Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Олег Табаков: «Пока у человека есть способность любить, он живет»

Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009
МХТ имени Чехова открыл 112-й сезон премьерой спектакля «Трехгрошовая опера» по пьесе Бертольта Брехта, который поставил Кирилл Серебренников. В наступившем сезоне в МХТ будут ставить в основном классику. На постановки приглашены Адольф Шапиро и Юрий Бутусов, Лев Эренбург и Виктор Рыжаков.

С художественным руководителем МХТ имени Чехова Олегом Табаковым побеседовала корреспондент «Газеты» Ольга Романцова.

Олег Павлович, в этом сезоне вы планируете сыграть в спектакле «Теплица», который поставит режиссер Андрей Могучий. Вам хотелось бы участвовать в каком-то спектакле, например, Кирилла Серебренникова?

Если бы я старался это сделать, я бы, наверное, это как-то организовал. Но я решил перейти к режиссеру Могучему. Он все-таки могучий. Посмотрим, что у нас получится. Пьесу нашел Анатолий Миронович Смелянский. Она еще шла в России и даже не переводилась. Мне кажется, это очень жесткая история. Если все получится, эта работа может быть интересной и серьезной.

Вы по-прежнему ищете талантливо написанные современные пьесы?

Да, конечно. Я вел переговоры с Людмилой Улицкой и с Захаром Прилепиным. Надеюсь и на Владимира Маканина. Прочел очень смешную и злую книжку Михаила Кураева «Похождения Кукуева». Вот если бы нашелся человек, который написал бы на его основе пьесу! Меня очень заинтересовала пьеса сценариста Григория Константинопольского. Он очень одаренный человек, но его пьесу надо полюбить, надо серьезно захотеть ее поставить. В ней несколько новелл: монологи 45-летный балерины, 11-месячного ребенка, 50-летнего человека. Я по-прежнему дергаю Василия Сигарева, Олега Богаева и других драматургов.

По сколько часов в день вы работаете?

Разве глядя на меня можно сказать, что я исхудал или пришел в упадок? Я нормально работаю. Когда мне надо играть тяжелый спектакль, полтора часа сплю. И когда я поспал, этот спектакль зримо отличается в лучшую сторону от спектакля, когда мне это не удалось. Кстати, и Константин Сергеевич Станиславский спал, я уже не говорю о Михаиле Михайловиче Тарханове. Это все называется профессионализм.

Вы по-прежнему прекрасно выглядите. Раскройте свой секрет: как сохранить молодость и энергию?

Надо любить. Нет ничего более интересного, ведь способность любить — это признак жизнеспособности. Я ведь не про железы внутренней секреции. Об это способности еще Александр Сергеевич Пушкин писал. Мы все скабрезности из его стихотворений пытаемся извлекать, а ведь это он написал: «Я помню чудное мгновенье…» И до той поры, пока у человека есть эта способность любить, он живет. Если она заканчивается, надо начинать любить природу. Сейчас я живу на даче, снимаю четверть дома в ОАО «РЖД» на Крылатской. Как там природа хороша. По весне соловьи начинают в половине пятого «работать»… Наши эстрадные звезды по полтора часа работают свои сольные концерты, а эти поют — пока силы есть.

Что вас больше всего радует?

Подарок судьбы — дочка, трехлетняя Маша. Наверное, если бы ее не было, много хуже бы мне жилось. Много хуже. Я на днях выхожу, чтобы ехать на работу, а она стоит перед крыльцом и смотрит печально на большого жука, который лежит кверху пузом. Я спрашиваю: «Ты чего?», а она отвечает: «Вот, жук умер. Хоронить буду». Она подвигает меня на разные дела. А может быть, это просто от сознания своей ответственности. Натворил — и давай, соответствуй теперь этому по возможности.

Вы как-то говорили, что зрителям интереснее всего смотреть спектакли о любви. Вы по-прежнему так считаете?

А про что еще? Можете себе представить, спектакль «Сублимация любви», который мы уже 13-й год играем с Мариной Зудиной и Виталием Егоровым, по-прежнему всем интересен. Нас все время приглашают играть в разные города.