ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Земную жизнь пройдя до половины

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
За «Город» Евгения Гришковца взялись сразу два московских театра — «Школа современной пьесы» Театр Олега Табакова — для современной пьесы случай редчайший. «Табакерка» построили свой «Город» первой, и в зрительном зале уже появились жертвы просчитанного театрального успех, полученного при сложении уже модного имени Гришковца и популярности театра. Ловкие фальшивобилетчики загнали «билеты» на премьеру втридорога, и администрации театра пришлось поломать голову, чтобы как-то пристроить в переполненном зале на сто мест своих облапошенных поклонников.

Тема «Города» — кризис среднего возраста — по-своему символична для взрослой благополучной «Табакерки», чья труппа в основном и представляет этот самый средний возраст. Возраст, когда имеешь все — сына, жену, родителей, друга, престижную работу, — и все вдруг теряет смысл, вкус, аромат, радость. Возраст, когда ты уже успел направить свою жизнь в определенном направлении и теперь больше всего тебя тяготит именно эта заданность. И хочется выскочить из нее, как из поезда без тормозов, летящего по рельсам без поворотов. Собственно, вся пьеса «Город» — это попытка главного героя Сергея уехать куда-то из города, круто перевернуть свою жизнь, ставшую вдруг безвкусной. И обреченная на неудачу попытка объяснить близким свою драму, банальность которой не снижает ее остроты, когда переживаешь ее лично и впервые. Евгений Гришковец с большим или меньшим успехом создает поэзию из банальности, из расхожей ситуации, из частностей, знакомых всем из общих мест.

Белые стены-промокашки, солнечный зайчик окна, нарисованные умывальник и тумбочка — зыбкая картинка семейного уюта от художницы Ларисы Ломакиной. А вот телефон — цепь, на которую посажен современный человек, прикованный к городу со всей его деловой суетой, — вполне реальный. И кухонный стол с заварочным чайником — привычная обстановка для дружеских посиделок. «Город» в спектакле Александра Назарова — это хрупкая теснота: ни свободно дышать, ни надежно скрыться в ней невозможно.

Сергей (Сергей Беляев) наедине с собой, Сергей с уставшей от его метаний женой (Евдокия Германова), Сергей с не понимающим его другом (Сергей Угрюмов), Сергей с раздосадованным отцом (Валерий Хлевинский), Сергей с плутоватым водителем такси (Павел Ильин), в два счета раскусившим настроение своего пассажира, — вариации на тему кризиса среднего возраста. Это как раз тот случай, когда «свита» играет «короля» — затосковавшего мужчину Сергея. Евдокия Германова — в своей фирменной, но не очень уместной здесь эксцентричной манере. «Современниковец» Валерий Хлевинский = с крупным размахом на большой зал. Зато Сергей Угрюмов и Павел Ильин — с предельной точностью, благодаря которой в диалоге возникает и напряжение, и равенство сторон, без чего невозможно театральное партнерство. А Сергей Беляев наконец-то получил роль, которую давно не имел и которую очень заслуживал. Режиссеры по полной программе использовали его таланты клоуна, эксцентрика, характерного актера, но психологию «героя нашего времени» он играет на мой памяти впервые, и играет здорово.

«Нашему поколению не хватило экзистенциального приключения», — очень точно сформулировал однажды умный режиссер-авангардист Владимир Мирзоев. Мирзоев себе такое приключение устроил, в прямом смысле уехав из города аж за океан. Евгений Гришковец тоже в свое время прошел через такое приключение, как перемена города (и даже ненадолго — страны) и образа жизни. И герою своему дал такую возможность, оставив финал открытым. Сергей выходит из дома. Садится в такси. И едет — до следующего квартала или до вокзала, навстречу своему покою — пусть каждый додумает про себя сам. В глазах Сергея за лобовым стеклом — вперемешку и тоска (что-то уходит безвозвратно), и радость (что-то начинается), и тревога (вдруг это все напрасно), и надежда. Обычные эмоции обыкновенного человека среднего возраста, который просто способен чувствовать.
Пресса
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Табакову на юбилей подарили 80 арбузов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2015
МХТ – для всех и для каждого, Липецкая газета, 29.06.2015
«№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 24.02.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В номерах…, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Театр-студия Олега Табакова отмечает четверть века, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.03.2012
Love story а ля Достоевский, Ирина Шведова, Московская правда, 11.05.2007
Кто такой Некто?, Вечерняя Москва, 4.05.2007
Обманутые и соблазненные, Марина Токарева, Московские новости, 27.04.2007
Премия легкого поведения, Марина Шимадина, Коммерсант, 28.12.2005
Жулик на честном пиру, Валерий Бегунов, Современная драматургия, 1.07.2005
Кукольный дом, Алиса Никольская, Театральная касса, 18.04.2005
Любовь и жулики, Ирина Алпатова, Культура, 31.03.2005
Три вопроса Сергею Угрюмову, Артем Солнышкин, Досуг&развлечения, 31.03.2005
В НАРОДНОЙ ДРАМЕ ПОДДЕЛОК НЕ ЗАМЕЧЕНО, Петр Леонидов, Вечерняя Москва, 28.03.2005
КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 9.07.2004
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Их не догонят, Марина Давыдова, Известия, 16.01.2003
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002