ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Без вина виноватые

Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Исторические расследования нынче в большой моде, причем с явным криминальным исходом. Кажется, не осталось ни одной известной личности, которая почила бы в собственной постели по воле Божией. Нет, злокозненные недруги их душат, в них стреляют, но чаще всего травят. Обывателю же куда интереснее поверить в зловещую или мелодраматическую легенду, чем в финал вполне обыденный.

Отчего скончался Моцарт, всем давно известно опять же благодаря легендарным версиям. Тень «черного человека» прочно отпечаталась на памяти Антонио Сальери, более известного в качестве убийцы гения, нежели знаменитого композитора. Существуют, впрочем, и иные версии, вроде «масонской руки», активно разрабатываемые в драматургии и беллетристике. Так что известный журналист, драматург и писатель Дмитрий Минченок, решивший предложить собственный вариант гибели Моцарта, здесь отнюдь не первопроходец. Видимо, в основу его пьесы «Концерт обреченных» легла не только авторская фантазия, но и кропотливые архивные изыскания. Также в одном из анонсов прозвучало и то, что режиссер Юрий Еремин изрядно поработал над уже готовым продуктом в целях то ли сокращения пьесы, то ли ее улучшения. 

Юрий Еремин в последнее время вообще очень любит становиться соавтором того или иного известного драматурга, будь то Уильямс или Гольдони. Что же касается «Концерта обреченных» в его окончательном сюжетном и текстовом звучании, то в нем осталось такое количество логических нестыковок и неясностей, что впору задуматься: таков первоисточник или его доработка?

Хотя идея-то красивая, с элементами детектива, предполагающая участие двух хороших актрис и много великой музыки. Судите сами: через энное количество лет после смерти Моцарта в его давно уже пустующем доме встретились две именитые композиторские вдовы, чтобы реставрировать реальную трагедию. Причем зачинщицей расследования оказалась не легкомысленная и вполне благополучная Констанца Моцарт, но Тереза Сальери, не желающая, чтобы ее дочери ходили с клеймом «детей убийцы». Увы, переоценила бедная Тереза возможности своей психологической атаки и в конце концов призналась, что она-то и убила. По недосмотру, конечно. Кто же знал, что Моцарт схватит не свой бокал, а тот, куда она влила яд для себя, желая покончить с собой на глазах австрийского гения от неразделенной к нему любви. Вот ведь мелодрама какая вышла, впрочем, тоже не Минченком впервые сочиненная.

Правда, откуда в подобной ситуации взялась легенда о Сальери-убийце, понять нельзя. Равно как и то, зачем бы виновной Терезе затевать собственное разоблачение. А уж сколько промежуточных возможных убийств они с Констанцей обнаружили за час с небольшим сценического времени: тут и любовники обоих супругов, и обманутые мужья, и масоны, и даже сама Констанца. Причем все это идет впроброс, пробалтывается скороговоркой. Понятно, что детективы писать непросто, но нельзя же изымать оттуда самой логики преступления. 

Конечно, описание в рецензии сюжетных перипетий — дурной тон. Но что делать, если без этого не обойтись, ведь, вероятно, главным манком для театра служила именно пьеса. Что же до режиссера, то он не был здесь постановочно агрессивен, как случалось в последнее время, и попытался раствориться в хороших актрисах Ольге Барнет (Тереза) и Евдокии Германовой (Констанца). Но все равно не избежал банальностей и лобовых ходов. В том числе и музыкального свойства. По крайней мере, из произведений хорошего композитора Сальери намеренно выбраны самые помпезные и тяжеловесные фрагменты. И потом, нужна ли такая вопиющая иллюстративность: лишь только скажет кто о каком-либо произведении, как тут же сидящие рядом музыканты начинают послушно его исполнять.

Да и сами вдовы получились под стать мужниной музыке. Констанца — Германова искрит жизнерадостностью и готова к любым проказам, Тереза — Барнет монументальна и строга (даром что намеревалась умереть от любви). Впрочем, к актрисам отнюдь не стоит предъявлять никаких претензий: они работают честно и профессионально, но в сюжетно-режиссерских рамках. Последние же весьма узки, как сценический планшет, поднятый прямо посредине зрительного зала (сценография Алексея Порай-Кошица сама по себе функциональна). И если Ольга Барнет все-таки пытается сыграть некую судьбу Терезы, обнаруживая порой тщательно скрываемое, то Евдокия — Германова купается в откровенном комедиантстве «веселой вдовы».

Впрочем, к чести режиссера, он все же предложил актрисам массу привлекательных ходов и приемов детективного толка — с переодеваниями и даже трансформацией Констанцы в собственного супруга. За этим интересно наблюдать, если бы не невнятная интрига, требующая для своей расшифровки огромного мозгового и душевного напряжения. 
Пресса
Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия — Театрал, 30.03.2007
Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006
Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006
Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006
Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006
Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006
Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003
Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002
Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002
Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002
Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002