Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Без вины женатые

, 19.02.2007
Пьесу эту Александр Островский написал не один, в соавторстве с Николаем Соловьевым. Молодой начинающий автор набросал сюжет, а мэтр оживил его, расписав в уже привычной для себя манере. Открытий никаких, однако забавность истории, легкость письма и узнаваемые типажи сделали свое дело — пьеса имела успех и сделалась репертуарной. Молодой богатый купец влюблен в девушку из «благородных», она в свою очередь любит красавца-негодяя, однако выходит за купца из расчета, изменяет ему, но потом все кончается хорошо. Комедия, одним словом. Как ставить, известно. Русский реалистический театр давно уже выработал целый набор штампов, с которыми начинающий в Москве режиссер Сергей Пускепалис столкнулся, что называется, лоб в лоб. Он их все в дело пустил, решив с ними поиграть, раз уж комедию ставит. Входишь в зал «Табакерки», а там на сцене портреты висят, жуть какие реалистические — суровый купец с бородой и жена его, угнетенная патриархатом. Дальше больше, оказывается, и персонажи едва ли не все с кого-то срисованы. Папаша нашего героя, купец Белугин (Владимир Краснов), — ну просто вылитый Евгений Лебедев из знаменитых товстоноговских «Мещан». Или вот невеста (впоследствии жена) Елена Васильевна (Лина Миримская) как ручками взмахнет, закапризничает, тут всякий Ренату Литвинову признает. А сам Андрей Гаврилыч Белугин (Евгений Миллер) к финалу ближе выходит в кожаной куртке, свитер под горло и брюки в сапоги заправлены — один в один Роберт Де Ниро. Тут самое время вспомнить, что Пускепалис у Фоменко курс заканчивал, его ученик. Словом, кое-что и от Петра Наумовича в спектакле есть. Во-первых, герои время от времени романсы запевать принимаются, но главный фоменковский знак — легкая, из воздуха возникающая театральность, спектаклю этому обаяние придающая. И если кто-то «Без вины виноватые» (самый, может быть, знаменитый спектакль Фоменко) вспомнит, то правильно сделает. Оттуда ноги этой «Женитьбы Белугина» растут.

Спектакль, однако, весьма скромен, ни на что не претендует и, что называется, не раскручен, как это нынче принято. Событием его не назовешь. И пьеса у Островского не из главных, и спектакль таким, надо думать, планировался. Не для славы и открытий, а, скажем так, для обыденной жизни, чтобы не сказать для кассы. И режиссерская робость первой в Москве постановки видна, и все такое. А еще видно, что Пускепалис профессией владеет, пьесу подробно разобрать умеет, с актерами хорошо работает. И это, знаете ли, важнее победных фанфар. Про обаяние и легкость спектакля сказано, но там ведь и драматизм, за комедией скрытый, есть. За всеми этими масками и игрой в клише чувства подлинные разглядеть можно. Актеры едва ли не все отлично играют. И Владимир Краснов, и Надежда Тимохина (мамаша), и Марианна Шульц (Кармина), и Лина Миримская, и Евгений Миллер. Он и вовсе в каком-то смысле — открытие. Актер Театра Гоголя, до сих пор особо никем не отмечен, а в нем и настоящая мужская стать есть, и мягкость, и лиризм — редкие теперь качества. И вот вроде признаешь, что «Женитьба Белугина» в «Табакерке» — не событие, а говорить хочется только о хорошем. Потому еще, что это честный спектакль. Взята комедия, комедия и играется. С удовольствием и с чувством. И то и другое подлинное, без обмана.