ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Мужской хор «На дне»

Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
Лучшего места, чем тесный подвал, для спектакля «На дне» придумать нельзя. Жизнь подарила новой премьере театра Табакова атмосферу. А сценографическая идея художника позволила публике примерить эту ситуацию на себя.

«На дне» — режиссер Адольф Шапиро. Художник — Александр Боровский. 

Сквозь черный занавес пробивается тусклый свет. Занавес по кругу отъезжает, и публика смотрит как в зеркало — напротив нее точно такие же ряды с номерными местами. Только на них сидят не счастливые обладатели билетов в «Табакерку», а беспутные и несчастные обитатели ночлежки образца 1901 года. Впрочем, в 2000 году люди чувствуют себя, может быть, более комфортно, но, по сути, тоже в глубокой… яме. Во всяком случае, зеркало не позволяет расслабиться и думать о себе лучше, чем ты есть на самом деле.

«На дне» вещь оказалась смешная, но при этом честная. Хотя бы потому, что счастливо избежала пафоса искусственно раздуваемой в последнее время великодержавной гордости. И это докажет хрестоматийный монолог «Человек — это звучит. ..» А вот как? — озвучит хор «На дне» с явным преобладанием сильных мужских голосов над женскими.

Хор грянет мощно, заявив, что «На дне» — прежде всего актерский спектакль. Режиссер Адольф Шапиро — заметный представитель традиционной театральной школы, как говорится, умер в актерах, проработав до деталей с каждым характер и заставив артистов прожить, а нe проиграть судьбы, что оказалось посильнее всяких режиссерских новаций. 

Итак, «На дне» расположилась сильнейшая сборная «Табакерки», две приглашенные звезды — Александр Филиппенко на роль Сатина и Галина Чурилова на роль Квашни. В группе риска — студентки Школы-студии МХАТ — Кристина Бабушкина (Василиса) и Мария Салова (Наташа). Центровая фигура — лидер подвала Олег Табаков в роли Луки. Сыгранность обозначилась с самого начала спектакля, когда реплика каждого покрывалась смехом зала, а некоторые моменты срывали аплодисменты. Неожиданные назначения на роли дали ошеломляющий результат. Так, героической внешности Михаил Хомяков сыграл всегда невзрачного Бубнова, потрясая органикой и тонким чувством слова и жеста. Замечательные работы у Виталия Егорова (Барон), Андрея Смолякова (Актер), Александра Мохова (Клещ), Ярослава Бойко (Васька Пепел). Красавчик Безруков выступил в эпизодической роли Алешки-сапожника, и этот эпизод, как выяснилось, стоит его крупной роли в антрепризе. Во всяком случае, его веселый пьяньчужка-оторва с фингалом под глазом — воплощение бессознательной коллективной агрессии, чем страшен.

Сатин — демоничен, ироничен с развинченной пластикой свободного человека. Кстати, о человеке… Знаменитый монолог, невнятный еще со школьной скамьи, у Филиппенко, под хохот сползающего по стенке, горек и без надежды. В самом деле — что такое человек сегодня? И как он звучит — гордо или ничтожно? Судя по тому, что происходит вокруг, к гордости это не имеет никакого отношения. 

Если бы режиссер не испытывал священного трепета перед путающейся во втором акте драматургией и подсократил текст с учетом времени, «На дне» можно было бы считать стопроцентной удачей театрального подвала.
Пресса
Актеры МХТ имени Чехова: Приезжаем в Саратов как к себе домой, Екатерина Середавина, Комсомольская правда (Саратов), 24.02.2014
В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
«Из таких вырастают Гамлеты», Новая газета, 1.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Крепкий чай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.02.2007
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Грешите!, Артур Соломонов, Известия, 31.05.2005
ЧЕМОДАН ДЕНЕГ ИМ НЕ ПОМОГ, Петр Кузьменко, Вечерняя Москва, 27.05.2005
САМЫЙ МОЛОДОЙ «МУДРЕЦ», Павел Константинов, Вечерняя Москва, 24.01.2005
И правда — «Супер», Елена Груева, Ваш досуг, 17.09.2004
На пределе и за ним, Григорий Заславский, Независимая газета, 16.09.2004
На графских развалинах, Ирина Алпатова, Культура, 15.09.2004
Безнадежно Толстой, Петр Кузьменко, Вечерняя Москва, 13.09.2004
Отечество дыма, Елена Дьякова, Новая Газета, 13.09.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
«От четверга до четверга» в театре Табакова, Александр Вислов, Театральная афиша, 02.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
НЕГАТИВЫ СОХРАНЯЮТСЯ?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.1998
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Но умный человек не может быть не плутом, Ирина Алпатова, Культура, 22.01.1998
МОЛОДЫМ ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО «ПЕПСИ»?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.12.1997
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, 2.02.1996
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер