ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

На графских развалинах

Ирина Алпатова, Культура, 15.09.2004
Дней за десять до премьеры посетила «своевременная» мысль — братья Пресняковы не так просты, чтобы состряпать банальную инсценировку. А потому надо набраться мужества и перечитать полузабытый и не слишком любимый роман Толстого «Воскресение». Что и было сделано. Причем каждая перевернутая страница озадачивала: ну и что сегодня усмотрели модные и ультрасовременные братья-филологи в этом классическом, но тяжеловесном тексте с его весьма неоднозначной для нынешних реалий проблематикой. Потому как утверждаться во всепрощении, подставлять левую щеку после правой и смиренно повторять: «не судите да не судимы будете» сегодня ну никак не получается. А хочется сделать совсем даже наоборот.

Потом выяснилось, что не сами Пресняковы этой идеей загорелись, но послушно выполнили заказ Театра п/р О. Табакова. И сделали это так, что в который раз безоговорочно убедили не только в своем таланте, но прежде всего в способности услышать время и достойно ему ответить. Нет, они вовсе не сочинили «Воскресение-XXI», но представили виртуозную реакцию на его сегодняшнее прочтение. Так что и сам граф Лев Николаевич оказался «под судом» времени, а полуфарсовые «приговоры» вывернули наизнанку страдания и метания князя Нехлюдова, а заодно поставили на уши весь графский идейно-психологический надрыв.

Достойным соавтором братьев Пресняковых стал питерский режиссер Юрий Бутусов, решивший «Воскресение. Супер» в жанре трагифарса, порой смахивающего на комикс с чередой резко меняющих свою тональность и настрой эпизодов. Кое-какие приемы, правда, не новы, вроде глобального сценического дурдома — театральная психушка давно стала едва ли не общим местом. Но в данной ситуации она весьма кстати. Да и сценография Николая Симонова дает четкий визуальный настрой: черный мрак задника разрезает огромная дверь, со скрипом открывающаяся в светло-дымное «никуда». Туда же ведет высокая лестница (уже не раз кочевавшая по сценам). Табуретки, столы, кровать в углу, в другом — школьная доска, на которой Нехлюдов (Виталий Егоров) будет мелком вычерчивать схемы своих поступков.

«Россия — страна чистых хлебопашцев», — вещает князь Корчагин (Сергей Беляев). Черта с два. Эта Россия — чистая «палата № 6» с соответствующими обитателями, бьющимися в замкнутом круге. Здесь перепутаны прошлое, настоящее и будущее, и никто не знает, в какую сторону бежать. Нехлюдов — Егоров кажется городским сумасшедшим, коим себя и объявляет, с некоторым, впрочем, сомнением. Сомнение это рождает надежду на его частичную вменяемость. Абсолютное впечатление того, что наш Нехлюдов роман Толстого читал, им озадачился и пытается как-то среагировать на свою же собственную историю. То, что для него это «история», тоже понятно вполне. В прологе к действу он, безумный художник с ворохом кистей, зажатых между пальцами, созывает громадную массовку из персонажей-видений, дабы запечатлеть на картине нечто из прошлого. И эпизоды прошлого живо материализуются. Вот массовка с флажками, граблями и прочим инвентарем наперевес затевает пасхальный крестный ход. Вот юная крестьянка в алом сарафане, представляющаяся Катюшей (Лина Миримская), целует уродливого калеку (Михаил Хомяков), а вот уже Нехлюдов инстинктивно тянется к ней и тащит к кровати в углу.

Эта череда бликующих, наплывающих друг на друга видений, заполнит сцену вплоть до финала. И гротескные персонажи, почти клоуны, мало напомнят об озабоченных героях Толстого, «политических» и «уголовных». Как вам, например, свихнувшийся Актер, зарезавший жену с младенцем из-за неудовлетворенных амбиций? Или некто, возлюбивший гармошку, как самого себя, да и шарахнувший ею по голове недовольную супругу. Сама Маслова — Миримская тоже не более чем плод больной памяти, бредовое видение, меняющее оболочку и ее содержимое, но сохраняющая безжизненный кукольный голосок. То «каторжная б?», грубо кидающаяся на Нехлюдова, то потупившая очи страдалица, готовая разжалобить кого угодно.

Живых, а не идейно-навязанных эмоций маловато и в оригинале. Бутусов же, следуя законам жанра, в спектакле избавляется от них почти полностью. Но это «почти» обретает вес цену, потому что любая человеческая «изюминка», отыскавшаяся в грубом фарсовом пироге, бьет точно в цель. И львиная доля этих «изюминок», безусловно, подсыпана Виталием Егоровым. Его Нехлюдов попадает не в реалистически-жизненные обстоятельства, замешанные на сегодняшнем мироощущении. Играть же одну лишь оценку и реакцию все же недостаточно. Потому как проблемы покаяния и человеческого «воскресения» — суть вечные, как к ним ни относись.

«Кем вы все меня представляете?» — то и дело отчаянно восклицает персонаж Егорова. И вправду — кем? Юродивым? Героем? Сумасшедшим? Вспомните, кстати, тех придуманных Пресняковыми персонажей, которых новый Нехлюдов вынужден спасать и защищать. К чести действительно суперартиста Виталия Егорова однозначного ответа не найдешь. Он - и то, и другое, и третье. И еще безнадежно одинокий человек, единственный, которому во все времена не дано вырваться за вышеупомянутую дверь. В игре Егорова сполна самоиронии, сарказма и столько же искренней непосредственности другого «идиота», которого он тоже играет на сцене Табакерки.

А в общем-то «Воскресение. Супер» — это еще одна удача Табакерки, которых, впрочем, в последних сезонах здесь немало. Удача сколь эстетическая, столь и общественно полезная, современная и своевременная. Дающая безжалостно-острую оценку времени и нашего с вами в нем пребывания. Но не погружающая в безысходность.
Пресса
Актеры МХТ имени Чехова: Приезжаем в Саратов как к себе домой, Екатерина Середавина, Комсомольская правда (Саратов), 24.02.2014
В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
«Из таких вырастают Гамлеты», Новая газета, 1.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Крепкий чай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.02.2007
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Грешите!, Артур Соломонов, Известия, 31.05.2005
ЧЕМОДАН ДЕНЕГ ИМ НЕ ПОМОГ, Петр Кузьменко, Вечерняя Москва, 27.05.2005
САМЫЙ МОЛОДОЙ «МУДРЕЦ», Павел Константинов, Вечерняя Москва, 24.01.2005
И правда — «Супер», Елена Груева, Ваш досуг, 17.09.2004
На пределе и за ним, Григорий Заславский, Независимая газета, 16.09.2004
На графских развалинах, Ирина Алпатова, Культура, 15.09.2004
Безнадежно Толстой, Петр Кузьменко, Вечерняя Москва, 13.09.2004
Отечество дыма, Елена Дьякова, Новая Газета, 13.09.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
«От четверга до четверга» в театре Табакова, Александр Вислов, Театральная афиша, 02.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
НЕГАТИВЫ СОХРАНЯЮТСЯ?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.1998
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Но умный человек не может быть не плутом, Ирина Алпатова, Культура, 22.01.1998
МОЛОДЫМ ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО «ПЕПСИ»?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.12.1997
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, 2.02.1996
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер