с Евдокией Германовой, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.07.2006
Евдокия Германова: «Я человек-оркестр», Галина Черняева, ПСИХОЛОГИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ, 29.04.2006
Евдокия Германова: «Я всегда держу дистанцию», Николай Хрусталев, Экран и сцена, 18.02.2006
Золушка, ставшая королевой, Константин Терезин, Madame Figaro, 1.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Современный Декамерон, Артем Солнышкин, Досуг&развлечения, 24.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Кровать для десятерых, Александр Смольяков, Культура, 3.03.2005
КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Жизнь из пепла, Дина Радбель, Эгоист generation, 1.11.2004
Театр-студия п/р О. Табакова, Александр Смольяков, ГДЕ, 16.07.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, 2.02.1996
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, 28.11.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, 1990
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер