ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Не наш современник

Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Если бы о сценическом искусстве можно было рассуждать в религиозных терминах, Ефремова следовало бы признать одним из самых ярких, вдохновенных и последовательных протестантов. Не от слова «протест» и уж тем более не в связи с социальным протестом — его фрондерство вполне укладывалось в рамки пьес Шатрова о человечном Ленине и коварном Джугашвили, а борьба за хорошую советскую власть, как у всех театральных диссидентов, оборачивалась коллаборационизмом с той властью, что стояла на дворе (а как иначе обеспечивать воспроизводство театрального процесса?). «Протестантизм» Ефремова сказался в другом — в истовом, страстном, неколебимом желании вернуться к художественным и этическим идеалам старого МХТ (еще не Академического и без присобаченной в 30-х аббревиатуры СССР). Так деятели Реформации стремились вернуться к чистоте Писания, «искаженного» господствующим католицизмом.

Существует предание, что в студенческие годы сам Ефремов и несколько его друзей по Школе-студии МХАТ поклялись в верности заветам Станиславского, расписавшись собственной кровью. Не знаю, где находился в это время Мефистофель, но душа Мартина Лютера наверняка витала рядом. Реформаторский порыв Ефремова сложно понять, не представив себе должным образом время, в которое сей пламенный юноша, выходец из арбатской коммуналки и воркутинских лагерей (отец работал там бухгалтером), вступил на театральную стезю.

Ефремов окончил Школу-студию МХАТ в 1949 году. Мейерхольда уже не было, Таирова скоро не будет. МХАТа, по сути, тоже не было. Он стал воплощением советского официоза и излюбленным местом советского нобилитета. В XX веке едва ли не все выдающиеся деятели театра, да и шире — искусства, начинали свой творческий путь с ниспровержения авторитетов, с треплевского «нужны новые формы». У поколения Ефремова такой возможности не было. Подлинные авторитеты были уничтожены режимом. Некоторые физически. Другие путем превращения в идолов. Поэтому главной задачей парадоксальным образом стала не борьба с традицией, а возвращение к ней. Контркультурный бунт и послевоенный европейский авангард — все эти удовольствия оказались не для нас. Некоторые критики после спектакля «Современника» «Вечно живые» говорили с разочарованием: «Но ведь это просто хороший старый МХАТ». Думаю, второй эпитет должен был радовать режиссера даже больше, чем первый.

В своем «протестантском» пафосе Ефремов был, разумеется, не одинок. Это вообще было веяние времени. В конце концов пьесы Шатрова тоже можно рассматривать как попытку восстановить чистоту коммунистического учения, освободив его от наслоений культа личности. Дело, однако, не только в тенденции, но и в самом наполнении воскрешаемого идеала. Будь создатель «Современника» лишь антисталинским соколом и певцом «комиссаров в пыльных шлемах», о нем вряд ли вспоминали бы сейчас всем театральным миром, но он стал новым апостолом самой прекрасной и возвышенной из всех театральных религий. 

В 70-м Ефремова позвали реанимировать уже почти разложившийся к тому времени МХАТ. Это было так же странно, как назначить Мартина Лютера Папой римским. Лютер наверняка отказался бы. Ефремов согласился. Это был тоже реформаторский, но уже не протестантский порыв (в то время искренне верили, что все на свете — от театра до партии — можно реформировать изнутри). Засучив рукава он принялся за расчистку авгиевых конюшен (доставшийся ему МХАТ насчитывал в своей труппе двести человек, планомерно борющихся друг с другом за очередные звания и награды) и порядком в своем начинании преуспел. Более того, он умудрился собрать под крышей главного театра страны большую часть всех имеющихся в стране и еще не забронзовевших звезд и уже тем самым отчасти реанимировал его. Иными словами, он показал себя настоящим театральным строителем, а ведь таких людей в истории режиссуры единицы. Даже меньше, чем гениев. Но в схватке с МХАТ СССР нельзя было не проиграть. Под спудом подковерных интриг, вызовов на ковер и последовавшего за ними знаменитого мхатовского раскола придуманный Ефремовым театральный вариант неореализма, прозванный «шептальным реализмом» и поразивший всех когда-то неподдельной искренностью интонации, как-то скис, испарился. От коренной мхатовской идеи «товарищества на вере» не осталось и следа. Но в самом Ефремове искренность, верность подписанной кровью клятве, равно как святая вера в то, что с помощью театра можно творить добро и поучать власть, жили до конца. Незадолго до смерти он все еще грезил идеей начать все сначала, опять все реформировать. В историю европейской культуры он вряд ли войдет как автор оригинальной режиссерской концепции, но в истории русской культуры навсегда останется символом того протестантского порыва, что называют иногда порядком затертым, а то и вызывающим глухое раздражение словом «шестидесятничество». Теперь — после смерти Ефремова — честных, искренних и талантливых апологетов этого самого шестидесятничества в нашем театре больше нет.
Пресса
Фото с историей. МХАТ, 1987 год: комедия распада, Олег Перанов, Собеседник, 8.10.2017
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017
Живой Ефремов, Дмитрий Брусникин, Известия, 1.10.2017
РАМТ поздравил своего патриарха, Елена Владимирова, Театрал, 13.12.2016
Олег Ефремов и театральная Москва, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести FM», 23.07.2016
Как Олег Ефремов делил МХАТ, Анжелика Пахомова, 7 дней, 4.02.2015
Театральный критик в заложниках у дворника МХАТа, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2014
Московскому Художественному театру — 115 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2013
Поэт, и раб, и гражданин, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.10.2012
Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012
Вечер памяти Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012
Последняя осень патриарха, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2012
Олег Ефремов жил театром, Григорий Заславский, радиостанция «Вести-FM», 1.10.2012
Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012
85 лет со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012
Исполняется 85 лет со Дня Рождения Олега Ефремова, видеосюжет Первого канала, 1.10.2012
День памяти Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 1.10.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод седьмой. «Аритмия», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 26.09.2012
День памяти Олега Ефремова: «Я в ответе за всех!», Валентина Оберемко, Аргументы и факты, 26.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод шестой. «Четвертая работа», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 25.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод второй. «Сборная страны», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 18.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод первый. «Нижнее фойе», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 17.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007
Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007
Его домом был театр, Любовь Лебедина, Труд, 2.10.2007
Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007
7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007
Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007
Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007
Все дальше от настоящего Ефремова, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.2007
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000