ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

9 вопросов для Сергея Сосновского

Пресс-служба МХТ, 6.11.2014
- Был ли какой-то решительный момент, когда Вы поняли, что Вы - актер и без театра уже не прожить?

 — Я поехал с двумя девочками поступать в Саратовское театральное училище — просто так, чтобы их поддержать. Я поступил, а девочки не поступили. Это был знак. Потом более полугода я сидел на первом курсе и стеснялся делать этюды. Отсиживался за спинами товарищей, чтобы меня не вызвали. Но пришло время, и мы с моим однокурсником сделали шикарный этюд-импровизацию. Мы надели полумаски и что-то делали со шпагами, умирали, падали, оживали. Комический номер с фехтованием без текста. И тут внутри что-то щелкнуло, и дальше все пошло как по маслу.

- Много лет Вы работали в саратовских театрах. Теперь Вы работаете в Москве. О чем Вы тоскуете, что оставили в Саратове?

 — Сейчас уже ни по чему не тоскую. Дети уехали. Единственное, что меня связывает с Саратовым, — воспоминания. Теща и тесть там живут. Собака моя живет у них. Когда я туда приезжаю, мне хватает двух-трех дней, и я Саратовым перенасыщаюсь. Я ведь не саратовский. Там отличная театральная школа с прекрасными педагогами. Я учился у Надежды Дмитриевны Шляпниковой. До сих пор в институте работает прекрасный артист и педагог Александр Григорьевич Галко.

- Какая самая странная зрительская реакция в Вашей жизни?

 — В Саратовском ТЮЗе подошла после спектакля женщина с маленьким мальчиком. Они были в восторге от спектакля, жалели, что не успели купить цветы. Женщина оказалась с обувной базы, и она подарила мне тапочки, которые несла мужу. Потом я очень долго с этой женщиной дружил, приглашал на спектакли, а взамен получал прекрасную обувь.

- Верите ли Вы в то, что театр может изменить жизнь?

 — Верю. Я как-то ехал в Саратов на поезде, и ко мне подошла молодая женщина. И говорит: «Сергей Валентинович, вы изменили мою жизнь». Я говорю: «Каким образом?» «Я маленькой видела „Пеппи Длинныйчулок“, вы играли Рыжего клоуна. И вы ходили по залу и как бы собирали с детских голов мёд. С моей головы вы тоже собрали мёд, и это для меня было таким чудом, что это изменило мою жизнь».

- Актер — это авторское искусство или исполнительское?

 — Это соавторство. С режиссером, художником и писателем. Театр — коллективное творчество. Я никогда не выступаю на сцене в качестве балалайки, на которой кто угодно может играть.

- Какой у Вас самый любимый период в творчестве?

 — Два спектакля в Саратове. Они меня до сих пор волнуют. «Додо» в саратовской драме. Светлый-светлый спектакль, что было несвойственно для Александра Дзекуна, который его ставил. И его же «Мастер и Маргарита», где я играл Коровьева — спектакль шел два вечера, мы привозили его в Москву.

- Самое экзотическое место, где Вы побывали?

 — В России снимался недавно в городе Пошехонье Ярославской области. Дыра на самом деле. Там все осталось советское, причем советское-советское. Всё развалено. Раньше делали пошехонский сыр и льняное масло, теперь этих производств не существует. Но невероятная красота вокруг: и природа, и ностальгия по 1970-1980-м.

- Актерская профессия помогает выживать?

 — Да, где-то подыграешь, понаиграешь. Я в Саратове много пользовался тем, что меня узнают в магазинах: мне доставалось что-то дефицитное, и в больницах трепетно-нежное отношение к тебе. И сама профессия — она дает благоприятное отношение к жизни.

- Есть ли у Вас любимый афоризм?

 — «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами всё дадут». Это ведь, прежде всего, для ролей важно. Если не прошел кастинг – значит, не моё. Моё от меня никуда не денется. Жена моя даже завидует такому равнодушию: «Ну, неужели тебя не интересует, пройдешь или нет?!» Конечно, интересует, но меня не зацикливает на этом. «Только бы прошел, только бы прошел!» — так я никогда даже внутри себя не говорю. Вот как только начинаешь так заклинать — верняк, что ничего не выйдет.
Пресса
Один вариант на миллион, Александр Малюгин, Аргументы недели, 18.02.2016
Трагический клоун, Светлана Хохрякова, Театральная афиша, 24.12.2014
9 вопросов для Сергея Сосновского, Пресс-служба МХТ, 6.11.2014
Алексей Кравченко для спектакля по МакДонаху вживался в роль в психушке, Марина Шнайдер, Комсомольская правда (Пермь), 14.10.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012
Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Кровать для десятерых, Александр Смольяков, Культура, 3.03.2005
КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005