Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Земную жизнь пройдя до половиныОльга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002 За «Город» Евгения Гришковца взялись сразу два московских театра «Школа современной пьесы» Театр Олега Табакова для современной пьесы случай редчайший. «Табакерка» построили свой «Город» первой, и в зрительном зале уже появились жертвы просчитанного театрального успех, полученного при сложении уже модного имени Гришковца и популярности театра. Ловкие фальшивобилетчики загнали «билеты» на премьеру втридорога, и администрации театра пришлось поломать голову, чтобы как-то пристроить в переполненном зале на сто мест своих облапошенных поклонников.Тема «Города» кризис среднего возраста по-своему символична для взрослой благополучной «Табакерки», чья труппа в основном и представляет этот самый средний возраст. Возраст, когда имеешь все сына, жену, родителей, друга, престижную работу, и все вдруг теряет смысл, вкус, аромат, радость. Возраст, когда ты уже успел направить свою жизнь в определенном направлении и теперь больше всего тебя тяготит именно эта заданность. И хочется выскочить из нее, как из поезда без тормозов, летящего по рельсам без поворотов. Собственно, вся пьеса «Город» это попытка главного героя Сергея уехать куда-то из города, круто перевернуть свою жизнь, ставшую вдруг безвкусной. И обреченная на неудачу попытка объяснить близким свою драму, банальность которой не снижает ее остроты, когда переживаешь ее лично и впервые. Евгений Гришковец с большим или меньшим успехом создает поэзию из банальности, из расхожей ситуации, из частностей, знакомых всем из общих мест. Белые стены-промокашки, солнечный зайчик окна, нарисованные умывальник и тумбочка зыбкая картинка семейного уюта от художницы Ларисы Ломакиной. А вот телефон цепь, на которую посажен современный человек, прикованный к городу со всей его деловой суетой, вполне реальный. И кухонный стол с заварочным чайником привычная обстановка для дружеских посиделок. «Город» в спектакле Александра Назарова это хрупкая теснота: ни свободно дышать, ни надежно скрыться в ней невозможно. Сергей (Сергей Беляев) наедине с собой, Сергей с уставшей от его метаний женой (Евдокия Германова), Сергей с не понимающим его другом (Сергей Угрюмов), Сергей с раздосадованным отцом (Валерий Хлевинский), Сергей с плутоватым водителем такси (Павел Ильин), в два счета раскусившим настроение своего пассажира, вариации на тему кризиса среднего возраста. Это как раз тот случай, когда «свита» играет «короля» затосковавшего мужчину Сергея. Евдокия Германова в своей фирменной, но не очень уместной здесь эксцентричной манере. «Современниковец» Валерий Хлевинский = с крупным размахом на большой зал. Зато Сергей Угрюмов и Павел Ильин с предельной точностью, благодаря которой в диалоге возникает и напряжение, и равенство сторон, без чего невозможно театральное партнерство. А Сергей Беляев наконец-то получил роль, которую давно не имел и которую очень заслуживал. Режиссеры по полной программе использовали его таланты клоуна, эксцентрика, характерного актера, но психологию «героя нашего времени» он играет на мой памяти впервые, и играет здорово. «Нашему поколению не хватило экзистенциального приключения», очень точно сформулировал однажды умный режиссер-авангардист Владимир Мирзоев. Мирзоев себе такое приключение устроил, в прямом смысле уехав из города аж за океан. Евгений Гришковец тоже в свое время прошел через такое приключение, как перемена города (и даже ненадолго страны) и образа жизни. И герою своему дал такую возможность, оставив финал открытым. Сергей выходит из дома. Садится в такси. И едет до следующего квартала или до вокзала, навстречу своему покою пусть каждый додумает про себя сам. В глазах Сергея за лобовым стеклом вперемешку и тоска (что-то уходит безвозвратно), и радость (что-то начинается), и тревога (вдруг это все напрасно), и надежда. Обычные эмоции обыкновенного человека среднего возраста, который просто способен чувствовать. |