ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Буревестник революции залетел в табакерку

Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
В уютный подвал Театра-студии под руководством Олега Табакова влетел буревестник революции. 

Известный театральный режиссер Адольф Шапиро поставил пьесу Горького «Последние», написанную классиком соцреализма еще при гнилом царском режиме. В далеком 1908 году пьесу запретила цензура, мотивировав это тем, что «перед зрителями проходит целый ряд служащих в полиции лиц, представленных автором отъявленными мерзавцами?» Естественно, что сейчас, когда «отъявленные мерзавцы» перевелись, пьеса уже не так злободневна, но взглянуть на мерзости дней минувших все равно интересно.

Сюжет незатейлив: бывший полицмейстер Иван Коломийцев остался без работы, без средств и вынужден жить приживальщиком с женой и пятью детьми в доме своего брата Якова. Старшие дети Надежда и Александр — практичные карьеристы, средняя Люба — сердитая и злобствующая дама, страдающая от своего уродства, а младшие Петр и Вера мечутся в поисках смысла жизни и страдают в затхлой атмосфере «ямы пошлости и грязи».

Шапиро очень тонко «прооперировал» текст пьесы, сделав ее живее и динамичнее и сдвинув акценты от революционности к нравственности. Главные роли играют мэтры театра. Олег Табаков (бывший полицмейстер) бесподобно заботится о своих отпрысках, но готов ради новой должности без сожаления послать на смерть безвинного революционера. Особенно забавен эпизод, когда Олег Павлович входит в раж и демонстрирует серию приемов кунг-фу, отправляя в глубокий нокдаун незадачливого ухажера и похитителя своей младшей дочери.

Вчерашние выпускники школы-студии МХАТ Марианна Шульц и Сергей Безруков неожиданно не затерялись в тени знаменитостей (кроме Табакова — Ольга Яковлева, Евгений Киндинов). Созданный Марианной Шульц образ Веры, на мой взгляд, — лучшая работа среди молодых актрис нынешнего театрального сезона. Смотрятся и Марина Зудина, Андрей Смоляков, Евдокия Германова.

Для натуральности режиссер вывел на сцену настоящий военный оркестр, играющий старинные бодрые марши. Сергей Никитин подобрал к спектаклю музыку. В итоге трехчасовой «трагический балаган» смотрится на одном дыхании. Вот только жаль, что в ближайшем будущем всем желающим этот спектакль не посмотреть — подвальчик-табакерка рассчитан всего на сто зрителей.
Пресса
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В «МК» победила мышца любви, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Защищенность меня пугает, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
«Дифирамб» с Евдокией Германовой, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.07.2006
Евдокия Германова: «Я человек-оркестр», Галина Черняева, ПСИХОЛОГИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ, 29.04.2006
Евдокия Германова: «Я всегда держу дистанцию», Николай Хрусталев, Экран и сцена, 18.02.2006
Золушка, ставшая королевой, Константин Терезин, Madame Figaro, 1.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Современный Декамерон, Артем Солнышкин, Досуг&развлечения, 24.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Кровать для десятерых, Александр Смольяков, Культура, 3.03.2005
КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Жизнь из пепла, Дина Радбель, Эгоист generation, 1.11.2004
Театр-студия п/р О. Табакова, Александр Смольяков, ГДЕ, 16.07.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, 2.02.1996
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, 28.11.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, 1990
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер