ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

100 зонтов в придачу

Петр Кузьменко, Вечерняя Москва, 9.07.2004
Когда за режиссером закрепляется имидж скандально-изысканного, идти смотреть в его постановке скандально-изысканного Оскара Уайльда — мука смертная.

Что же предстоит увидеть — масло масляное или киви в малиновом сиропе? К счастью, Андрей Житинкин, поставивший в Московском театре-студии О. Табакова «Идеального мужа» Уайльда, изощряться в проявлениях тонкого вкуса не стал. Он постарался максимально выпукло и точно донести до зрителей остроумный, полный занятных и веселых парадоксов уайльдовский текст и не заставил актеров усердствовать в изображении манер английских аристократов начала прошлого века. Чем и расположил к своему достаточно незатейливому в режиссерских приемах спектаклю — «легкомысленной комедии для серьезных людей» — сердца публики.

Тем более что теперь и отечественный зритель со знанием дела наблюдает, как сильные мира сего — депутаты и олигархи — готовы поступиться любыми общественными интересами во имя собственной выгоды и комфорта. И начинаешь с интересом следить за интригой, затеянной очаровательной шантажисткой миссис Чивли. Эта дама, используя письмо, в котором когда-то в юности сэр Роберт Чилтерн выдал секретную государственную информацию и позволил разбогатеть своему покровителю, пытается заставить его провести через парламент сомнительный проект строительства Аргентинского канала. Зрительский интерес и удовольствие от сценического действия подогрет тем, что миссис Чивли блистательно играет Татьяна Догилева — несомненно, одна из самых значительных актрис нашего времени. Она избежала соблазна сделать из своей героини законченную стерву. Обладая острым и ясным умом, ее героиня доверяет прежде всего своему женскому обаянию, своей привлекательности и обольстительности. В героине Догилевой азарт игры, удовольствие от того, что она может манипулировать мужчинами, превосходят алчность и расчетливость. То, что Андрей Житинкин и Театр Табакова вернули на сцену, да еще и в хорошей роли, Татьяну Догилеву, дорогого стоит. 

Да и другие актрисы, занятые в спектакле, интересны и главенствуют в нем. Неоднократно срывает зрительские аплодисменты Ольга Блок-Миримская, сыгравшая леди Маркби. Актриса нашла для своей светской львицы очень забавную, нарочито пулеметно-монотонную, «уставшую» интонацию, которая вкупе с самим текстом сплетен и язвительных характеристик, извергаемых ею по тому или иному поводу, производит беспроигрышный комедийный эффект. Прекрасна в своем неподдельном очаровании юности, трогательного некапризного кокетства в роли мисс Мейбл Чилтерн Ольга Красько.

А вот актрисе Марианне Шульц, чтобы проявить свои таланты, пришлось ждать второго акта. Играет она леди Чилтерн — сдержанную светскую даму. Сдержанность и строгость Шульц передает с таким упорством, что порой кажется — у актрисы нет других красок. Но под финал спектакля, когда ее героине надо перешагнуть через предрассудки и позволить своему мужу продолжать политическую карьеру, актриса вдруг вспыхивает внутренним светом и «приятностью» милой женственности.

При том, что и Алексей Золотницкий точен и убедителен в исполнении роли графа Кавершема, и Максим Матвеев удачно расточает улыбки, изображая лорда Горинга, из мужчин-исполнителей наиболее интересны Никита Зверев в роли Роберта Чилтерна и Сергей Угрюмов, сыгравший крохотную роль дворецкого.

Что касается оформления сценографа Андрея Шарова, то оно не вызывает каких-то особых неприятий или восторгов — три странных кресла с аквариумами вместо спинок и фон из белых зонтов на металлической конструкции. Зонтов (сами понимаете, Англия — туманы да дожди), создающих фон, и тех, что служат реквизитом, в спектакле использовано около ста — я подсчитал в те редкие минуты, когда действие «провисало».

А так, если учесть хороший текст Уайльда, легкую, ненавязчивую режиссуру Андрея Житинкина, четыре прекрасные женские роли и сотню зонтов, да при нашем дождливом, тухлом лете, спектакль получился приятным во всех отношениях.
Пресса
Максим Матвеев: «Нужна мощная мотивация», Денис Сутыка, Театрал, 21.12.2016
Игротерапия, Натела Поцхверия, Коммерсантъ, 28.04.2016
Актер Максим Матвеев: доктор-клоун, Светлана Панова, Милосердие. ру, 19.04.2016
9 вопросов для Максима Матвеева, Пресс-служба МХТ, 15.04.2015
«Карамазовы» и другие фантазии на тему классики, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 26.11.2014
Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
Максим Матвеев в программе «Личное время», телеканал «Культура», 31.05.2013
Максим Матвеев в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 4.04.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
100 зонтов в придачу, Петр Кузьменко, Вечерняя Москва, 9.07.2004
«Идеальный муж», Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2004
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003